«Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа».
статья (подготовительная группа)

Ирина Мандриченко

 

Цель:Ознакомление дошкольников с историей  и культурой русского  народа

 Фольклор является наиболее яркой   сферой выражения народного идеала.  Основной чертой фольклора, его достоинством является тесней­шая связь с окружающей жизнью. Причем во многих произведениях жизнь народа, его обы­чаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт от­дельных времен и народов.

 Воспитание детей на материале русского на­родного фольклора вовсе не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Русские педагоги неоднократно отмечали, что воспитывать ребенка на основе русской нацио­нальной культуры — значит приобщать его к общечеловеческой культуре, так как общечело­веческая культура — это собрание националь­ных достижений. В любой систе­ме воспитания можно брать только наиболее ра­циональные черты, а проводить их в жизнь на своей национальной основе, более близкой и по­нятной ребенку.

 Мне захотелось внести в свою работу с  детьми богатство народной мудрости ,познакомиться с культурой и историей русского народа, его обрядами ,бытом, величайшей копилкой  песен, хороводов, игр; изготовить необходимые ат­рибуты, костюмы, словом, спланировать работу с детьми так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня. Большое место в своей работе я отвела календарным праздникам русского народа.  Обряды и обычаи имели исключительно- важное значение в жизни людей.

Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Род­ная песня обогащает детей музыкальными обра­зами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражения­ми, эпитетами, поэтическими оборотами:

травуш­ка-муравушка, трава шелковая, зимушка-зима, Ванечка-дружок, девицы-красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягоду зем­ляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой.

Несмотря на то, что в песнях встречаются не­знакомые современным детям или звучащие не­привычно слова : коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы.

Напевный характер песни помогает разви­тию дыхания у детей. Выразительное музыкаль­ное заключение дополняет общее настроение и музыкальный образ песни. Чтобы интерес к песне не ослабевал, исполь­зую различные методические приемы, которые к тому же помогают мне лучше узнать индивиду­альные возможности детей. Наблюдая за детьми во время свободных игр, мы с воспитателем ви­дели их попытки инсценировать песни, создавать несложные пляски под плясовые : «Ах вы, сени», «Калинка», желание подбирать любимые мело­дии на металлофоне.

На праздниках  звучали на­родные пословицы о Родине, дружбе и мире: «Доброе братство сильнее богатства», «Мир да лад — большой клад», «На чужой стороне и весна не красна», «Человек без Родины — что соловей без песни».

Не обходятся утренники без хорово­дов: «Пойду ль, выйду ль я», «Ах, улица, ули­ца», «Во поле береза стояла», в котором зву­чат в исполнении детей необыкновенно поэти­ческие слова о березке.

  Важное значение в му­зыкальном воспитании детей имеют игры с пением. Они  развивают устой­чивость интонации в пении, умение согласовы­вать пение с движением. Игры с пением могут проводиться без музыкального сопровождения вне музыкальных занятий под руководством  вос­питателя. Важно бывает создать соответствующую об­становку, оформить игру интересными атрибута­ми. Для проведения игры «Кто у нас хороший» вносим домик, расписанный в русском стиле, ко­кошник девочке, шапку и игрушечную лошадку мальчику. Перед игрой «У медведя во бору» де­ти наряжаются. Девочки надевают платочки, берут   корзиночки, мальчик, который бу­дет играть роль медведя, надевает костюм.

Чтобы весь песенный и игровой материал по-настоящему вошел в жизнь детей, обогатил их самостоятельную музыкально-художественную деятельность, надо было заинтересовать, увлечь коллектив воспитателей.

       Дети с интересом участвовали в проведении календарных праздников таких как: «Воздвижение» (27 сентября) -где показали свои знания примет, пословиц, игр этого дня. С удовольствием играли с Лешим, показывали ему своё мастерство в игре на музыкальных инструментах, солили капусту.

 «Посиделки на Покров»(14 ноября)-показали детям время окончания сбора урожая ,время свадеб. Детям очень полюбилась игра «Соседи», в которой дети выбирали себе  девицу или молодца.

 Дети подружились с домовёнком Кузей в день Ефрема Сирина-10 февраля. Пели песню « У нашей у Дуни», задабривали домового-хозяина дома. Играли с ним в игру «Лавочка»

 22 марта Весенний праздник «Сороки», дети пели песни «Жаворонушки»,водили хоровод «Матушка Весна», наблюдали как печь Емели по волшебству Весны испекла пряничных птиц , которыми угощали всех гостей

Подводя итог сказанному, можно отметить, что Народ­ный земледельческий календарь является значительным явлением в духовной культуре русского народа. Что касается аграрных обрядов и обычаев, то они были одним из важных средств передачи новым поколениям мно­говекового земледельческого опыта, а также формой орга­низации разумного отдыха, который обставлялся яркими художественными ритуалами.

                                                                                                                          Во    время  подготовки  к развлечениям дети каждый раз узнавали что-то       новое о   традициях   русского   народа ,о давно забытых играх и назначении неизвестных им предметов, учились понимать смысл  пословиц и поговорок   ,  организовали выставку, где были представлены рабо­ты и поделки родителей.    В нашем детском саду на протяжении 10 лет действует музей народно-прикладного искусства и предметов быта русского народа. Я  внесла  свой  вклад в его создание. Расписала  старую  прялку, изготовила печь и котелок  из  папье- маше. Оформили его в  виде горницы, заниматься сюда приходят дети  всего   детского  сада.   И здесь проходят занятия  фольклорной группы.

   Дети  становятся более  раскованными,   у них  появляется  уверенность   и желание проявить себя. Они   учатся   рассуждать, фантазировать.  Кроме того,  они учатся видеть мир глазами народной мудрости.

     Основываясь на своем. опыте, могу сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими им и любимыми ими, спо­собствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искус­ству развитию интереса к истории, его быту.   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

БДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»

Музыкальный руководитель: Мандриченко Ирина Степановна.

«Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа».

Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Причем во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времен и народов.

Воспитание детей на материале русского народного фольклора вовсе не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Русские педагоги неоднократно отмечали, что воспитывать ребенка на основе русской национальной культуры — значит приобщать его к общечеловеческой культуре, так как общечеловеческая культура — это собрание национальных достижений. В любой системе воспитания можно брать только наиболее рациональные черты, а проводить их в жизнь на своей национальной основе, более близкой и понятной ребенку.

Мне захотелось внести в свою работу с детьми богатство народной мудрости ,познакомиться с культурой и историей русского народа, его обрядами ,бытом, величайшей копилкой песен, хороводов, игр; изготовить необходимые атрибуты, костюмы, словом, спланировать работу с детьми так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня. Большое место в своей работе я отвела календарным праздникам русского народа. Обряды и обычаи имели исключительно- важное значение в жизни людей.

Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами:

травушка-муравушка, трава шелковая, зимушка-зима, Ванечка-дружок, девицы-красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягоду земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой.

Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова : коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы.

Напевный характер песни помогает развитию дыхания у детей. Выразительное музыкальное заключение дополняет общее настроение и музыкальный образ песни. Чтобы интерес к песне не ослабевал, использую различные методические приемы, которые к тому же помогают мне лучше узнать индивидуальные возможности детей. Наблюдая за детьми во время свободных игр, мы с воспитателем видели их попытки инсценировать песни, создавать несложные пляски под плясовые : «Ах вы, сени», «Калинка», желание подбирать любимые мелодии на металлофоне.

На праздниках звучали народные пословицы о Родине, дружбе и мире: «Доброе братство сильнее богатства», «Мир да лад — большой клад», «На чужой стороне и весна не красна», «Человек без Родины — что соловей без песни».

Не обходятся утренники без хороводов: «Пойду ль, выйду ль я», «Ах, улица, улица», «Во поле береза стояла», в котором звучат в исполнении детей необыкновенно поэтические слова о березке.

Важное значение в музыкальном воспитании детей имеют игры с пением. Они развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением. Игры с пением могут проводиться без музыкального сопровождения вне музыкальных занятий под руководством воспитателя. Важно бывает создать соответствующую обстановку, оформить игру интересными атрибутами. Для проведения игры «Кто у нас хороший» вносим домик, расписанный в русском стиле, кокошник девочке, шапку и игрушечную лошадку мальчику. Перед игрой «У медведя во бору» дети наряжаются. Девочки надевают платочки, берут корзиночки, мальчик, который будет играть роль медведя, надевает костюм.

Чтобы весь песенный и игровой материал по-настоящему вошел в жизнь детей, обогатил их самостоятельную музыкально-художественную деятельность, надо было заинтересовать, увлечь коллектив воспитателей.

Дети с интересом участвовали в проведении календарных праздников таких как: «Воздвижение» (27 сентября) -где показали свои знания примет, пословиц, игр этого дня. С удовольствием играли с Лешим, показывали ему своё мастерство в игре на музыкальных инструментах, солили капусту.

«Посиделки на Покров»(14 ноября)-показали детям время окончания сбора урожая ,время свадеб. Детям очень полюбилась игра «Соседи», в которой дети выбирали себе девицу или молодца.

Дети подружились с домовёнком Кузей в день Ефрема Сирина-10 февраля. Пели песню « У нашей у Дуни», задабривали домового-хозяина дома. Играли с ним в игру «Лавочка»

22 марта Весенний праздник «Сороки», дети пели песни «Жаворонушки»,водили хоровод «Матушка Весна», наблюдали как печь Емели по волшебству Весны испекла пряничных птиц , которыми угощали всех гостей

Подводя итог сказанному, можно отметить, что Народный земледельческий календарь является значительным явлением в духовной культуре русского народа. Что касается аграрных обрядов и обычаев, то они были одним из важных средств передачи новым поколениям многовекового земледельческого опыта, а также формой организации разумного отдыха, который обставлялся яркими художественными ритуалами.

Во время подготовки к развлечениям дети каждый раз узнавали что-то новое о традициях русского народа ,о давно забытых играх и назначении неизвестных им предметов, учились понимать смысл пословиц и поговорок , организовали выставку, где были представлены работы и поделки родителей. В нашем детском саду на протяжении 10 лет действует музей народно-прикладного искусства и предметов быта русского народа. Я внесла свой вклад в его создание. Расписала старую прялку, изготовила печь и котелок из папье- маше. Оформили его в виде горницы, заниматься сюда приходят дети всего детского сада. И здесь проходят занятия фольклорной группы.

Дети становятся более раскованными, у них появляется уверенность и желание проявить себя. Они учатся рассуждать, фантазировать. Кроме того, они учатся видеть мир глазами народной мудрости.

Основываясь на своем. опыте, могу сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими им и любимыми ими, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству развитию интереса к истории, его быту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных информационных технологий при ознакомлении дошкольников с историей, культурой и бытом Кубани».

Эта консультация для педагогов.В ней расскрываются современные информационные технологии, их применение в детских садах....

Ознакомление дошкольников с музыкальной культурой Санкт-Петербурга

Литературы по данному вопросу недостаточно. В журналах «Дошкольное воспитание» за последние годы есть несколько статей об ознакомлении дошкольников с балетами «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П.И. Чай...

Ознакомление дошкольников с музыкальной культурой Санкт-Петербурга

Литературы по данному вопросу недостаточно. В журналах «Дошкольное воспитание» за последние годы есть несколько статей об ознакомлении дошкольников с балетами «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П.И. Чай...

Перспективно тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с народной культурой (вторая младшая группа)

Данный материал рекомендуется педагогам дошкольного образования для работы с детьми по формированию основ знаний по народной культуре с детьми младшего возраста....

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК УСЛОВИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНООБРАЗИЕМ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

В статье представленны теоретические и практические рекомендации по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста....

«Система работы педагога по ознакомлению дошкольников с книжной культурой»

Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей. Одной из ведущих особенностей развития образования является стре...

"Ознакомление дошкольников с православной культурой"

В настоящее время в воспитании подрастающего поколения  довольно остро встал вопрос нравственного, духовного воспитания детей с самого раннего возраста. Конечно,основой воспитания ребенка являетс...