Консультация для педагогов в рамках « Школы молодого воспитателя» Детская инициатива и самостоятельность
консультация (старшая группа)

Терзикян Марина Жоровна

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать  в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terzikyan_m.zh_._konsultatsiya_detskaya_initsiativa.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов в рамках « Школы молодого воспитателя»

Детская инициатива и самостоятельность детей в старшей группе компенсирующей направленности № 9

  Подготовила:

 Терзикян М.Ж.,

воспитатель высшей квалификационной категории  

           

 ФГОС ДО указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы одно из условий, необходимых  для создания социальной ситуации развития детей.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать  в работе с дошкольниками.

          В нашей группе    детская деятельность, в том числе самостоятельная, организована таким образом, что ребёнок    наблюдает, запоминает, сравнивает, действует, добивается поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.  Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым наши дети что-то делали сами: ощупывали, вырезали, строили, составляли, изображали. Дети  приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, а так же в нашей группе. В форме самостоятельной инициативной деятельности в группе  осуществляются все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает необходимое  влияние на развитие разных компонентов самостоятельности: интеллектуальный, эмоциональный и волевой.

    Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Для  удобства в группе есть алгоритм действий при умывании и одевании. В трудовой деятельности( алгоритм дежурства) заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Привлекаем детей  к участию в планировании работы. В большинстве случаев - это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой наши дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой; коллективно обсуждают, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.

 Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому  мы  организуем целевые прогулки, экскурсии,(«Лес-сосны до небес», «Синичкина столовая», «Поле золотое»),  во время которых дети имеют возможность наблюдать труд взрослых ( дворников).

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация). В процессе продуктивной деятельности формируем такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Наши дети приучаются быть активными в наблюдении, выполнении работы,  проявляют самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

При организации продуктивной деятельности на занятиях мы стараемся мотивировать на достижение цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определять значимость деятельности (например: изготовление поделок для малышей, дежурство по группе и т.п.).

Для самостоятельной продуктивной деятельности у нас в группе оборудован «Уголок творчества», который создан по принципу доступности и мобильности. В уголке собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, трубочки для раздувания, цветная и тонированная бумага, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). Все это способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.

Коммуникативная деятельность.  В общении со сверстниками в у нас в группе есть правила без отрицания –

1Играем дружно.

2 Разговариваем спокойно.

3Убираем игрушки на место.

4По группе ходим шагом.

 Формирование коммуникативной самостоятельности, на мой взгляд, должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным), так и к всевозможным мероприятиям.

Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создать условия и предоставить достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

В группе  создана предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко меняется, дополняется, в зависимости от задач (Центр «Юные астрономы», математический центр, речевой). Размещение оборудования  позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому уровню развития детей. В группе  расположены разнообразные схемы(конструкторов, мнемосхемы, алгоритмы действий), таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления . Предметы, побуждающие наших детей к проявлению интеллектуальной активности (новые игры и материалы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке и т. п.).

Среду  периодически преобразовываем, пополняем, стимулируя творческую активность детей, побуждая к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Для этого  используем разнообразные предметы-заместители, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, фотографии по сюжетно-ролевым играм, многофункциональные макеты, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение и сотрудничество  с родителями мы строим на основе консультаций, бесед, а так же  через сезонные выставки(« Осенний калейдоскоп», выставки посвящённые Дню защитника Отечества, 8 марта,  День Победы и др.) конкурсы поделок которые, по утверждению родителей, сближают, позволяют открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

          Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности – это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат. Таким образом, правильно организованная среда и ее содержательное наполнение, тесное взаимодействие с родителями, организация практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Нетрадиционные формы работы с родителями»...

Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Направления работы с родителями»

Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Направления работы с родителями»...

Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»

Описаны:- приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;- правила организации родительского собрания;- игры и упражнения для проведения родительского собрания....

Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО

В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...

Воспитание у детей любви к родной природе, как одно из составляющих патриотического воспитания в рамках Школы молодого воспитателя.

В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребёнка.    К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить  в детях живое чувств...

«Нетрадиционные формы работы с родителями». Консультация в рамках «Школы молодого воспитателя».

Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, ...

Консультация для педагогов на тему: " Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...