Теория решения изобретательных задач
статья (подготовительная группа)

Чибисова Татьяна Олеговна

ТРИЗ - это теория решения изобретательных задач, оформленная в методологию, которую сейчас используют во всем мире. Автор теории – советский фантаст, инженер и изобретатель Генрих Альтшуллер, изучивший более двухсот тысяч патентов, чтобы понять, как устроен процесс изобретательства изнутри. Итоги этого изучения легли в основу концепта, который был изложен в книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИЗ

ТРИЗ- это теория решения изобретательных задач, оформленная в методологию, которую сейчас используют во всем мире. Автор теории – советский фантаст, инженер и изобретатель Генрих Альтшуллер, изучивший более двухсот тысяч патентов, чтобы понять, как устроен процесс изобретательства изнутри. Итоги этого изучения легли в основу концепта, который был изложен в книге.

Теория начала создаваться в середине 1940-х годов прошлого века, оформилась к концу 1970-х и представляет собой анализ того, как эффективно находить наиболее подходящее решение из возможных при минимальных затратах ресурсов. ТРИЗ предлагает структурировать подход к мышлению и ряд приемов, позволяющих придумывать новое, находить нестандартное.

Главное преимущество ТРИЗ, как полагают практики и ученые, - в том, что методология хорошо систематизирована, воспроизводима, надежна, не зависит от психологических аспектов разных людей и дает больше знаний о том, как устроена креативность. Таким образом, применять ее можно в неограниченном числе сфер – даже в личных отношениях и быту.

Принципы:

  • Она отмечает, что идеальный продукт (идеальный конечный результат, ИКР) — главная цель изобретательства. Идеальным ИКР считают максимальный результат при минимальных затратах и без нежелательных «побочных эффектов». Как правило, достичь ИКР можно тремя способами: a) убрав объект; б) сделав так, чтобы объект все делал сам; в) заставив другие объекты выполнять нужную работу.
  • Она подчеркивает, что противоречия помогают решать проблемы. Это значит, что решить нетривиальную задачу можно, только выявив и устранив основные противоречия, и сделавшие ее таковой изначально. При этом при устранении противоречий можно стремиться к трем вариантам результата: а) чтобы все осталось как было; б) чтобы исчезло ненужное качество; в) чтобы появилось новое, полезное качество.
  • Она показывает, что процесс изобретательства (поиска креативного решения) хорошо систематизируется. Следовательно, есть инструменты, которыми можно воспользоваться, и которые подробно описаны.

Если кратко, то процесс решения изобретательской задачи, по ТРИЗ, выглядит так:

  • Нужно сформулировать задачу.
  • Нужно указать все противоречия, которые требуется устранить для решения сформулированной задачи.
  • Нужно описать желаемый идеальный конечный результат.
  • Нужно определиться с ресурсами, которые вы готовы выделить на достижение результата.
  • Нужно применить один (или несколько) описанных в теории приемов для решения задач.
  • Нужно проанализировать результаты.

ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это, и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх, и в режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ:

  • развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
  • формирование целостной картины мира;
  • воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
  • развитие речи, памяти, творческого воображения.

Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов:

  1. Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи).
  2. Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой).
  3. Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).
  4. Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях).
  5. Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).
  6. Неожиданные, смелые варианты решений.

Достоинства использования элементов ТРИЗ:

  • является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
  • позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
  • стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
  • помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
  • стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
  • развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
  • помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

Советы педагогам при использовании методов ТРИЗ:

Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться. Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.
Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.

«Что будет, если…».

Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Ход игры:

Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?»

Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага » .Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «ТРИЗ (теория развития изобретательных задач)"

Консультация для педагогов на тему: «ТРИЗ (теория развития изобретательных задач) как средство развития творческих способностей детей  дошкольного возраста». ТРИЗ как средство...

Использование технологии метода теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста.

Технология ТРИЗ, созданная учёным-изобретателем Т.С. Альтшульцером, получила широкое  распространение в работе дошкольных учреждений потому, что она максимально увеличивает эффективность работы п...

Теория решения изобретательных задач как средство развития системного мышления дошкольников

формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности...

Занятие по познавательному развитию, для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения в Городе Будущего», с использованием теории решения изобретательных задач

Детский дорожно – транспортный травматизм является сейчас одной из самых больших проблем в наше время. На дорогах России каждый год совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с ...

Технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)

   Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в...