Занятие по познавательному развитию, для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения в Городе Будущего», с использованием теории решения изобретательных задач
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Детский дорожно – транспортный травматизм является сейчас одной из самых больших проблем в наше время. На дорогах России каждый год совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Причиной дорожно-транспортных происшествий часто является незнание детьми правил дорожного движения. Чтобы этого избежать, необходимо изучать правила дорожного движения с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение правилам дорожного движения в игровой форме | 463 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект занятие
«Правила дорожного движения в Городе Будущего»
для детей старшего дошкольного возраста
с использованием Теории решения изобретательных задач
Автор: |
Бражникова Олеся Владимировна, |
Санкт Петербург
2022
- Введение
Актуальность: Дети — это самое дорогое и ценное, что есть в жизни каждого человека, и мы, взрослые, должны сделать все возможное, чтобы сохранить их здоровье и обеспечить безопасность. Детский дорожно – транспортный травматизм является сейчас одной из самых больших проблем в наше время. На дорогах России каждый год совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Причиной дорожно-транспортных происшествий часто является незнание детьми правил дорожного движения. Чтобы
этого избежать, необходимо изучать правила дорожного движения с самого раннего возраста. Эта работа служит превентивной мерой, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Обучение правилам дорожного движения должно носить проблемный характер и осуществляться таким образом, чтобы ребенок был активен в получении и закреплении знаний. Для достижения данной цели в своей работе я использую приемы ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач). Данные приемы помогают стимулировать познавательную, творческую и речевую активность детей, учат их мыслить системно, понимая суть происходящих процессов, их единство и противоречия, самостоятельно видеть вопрос и уметь находить решение.
При обучении дошкольников правилам дорожного движения я использую такие приёмы данной технологии, как «Волшебник времени», «Системный оператор», «Эвроритм», «Синквейн», «Хорошо – плохо». В ходе образовательной деятельности дети сравнивают, анализируют, обсуждают, проигрывают разнообразные дорожные ситуации, изготавливают макеты дорожных знаков будущего, изготавливается Карта Времени – на которой отражаются изменения, которые произошли и произойдут на дорогах, сочиняют стихи - синквейны. Высокая познавательная и речевая активность на таких занятиях является залогом более успешного усвоения материала, а глубокое осознание правил дорожного движения помогает формировать безопасное поведение детей на дорогах.
Цель: активизация речевой и познавательной активности детей в ходе получения и закрепления знаний по правилам дорожного движения (посредством использования приёмов Теории решения изобретательских задач).
Задачи:
1. Образовательные
- Создавать условия для обучения и закрепления у знаний по правилам дорожного движения;
- обогащать и актуализировать словарь по теме;
- развивать связную речь
2. Развивающие
- развивать творческое и критическое мышление, воображение;
- развивать процессы восприятия, внимания, памяти.
3. Воспитательные
- воспитывать осознанное, правильное и серьёзное отношение к соблюдению правил дорожного движения;
- воспитывать умение работать в коллективе и взаимодействовать с участниками образовательного процесса.
Оборудование: презентация PowerPoint; картинки, демонстрирующие ПДД; лист, формата А1, для создания Карты Времени; «макеты» дорожных знаков; письменные принадлежности.
Действующие лица: воспитатель-ведущий (В), профессор Гений Евгеньевич Чудаков (Ч), Волшебник Времени.
Используемые приёмы ТРИЗ: Волшебник времени», «Системный оператор», «Эвроритм», «Синквейн», «Хорошо – плохо».
Предварительна работа: беседа о ПДД, упражнения в написании синквейнов.
- Основная часть
Ход занятия.
Дети проходят в группу, видят профессора Гения Евгеньевича Чудакова, который сидит за столом, проектирует, у него что-то не получается.
В.: Ребята, а вы узнали кто это?
Д.: Гений Евгеньевич Чудаков!
В.: Гений Евгеньевич, расскажите ребятам, а чем вы занимаетесь?
Ч.: Я занят проектированием Города Будущего и у меня возникла проблема! А как люди будут передвигаться в Городе Будущего?
Дети высказывают свои предположения
Д.: Летать и ездить, исчезать!
Ч.: Останутся ли машины? И если да, то нужны ли будут правила дорожного движения? А дорожные знаки?
Д.: Машины останутся, а значит нужны будут правила дорожного движения и дорожные знаки!
Ч.: Как тогда будут выглядеть эти знаки?
В.: Ребята, давайте вместе с профессором Гением Евгеньевичем переместимся в Город Будущего и вместе посмотрим, как будут выглядеть дорожные знаки! И подумаем, что будет с правилами дорожного движения!
Ч.: Чтобы мы не потерялись во времени - будем использовать Карту Времени, которая нам поможет запомнить и зафиксировать всё, что мы увидим!
Чудаков вывешивает на доску «Карту Времени» (прием «Системный оператор»).
«Карта Времени» заполняется в ходе «перемещения» во времени: прошлое – первый столбик, настоящее – второй, третий – будущее.
Таблица 1. Карта Времени
Нет дорожных знаков | Дорожные знаки | Дорожные знаки будущего |
Лошади, пешеходы | Разные виды транспорта, пешеходы | Летающие аппараты (летаходы), пешеходы |
Ч.: Для перемещения во времени предлагаю использовать мою Машину Времени!
На экране появляется слайд, как Машина Времени профессора Чудакова ломается.
В.: Гений Евгеньевич, что это случилось с твоей Машиной Времени?
Ч.: Она сломалась…
На экране – слайд, Машина Времени профессора Чудакова ломается.
В.: И нам с ребятами теперь никак не переместиться в Город будущего?
На экране – слайд с Волшебником Времени.
Ч.: Это же мой давний знакомый Волшебник Времени, и он не оставит нас в беде! А поможет нам совершить наше путешествие!
Прием «Волшебник Времени». На экране слайд – перемещение во времени, затем изображение деревни: крестьяне работают в поле, передвигаются на лошади, запряжённой в телегу.
В.: Ребята, а где мы оказались? Как вы догадались?
Д.: В прошлом! Крестьяне работают в поле, одеты в старинную одежду, передвигаются на лошади, запряжённой в телегу.
В.: Ребята, кто являлся участником дорожного движения раньше: водителем, пешеходом и пассажиром?
Д.: Пешеходы – крестьяне, водитель – тот, кто управляет лошадью и телегой, пассажиры – дети
В.: Обратите внимание, есть ли в прошлом транспортные средства и дорожные знаки?
Д.: Дорожных знаков нет, люди передвигаются на лошадях.
В. Лошадь – это транспортное средство?
Д.: Да. Она перевозит по дорогам людей, грузы.
Ч.: Мы можем заполнить первый столбик нашей Карты времени!
Заполняется первый столбик Карты Времени.
В.: Предлагаю продолжить путешествие с нашим Волшебником Времени в город будущего.
На экране слайд – перемещение во времени, затем изображение современного города, с множеством машин, дорожных знаков.
Ч. Ребята, как вы считаете, мы с вами попали в город будущего?
Д.: Нет, это настоящее время.
В.: Раньше люди передвигались на лошади или пешком, и не было правил дорожного движения. Теперь стало много машин и пешеходов и что придумали люди, для того чтобы происшествий на дороге стало меньше?
Д.: Люди придумали правила дорожного движения, дорожные знаки.
Ч.: Верно! Дорожное движение регулируют: дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики.
В.: Заполним второй столбик нашей Карты Времени. На чём передвигаются люди сейчас?
Д.: Люди передвигаются пешком, а также на транспорте различного вида: водный, воздушный, наземный, подземный.
Ч.: Ребята, а моя Машина Времени – является транспортным средством?
Д.: Нет! Потому что она не перемещается по дороге.
Ч. Наличие большого количества транспорта это хорошо или плохо?
Дети рассуждают, используя прием «Хорошо – плохо»
Д.: Хорошо, т.к. можно быстро куда – то добраться, перевезти вещи. Плохо – пробки на дорогах, загрязняется воздух.
Ч.: Мы можем заполнить второй столбик нашей Карты времени!
Заполняется второй столбик Карты Времени.
В.: А для чего появились дорожные знаки?
Д.: Чтобы было меньше аварий, чтобы установить правила для водителей и пешеходов!
В.: А знаете ли вы дорожные знаки, которые появятся на экране?
Появляются дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Движение пешеходов запрещено», «Подземный переход».
Д.: «Пешеходный переход», «Место остановки», «Движение пешеходов запрещено», «Подземный переход».
Ч.: Дорожные знаки могут быть разные, например, знаки: «Пешеходный переход» и «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» - знаки особых предписаний, «Подземный переход» - информационно-указательный, а «Движение пешеходов запрещено» - запрещающий.
В.: Давайте подумаем, что будет с правилами дорожного движения и дорожными знаками в будущем? В будущем нам пригодятся дорожные знаки?
Д.: Да!
В.: Тогда давайте мы возьмём их с собой!
Ч.: Ребята, а мы с вами пофантазируем, как будет выглядеть Город Будущего! Какие будут дома, машины, дороги?
В.: Перемеситься в Город Будущего нам поможет Волшебник Времени!
Со слов детей, воспитатель зарисовывает идеи макета города будущего, машины, зарисовывает как они передвигаются!
На экране слайд – перемещение во времени, затем изображение «города будущего».
В.: Ребята, посмотрите, что случилось с дорожными знаками, пока мы перемещались во времени!
У дорожных знаков остался только фон.
Ч.: Вот так незадача! Ребята, мы с вами сами придумаем дорожные знаки в Городе Будущего!
Детям раздаются «макеты» дорожных знаков без изображений на них, дети по выбору рисуют дорожные знаки будущего.
В. (собирает работы, несколько знаков обсуждают): Отличные идеи у вас получились!
В.: Во все времена существования дорог, были правила дорожного движения, позже появились и дорожные знаки, а сейчас дорожное движение регулируют множество помощников: дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики.
Ч.: Ребята, давайте представим, что в будущем останется только один сигнал светофора «ЗЕЛЁНЫЙ»! Что будет происходить с машинами? А с пешеходами?
Прием «Эвроритм»
Д.: Все будут друг другу мешать, будет много аварий.
Ч.: А если останется только один сигнал светофора, но «КРАСНЫЙ»!
Д.: Все участники дорожного движения не смогут двинуться с места.
Ч.: Правильно, если останется только один сигнал светофора, ничего хорошего не выйдет! Для каждого действия нужны свои сигналы, для того чтобы на дороге был порядок и не было аварий.
В.: Мы отлично с вами поработали, вспомнили правила дорожного движения, дорожные знаки. И в заключении, давайте порассуждаем о том, как важны правила дорожного движения, и придумаем про них стихотворение-синквейн.
Приём «Синквейн». Ведущий задаёт синквейн-вопросы и записывает на доске печатными буквами детские ответы.
В.: «Что?»
Д.: «Правила дорожного движения».
В.: «Какие они? Мне нужно два слова».
Д.: «Важные, нужные».
В.: «Что они делает? Теперь нужно три слова».
Д.: «Спасают, помогают, регулируют».
В.: «Сможем ли мы обойтись без правил дорожного движения?»
Д.: «Правила дорожного движения – нужны всегда!»
В.: Какие ассоциации, мысли у вас возникают к фразе – правила дорожного движения?
Д.: Правила дорожного движения – Закон дорог!
В.: Отлично, вот мы с вами и написали стихотворение-синквейн. Послушайте, какой он красивый получился:
Правила дорожного движения.
Важные, нужные.
Спасают, помогают, регулируют
Правила дорожного движения – нужны всегда!
Это Закон дорог!
В.: Теперь вы настоящие, грамотные пешеходы участники дорожного движения!
Д.: Да!
Ч.: Спасибо ребята! Вы помогли мне разобраться в знаках дорожного движения и спроектировать новые для Города Будущего! Благодаря вам в Городе будущего не будет аварий, и люди будут соблюдать правила дорожного движения!
В.: Ребята, а если у вас ещё будут идеи новых знаков, то вы можете добавить их на макет, тут ещё осталось место!
- Заключение
Проведённое занятие позволило закрепить знания по ПДД, способствовало формированию осознанного, серьёзного отношения к соблюдению правил дорожного движения, активизировало познавательную и речевую деятельность, развивать другие высшие психические функции детей.
Содержание данного занятия соответствовало возрастным, психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста детского сада. Правила дорожного движения, озвученные на занятии, соответствовали ПДД, принятым на территории РФ.
На занятии применялись приёмы ТРИЗ, которые были направлены развитие навыков анализа, сравнения, развитие творческих способностей. На протяжении всего занятия дети сохраняли высокий уровень познавательной и речевой активности, что способствовало более глубокому усвоению знаний ПДД. Занятие носило проблемный характер и имело практическую направленность: дети устанавливали причинно-следственные связи, находили логические закономерности происходящих явлений и событий, связанных с ПДД. Занятие проходило в режиме постоянной коммуникации и сотрудничества, дети проявляли заботу о других детях, не владеющих знаниями правил дорожного движения.
Список литературы
- Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду» Изд.: ИВЦ Минфина, Минск, 2008 г.
- Правила дорожного движения по состоянию на 2020 г. Изд. «Эксмо», 2020 г.
Приложение 1.
Материалы занятия
Рисунок 1. Рисуем «макеты» дорожных знаков будущего
Рисунок 2. Карта Времени
Рисунок 3. Професор Чудаков и дети
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"
В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...
16.01.2013 Познавательный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения»
Познавательный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» Цель: Закрепление знаний о правилах дорожного движения....
Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста « Гигиена кожи ребенка»
Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста « Гигиена кожи ребенка»...
Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Приходи к нам на посиделки».
Рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении, связи с фольклором (сочинялись небылицы, сказки, частушки). Расширить словарный запас детей....
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски.
Материалы к кзанятию по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В цирке"...
Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Экскурсия по городу Зима»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Право жить в семье"
Конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста"Право жить в семье"...