Труд в жизни детей
статья

Жданова Дарья Андреевна
Труд в жизни детей 
Труд – это основной источник материального и духовного обогащения общества. (5)
Трудовое воспитание – это определение в педагогике, которое означает задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества. Целью трудового воспитания является передача ученикам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду. (5)
Задача трудового воспитания – это осуществление начального профессионального образования, выработка трудолюбия, а также прочих нравственных качеств, положительного отношения к труду и его результатам. (5)
 
Согласно ФОП в области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:
формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;
воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;
развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье. (1)
 
Виды детского труда:
● Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личностных потребностей).
● Элементарно - бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка).
● Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду).
● Ручной труд (поддержание порядка в группе: починка, подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и пр.)
Организация труда детей:
● Поручения (индивидуальные и совместные).
● Дежурства (индивидуальные и совместные).
● Коллективный труд.
 
Учитывая данное, предполагаем следующие действия воспитателя:
Педагог знакомит детей с содержанием и структурой процессов хозяйственно­ бытового труда взрослых, обогащает их представления, организуя специальные образовательные ситуации с моделированием конкретных трудовых процессов взрослых. Беседует с детьми, обращает внимание на целостность трудового процесса, направленного на продуктивный результат, вызывает у детей добрые и уважительные чувства к взрослым, которые заботятся о жизнедеятельности детей в ДОО.
Педагог поддерживает инициативу детей узнать и рассказать о трудовой деятельности взрослых, поощряет коммуникативную активность ребёнка, связанную с желанием рассказать о профессии мамы или папы, описать их трудовые действия, рассказать о результатах их труда.
Педагог расширяет представление детей о предметах как результате труда взрослых, о многообразии предметного мира материалов, знакомит детей с ключевыми характеристиками материалов.
Педагог рассказывает детям о бытовой технике, помогающей взрослым организовать бытовой труд дома; беседует с детьми о назначении бытовой техники, формирует представление о её назначении для ускорения и облегчения процессов бытового труда.
Педагог создает условия для позитивного включения детей в процессы самообслуживания   в   режимных   моментах   группы, поощряет   желание   детей проявлять самостоятельность и инициативность, используя приемы поощрения и одобрения правильных действий детей, результатов процесса самообслуживания. В процессе самообслуживания обращает внимание детей на необходимость бережного отношения к вещам.  В процессе самообслуживания педагог   напоминает   детям   о   важности   соблюдения   очередности   действий   в трудовом процессе для достижения качественного результата, демонстрирует детям приемы самоконтроля для оценки результата, поощряет действия детей, направленные на применение способов самоконтроля в процессе выполнения действий.
Одобряет действия детей, направленные на оказание взаимопомощи.
В процессе знакомства детей с трудом в природе необходимо познакомить их с трудом сотрудников детского сада по уходу за растениями. Можно привлечь детей к сбору семян цветов, к сбору урожая в огороде и т.п. В течение всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это надо делать ежедневно, чтобы дети поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года, а также воспитывать бережное отношение к живым существам. Привлечь детей к высадке семян и уходу за ними. В течение всего года, дети, выполняя ежедневные поручения педагога, участвуют в уходе за комнатными растениями уголка природы. (1)
 
К тому же воспитатель создает благоприятную РППС для организации самостоятельной деятельности детей в группе и на улице. Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный выбор ребёнком её содержания, времени, партнеров. Педагог может направлять и поддерживать свободную самостоятельную деятельность детей. (1)
 
Воспитатель осуществляет тесное сотрудничество так же с семьями воспитанников. Так как семья – это первый социальный институт человека. Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста. (1)
 
Систематическая, целенаправленная и обобщенная работа воспитателей с семьями воспитанников позволит воспитать в детях трудолюбие и любознательность. Приобретённые знания помогут детям в дальнейшей их профориентации и уважительному отношению к труду других людей.  
 
Подводя итог всему, можно сделать вывод, что трудовое воспитание в дошкольном возрасте носит многогранной характер: в процессе выполнения трудовых действий воспитываются положительные взаимоотношения между детьми и их личностные качества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_v_zhizni_detey_.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Труд в жизни детей

Труд – это основной источник материального и духовного обогащения общества. (5)

Трудовое воспитание – это определение в педагогике, которое означает задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества. Целью трудового воспитания является передача ученикам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду. (5)

Задача трудового воспитания – это осуществление начального профессионального образования, выработка трудолюбия, а также прочих нравственных качеств, положительного отношения к труду и его результатам. (5)

Согласно ФОП в области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:

  • формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;
  • воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
  • вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;
  • развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье. (1)

Виды детского труда:

● Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личностных потребностей).

● Элементарно - бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка).

● Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду).

● Ручной труд (поддержание порядка в группе: починка, подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и пр.)

Организация труда детей:

● Поручения (индивидуальные и совместные).

● Дежурства (индивидуальные и совместные).

● Коллективный труд.

Учитывая данное, предполагаем следующие действия воспитателя:

  • Педагог знакомит детей с содержанием и структурой процессов хозяйственно­ бытового труда взрослых, обогащает их представления, организуя специальные образовательные ситуации с моделированием конкретных трудовых процессов взрослых. Беседует с детьми, обращает внимание на целостность трудового процесса, направленного на продуктивный результат, вызывает у детей добрые и уважительные чувства к взрослым, которые заботятся о жизнедеятельности детей в ДОО.
  • Педагог поддерживает инициативу детей узнать и рассказать о трудовой деятельности взрослых, поощряет коммуникативную активность ребёнка, связанную с желанием рассказать о профессии мамы или папы, описать их трудовые действия, рассказать о результатах их труда.
  • Педагог расширяет представление детей о предметах как результате труда взрослых, о многообразии предметного мира материалов, знакомит детей с ключевыми характеристиками материалов.
  • Педагог рассказывает детям о бытовой технике, помогающей взрослым организовать бытовой труд дома; беседует с детьми о назначении бытовой техники, формирует представление о её назначении для ускорения и облегчения процессов бытового труда.
  • Педагог создает условия для позитивного включения детей в процессы самообслуживания   в   режимных   моментах   группы, поощряет   желание   детей проявлять самостоятельность и инициативность, используя приемы поощрения и одобрения правильных действий детей, результатов процесса самообслуживания. В процессе самообслуживания обращает внимание детей на необходимость бережного отношения к вещам.  В процессе самообслуживания педагог   напоминает   детям   о   важности   соблюдения   очередности   действий   в трудовом процессе для достижения качественного результата, демонстрирует детям приемы самоконтроля для оценки результата, поощряет действия детей, направленные на применение способов самоконтроля в процессе выполнения действий.
  • Одобряет действия детей, направленные на оказание взаимопомощи.
  • В процессе знакомства детей с трудом в природе необходимо познакомить их с трудом сотрудников детского сада по уходу за растениями. Можно привлечь детей к сбору семян цветов, к сбору урожая в огороде и т.п. В течение всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это надо делать ежедневно, чтобы дети поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года, а также воспитывать бережное отношение к живым существам. Привлечь детей к высадке семян и уходу за ними. В течение всего года, дети, выполняя ежедневные поручения педагога, участвуют в уходе за комнатными растениями уголка природы. (1)

К тому же воспитатель создает благоприятную РППС для организации самостоятельной деятельности детей в группе и на улице. Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный выбор ребёнком её содержания, времени, партнеров. Педагог может направлять и поддерживать свободную самостоятельную деятельность детей. (1)

Воспитатель осуществляет тесное сотрудничество так же с семьями воспитанников. Так как семья – это первый социальный институт человека. Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
  • обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста. (1)

Систематическая, целенаправленная и обобщенная работа воспитателей с семьями воспитанников позволит воспитать в детях трудолюбие и любознательность. Приобретённые знания помогут детям в дальнейшей их профориентации и уважительному отношению к труду других людей.  

Подводя итог всему, можно сделать вывод, что трудовое воспитание в дошкольном возрасте носит многогранной характер: в процессе выполнения трудовых действий воспитываются положительные взаимоотношения между детьми и их личностные качества.

Список используемой литературы:

  1. Федеральная    образовательная     программа    дошкольного     образования, утверждённым    приказом   Министерства   просвещения   Российской   Федерации от 30 сентября 2022 г. NQ 874.
  2. Буре, Р. Организация труда детей и методика руководства [Текст] Р.Буре Дошкольное воспитание. – 2013. - №4. - С.17-25.
  3. Иващенко, Ф.И. Психология трудового воспитания [Текст]: учебное пособие Ф.И. Иванова. – Мн.: Высш. Школа, 2010. -143с.
  4. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст] учебн.пособие С.А.Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д.Калишенко.-  М.: Академия, 2011. – 192с.
  5. https://zaochnik-com.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/trudovoe-vospitanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни через знакомство с профессиями. Проект "Все работы хороши"

Дети знакомятся с профессиями взрослых через проект "Все работы хороши ", что позволяет им усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, ин...

Статья " Труд в жизни дошкольника"

Трудовая деятельность это одна из важных составляющих развития ребёнка....

"Труд и его место в организации жизни детей старшего дошкольного возраста"

Дети 5-7 лет проявляют большой интерес к труду взрослых, потребность участвовать со старшими в выполнении трудовых процессов или сделать что-либо самостоятельно....

Значение ручного труда в жизни ребенка дошкольного возраста

В   процессе   работы   с   природным   материалом формируется  бережное  отношение  к природе  и воспитываются первые трудовые на...

Труд в жизни ребенка.

Значение труда в жизни ребенка....

" Труд в жизни детей 3-4 лет"

В данной статье указано для чего нам нужно знакомить детей с трудом, как труд влияет на формирование личности....

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Труд в жизни ребенка»

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда &nd...