Педагогическая гостиная «Су-Джок терапия как одно из средств развития речи детей»
консультация
Цель: познакомить воспитателей с современной нетрадиционной технологией –
Су-Джок терапией в работе с детьми по развитию речи, освоение и последующее активное применение здоровьесберегающей технологии в практической деятельности педагога.
Задачи:
- Сформировать представление о нетрадиционной технологии Су-Джок терапии.
- Познакомить педагогов с приемами Су-Джок терапии в работе с детьми.
- Расширить представление педагогов о методах и формах работы, помогающих активизировать биологически активные точки по системе Су- Джок.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся инновационные технологии.
И мне бы хотелось сегодня, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с инновационной технологией – Су-Джок терапией, которая также относится и к здоровьесберегающей технологии.
Су-джок терапия – это одно из направлений восточной медицины, разработанное южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача.
Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать непосредственно образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт для детей во время непосредственно образовательной деятельности.
В своей практике я применяю Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами.
Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
На кистях рук имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.
Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок, это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время, воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
1. Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект уже через несколько минут, а иногда и секунд
2. Абсолютная безопасность – Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее – а самой природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция определённых точек приводит к излечению. А неправильное применение метода никогда не наносит вред человеку – оно просто неэффективно.
3. Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
4. Доступность метода для каждого человека.
А сейчас я предлагаю вам поучаствовать и выполнить несколько упражнений используя Су-Джок шарики. Прежде чем приступить к играм и упражнениям, давайте друг друга поприветствуем и познакомимся.
Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
– Теплоты и доброты.
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Упражнение: «Имя - свои качества на первую букву имени».
Цель: разминка, приветствие участников друг друга.
Участникам предлагается назвать свое имя и качества на первую букву имени.
На первом этапе мы знакомим детей с действиями, а уже на последующих занятиях разучиваем небольшие стихотворения. Например:
1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка.
Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, - (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
****
Здравствуй, мой любимый мячик! —
Скажет утром каждый пальчик.
(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем).
****
Капал дождик на ежонка,
Капал дождик на зайчонка,
Капал дождин на лисенка,
Капал дождик на волчонка
А на мишку не попал.
Он в берлоге крепко спал.
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу,
Здоровья пальчику желаю
Ловким быть его учу.
СКАЗКА «Ежик на прогулке»
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке). Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много ... как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
2.Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Игра: «Шарик катай, пять животных называй»
Цель: расширение словарного запаса, умение соотносить родовые и видовые понятия, развитие внимания и памяти.
Игра: «Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Игра: «Цепочка слов»
Цель: закрепление в речи различных типов окончаний имён существительных.
Игра: «Посчитай до 5»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, различных типов окончаний имён существительных.
Игра: «Скажи наоборот»
Цель: закрепление слов – антонимов.
3. Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания.
Выполнение инструкций:
- Наденьте колечко на мизинец правой руки.
- Возьмите шарик в правую руку и спрячьте за спину.
- Закройте глаза, я надену колечко на любой палец, а вы должны назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
4.Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.
(На столе коробка. Ребенок сначала выполняет инструкции педагога, а затем отвечает на вопросы).
- Положи красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки;
- Куда я положила зеленый шарик? (В коробку)
- Откуда я достала красный шарик? (Из коробки) и т. д.
6. Массаж Су -Джок шарами, /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
7. Логоритмические игры и упражнения с использованием шарика Су-Джок.
По сухой лесной дорожке
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Волк подкрался, ну и что ж,
Превратился в мячик ёж.
Игра «Поймай ёжика». Дети перекатывают массажные шарики друг другу по столу.
Рефлексия. Задание: «Рисуем ладонь».
Педагогам предлагается задание, в котором каждый палец ладони обозначает позицию, по которой надо высказать свое мнение.
1) Большой – было важным и интересным…
2) Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
3) Средний – мне было трудно (мне не понравилось)
4) Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
5) мизинец – для меня недостаточно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пескотерапия,как одно из средств развития речи детей.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто ...
Использование пословиц и поговорок русского народа на занятиях в общеобразовательной школе как одно из средств развития речи детей
Об использовании пословий и поговорок на школьных занятиях...
Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей. Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...
Консультация для родителей «Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...
Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей.
Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей. Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошко...
Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность – как одно из средств развития речи детей»
В ведущем виде деятельности – игре важное место занимают театрализованные игры. Здесь дети учатся активно расширять свой словарный запас, овладевать умением выполнять определённые роли. В старше...