Конспект беседы с детьми подготовительной группы "Как люди научились считать?"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Беседа с детьми подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект беседы "Как людт научились считать?" | 14.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №22 комбинированного вида
Центрального района Санкт-Петербурга
Конспект проведения беседы
с детьми подготовительной группы
на тему: «Как люди научились считать!»
составила
Татьяна Владимировна Станкевич
воспитатель
Цель: дать детям представление об истории возникновения счёта и математики.
Ход беседы
Учёные предполагают, что жизнь зародилась в Междуречье – Месопотамии. Именно здесь были плодородные земли, где люди стали выращивать и собирать богатый урожай зерновых культур, разводить стада животных, строить города (проиллюстрировать). Эти удивительные люди, жившие между реками – Тигром и Евфратом, сумели даже на засушливой почве собирать хороший урожай, т.к. придумали орошение (проиллюстрировать, можно организовать опыт). Этот процветающий народ назывался шумерами. Богатство и высокий уровень культуры натолкнули их на мысль о том, как же учесть всё своё богатство и записать это.
У древних охотников вещей было немного, поэтому и считать было нечего. Он вполне мог обойтись двумя, тремя числами. Например, 1 – мамонт, 1- кровать, 1-3 стула, 1- сундук, 1 – прялка, 1- ступка, 2 каменных ножа, 4-5 глиняных сосудов (проиллюстрировать).
Изобретению счёта мы обязаны именно богатым скотоводам и земледельцам – шумерам. Жили они в своих домах постоянно, а по тому вещи всё накапливались и накапливались. Им нужны были цифры больше, чем древним охотникам и они начали считать по пальцам. Сосчитав все пальцы на одной руке, они переходили на другую, а затем считали всё заново по второму кругу и т.д. Они считали десятками и эту систему мы у них позаимствовали.
Индейцы майя в Гватемале и Мексике поступали иначе: когда кончались пальцы на руках, они переходили на ноги. Именно так – двадцатками – считали индейцы майя в Гватемале и Мексике.
А некоторые народы предпочитали считать дюжинами (число 12). Это число удобно тем, что его можно представить в виде очень многих сочетаний: 2 шестёрки, 3 четвёрки, 4 тройки, 6 пар. Бывало, что за основу счёта брали число 60. Считать стали по 60 потому, что в расчёт брался сустав пальца: на каждом пальце 3 сустава – всего на руках и ногах их 60. А если считать по 60 вам кажется нелепым, то взгляните на любые часы. В каждом часе 60 секунд, 60 минут. Мы кладём число 60 в основу счисления времени и некоторых других величин, потому что более 5000 лет назад древний народ ввёл большие числа, чтобы измерять свои большие урожаи, свой достаток и это были всё те же ШУМЕРЫ.
В Шумерах каждый город управлялся жрецом, в сущности, он был не просто мэром, а настоящим царём. И понятно, что они ни чего не выращивали и не производили ни каких материальных ценностей, а кормились данью: они взимали у других пищу, как налог. В больших кладовых хранились огромные запасы, и жрецам важно было знать, сколько их накопилось. Главный жрец требовал, чтобы сборщики налогов давали ему полный отчёт о собранной дани. Причём расчёты надо было вести наглядно, а не в уме – так, чтобы ими могли воспользоваться все, кто занимается счётной работой. Как вели счёт ШУМЕРЫ, никто точно не знает: может, делали зарубки на палке или чертили какие-то знаки на земле, может, выцарапывали чёрточки на ракушках или вязали разные узелки на шнурках разной длины и разного цвета (кстати, эти узелки служили напоминанием тому, кто их вязал).
Во многих странах света люди, чтобы не сбиться со счёта, помогали себе рисунками и ШУМЕРЫ так же этим пользовались. Рисунки делали на доступном материале – глине, пока она была сырая, на неё можно было легко наносить пометки острым орудием, а если глину обжечь, то пометки останутся на века. Каждый рисунок служил знаком, какого – то предмета, и эти «знаки-предметы» избавили сборщиков налогов от множества хлопот, но важно было то, что это подтолкнуло людей к созданию письменности.
Интересно, что у древних народов Европы (у греков) не было знаков «1» и «5», а так же «0» их ввели в обиход древние ИНКИ.
Литература:
Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва, издательство АСТ, 1997, стр. 20-26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы с детьми подготовительной группы на тему"Море в поэзии"
развитие речи в подготовительной группе...
Конспект беседы с детьми подготовительной группы по пдд
Беседа с детьми подготовительной группы "Что такое улица и чем она живет?"...
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна
Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...
Конспект беседы с детьми подготовительной группы на тему «Знакомство с жизнью Ивана Петровича Кулибина»
Знакомство детей с великими людьми, жившими в г. Нижнем Новгороде.Обогащение и развитие речи детей.Воспитание гордости за наш край, его людей.Воспитание любови к Родине....
Конспект беседы с детьми подготовительной группы "Зрение"
Конспект беседы с детьми подгтовительной группы "Зрение"...
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Счастье - глазами детей».
Конспект беседыс детьми подготовительной к школе группына тему: «Счастье - глазами детей».Задачи:Формирование у детей представления о счастье.Развитие абстрактного мышления, творческого во...
конспект беседы с детьми "Как жили люди на Руси"
знакомство дошкольников с предметами быта....