Консультация для педагогов в рамках « Школы молодого воспитателя» Детская инициатива и самостоятельность
консультация (старшая группа)
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terzikyan_m.zh_._konsultatsiya_detskaya_initsiativa.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов в рамках « Школы молодого воспитателя»
Детская инициатива и самостоятельность детей в старшей группе компенсирующей направленности № 9
Подготовила:
Терзикян М.Ж.,
воспитатель высшей квалификационной категории
ФГОС ДО указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы одно из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей.
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать в работе с дошкольниками.
В нашей группе детская деятельность, в том числе самостоятельная, организована таким образом, что ребёнок наблюдает, запоминает, сравнивает, действует, добивается поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым наши дети что-то делали сами: ощупывали, вырезали, строили, составляли, изображали. Дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей.
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, а так же в нашей группе. В форме самостоятельной инициативной деятельности в группе осуществляются все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает необходимое влияние на развитие разных компонентов самостоятельности: интеллектуальный, эмоциональный и волевой.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Для удобства в группе есть алгоритм действий при умывании и одевании. В трудовой деятельности( алгоритм дежурства) заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Привлекаем детей к участию в планировании работы. В большинстве случаев - это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой наши дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой; коллективно обсуждают, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.
Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому мы организуем целевые прогулки, экскурсии,(«Лес-сосны до небес», «Синичкина столовая», «Поле золотое»), во время которых дети имеют возможность наблюдать труд взрослых ( дворников).
Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация). В процессе продуктивной деятельности формируем такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Наши дети приучаются быть активными в наблюдении, выполнении работы, проявляют самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
При организации продуктивной деятельности на занятиях мы стараемся мотивировать на достижение цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определять значимость деятельности (например: изготовление поделок для малышей, дежурство по группе и т.п.).
Для самостоятельной продуктивной деятельности у нас в группе оборудован «Уголок творчества», который создан по принципу доступности и мобильности. В уголке собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, трубочки для раздувания, цветная и тонированная бумага, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). Все это способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.
Коммуникативная деятельность. В общении со сверстниками в у нас в группе есть правила без отрицания –
1Играем дружно.
2 Разговариваем спокойно.
3Убираем игрушки на место.
4По группе ходим шагом.
Формирование коммуникативной самостоятельности, на мой взгляд, должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным), так и к всевозможным мероприятиям.
Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создать условия и предоставить достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
В группе создана предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко меняется, дополняется, в зависимости от задач (Центр «Юные астрономы», математический центр, речевой). Размещение оборудования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому уровню развития детей. В группе расположены разнообразные схемы(конструкторов, мнемосхемы, алгоритмы действий), таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления . Предметы, побуждающие наших детей к проявлению интеллектуальной активности (новые игры и материалы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке и т. п.).
Среду периодически преобразовываем, пополняем, стимулируя творческую активность детей, побуждая к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Для этого используем разнообразные предметы-заместители, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, фотографии по сюжетно-ролевым играм, многофункциональные макеты, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение и сотрудничество с родителями мы строим на основе консультаций, бесед, а так же через сезонные выставки(« Осенний калейдоскоп», выставки посвящённые Дню защитника Отечества, 8 марта, День Победы и др.) конкурсы поделок которые, по утверждению родителей, сближают, позволяют открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.
Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности – это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат. Таким образом, правильно организованная среда и ее содержательное наполнение, тесное взаимодействие с родителями, организация практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Нетрадиционные формы работы с родителями»
Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Нетрадиционные формы работы с родителями»...
Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Направления работы с родителями»
Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Направления работы с родителями»...
Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»
Описаны:- приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;- правила организации родительского собрания;- игры и упражнения для проведения родительского собрания....
Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО
В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...
Воспитание у детей любви к родной природе, как одно из составляющих патриотического воспитания в рамках Школы молодого воспитателя.
В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребёнка. К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувств...
«Нетрадиционные формы работы с родителями». Консультация в рамках «Школы молодого воспитателя».
Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, ...
Консультация для педагогов на тему: " Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...