Консультация для педагогов на тему: «Поддержка детской инициативы»
консультация
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
initsiativa_2.docx | 20.8 КБ |
initsiativa_1.docx | 100.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ д/с «Челночок»
город Балашов, Саратовская область
учитель-логопед
Маркова О.В.
Консультация для педагогов
на тему: «Поддержка детской инициативы»
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.
Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.
Инициативный ребенок дошкольного возраста – что это значит?
1) В 2-3 года приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией прогулочных участков с целью повышения самостоятельности;
• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, чётко исполнять их и следить за их выполнением всеми детьми;
2) В 3-4 года приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
• в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;
3) В 4-5 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
• обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;
4) В 5-6 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
• поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу;
5) В 6-8 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
• спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности;
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Для организации работы в этом направлении, существуют следующие принципы:
• Деятельность - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
• Вариативность - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
• Креативность - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Наиболее эффективные формы работы :
1. Познавательные занятия.
2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование.
3. Наблюдение и труд в уголке природы.
4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.
5. Самостоятельная деятельность детей.
Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детских инициатив.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Челночок» города Балашова
педагогам
«Поддержка детской инициативы»
Подготовила:
Учитель-логопед
Маркова Ольга Владимировна
В федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста:
самостоятельность, инициативность, творчество.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного
детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
-игра;
-познавательно-исследовательская деятельность;
-продуктивная деятельность;
-коммуникативная деятельность и др.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности дошкольников"
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных....
Консультация "Создание условий для поддержки детской инициативы в ДОУ."
Консультация для воспитателей детских садов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы."...
Мастер-класс по теме: Поддержка детской инициативы и индивидуальности через театрализованную деятельность
Поддержка детской инициативы и индивидуальности через театрализованную деятельность...
Консультация для педагогов: «Способы поддержки детской инициативы ФГОС»
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12650433","attributes":{"alt":"...
Презентация на тему "Поддержка детской инициативы"
Презентация о том как поддержать детскую инициативу....
Консультация для педагогов «Способы поддержки детской инициативы ФГОС»
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.ФГОС указывается, ...
Выступление на тему: "Поддержка детской инициативы в сюжетно-ролевой игре".
Инициативность у детей проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в коммуникативной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Иниц...
- Мне нравится (1)