Самообразование на тему «Дидактические игры на липучках с детьми дошкольного возраста».
проект (средняя группа)
Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших в жизни ребенка и важнейших видов деятельности. Кому из родителей не знакомо: «Мама, поиграй со мной!» Действительно, ребенок не может без игры.
«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_lipuchkah_.docx | 416.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
« Детский сад № 20 комбинированного вида»
Самообразование на тему «Дидактические игры на липучках с детьми дошкольного возраста».
Разработала воспитатель первой квалификационной категории:
Кудашкина Лидия Александровна
Введение
Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших в жизни ребенка и важнейших видов деятельности. Кому из родителей не знакомо: «Мама, поиграй со мной!» Действительно, ребенок не может без игры.
«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью- является игра. Но игра для ребенка – это не просто развлечение. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных. Дидактическая игра требует сложной умственной деятельности, поэтому она способствует осуществлению задач умственного воспитания
Одно из важнейших направлений работы педагога – развитие познавательной активности ребенка, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые интересы. Познавательное развитие дошкольников проходит преимущественно во время игры.
Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.
Игра сопровождает дошкольников в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении. Веселые хороводные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями. В свободной игровой деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, своего рода открытия.
Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр составляет развитие познавательной сферы ребенка. Выбирая игру, необходимо учитывать возраст ребенка, уровень его знаний, а также настроение и состояние здоровья. С помощью игр дидактического характера ребенок приобретает знания и получает необходимую новую информацию. Для дошкольников игра является ведущей деятельностью, благодаря которой они полноценно развиваются. Играя ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает, постепенно развиваются все психические процессы и формируются личностные особенности.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения;
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к окружающему его миру, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Всякая игра является любимой деятельностью дошкольника и сопровождает его в течение всего времени пребывания в детском саду.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет дидактическая игра. Итак, дидактические игры позволяют обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание детей в условиях детского сада. Они создают положительный эмоциональный подъем, вызывают хорошее настроение, радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Преодолеть трудности ребенку помогут Ваши любовь, понимание и похвала за любое, даже самое маленькое достижение.
Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском саду и понимая, что воспитанники нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы, мы в своей повседневной работе используем различные нетрадиционные игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками.
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для нас очень актуальной.
Актуальность игр на липучках:
- Полноценное развитие личности ребенка возможно, при формировании в дошкольном детстве познавательной активности и творческих способностей ребенка, в процессе разнообразных видов детской деятельности.
- Для построения разнообразной деятельности дошкольника служат различные формы, способы, методы и средства работы, которые выступают поддержкой детской активности и инициативы.
- К средствам развития познавательной активности можно отнести дидактические игры. Дидактические игры занимают одно из главных мест в развитии познавательной сферы ребенка. Затрагивая все образовательные области, дидактические игры развивают у дошкольников кругозор, расширяют знания и представления об окружающем мире.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Вид проекта: познавательно-игровой, педагогический.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (Сентябрь май 2023 – 2024 учебный год)
Объект проекта: игровая деятельность дошкольников.
Предмет проекта: развитие познавательной активности и произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактической игры.
Гипотеза проекта: если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень познавательной активности у дошкольников.
Цель: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей. Игры на липучках, благодаря нестандартным и ярким альбомам, помогают воспитывать интерес к окружающему миру, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.
Задачи:
1. Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.
2. Развивать сенсорные способы познания математических свойств и отношений.
3. Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.
4. Развивать зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление.
5. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.
6. Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
Преимущества развивающих игр на липучках:
- Первое и самое главное – детям это нравится. Они могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!
- Наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
- Игра вовлекает и ребенка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.
- Незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
- Простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.
Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребенком.
Нетрадиционные развивающие игры на липучках помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.
Использование дидактических игр на липучках в дальнейшей работе с дошкольниками позволяет увидеть следующие перспективы:
- дети лучше будут воспринимать изучаемый материал за счет того, что игры несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
- у воспитанников повысится мотивация к работе на занятии за счет привлекательности дидактической игры (действия с предметами, приклеивание и отклеивание картинок обеспечат реализацию деятельностного подхода к обучению);
- полученные знания у детей останутся в памяти на более долгий срок и легче восстановятся для применения на практике после краткого повторения;
- игры на липучках позволит моделировать такие жизненные ситуации, которые не всегда можно увидеть в повседневной жизни;
- использование большого и разнообразного спектра заданий будет способствовать расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов;
- возможность демонстрации различных объектов на доске-липучке обеспечит наглядность на занятии;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка, обогащение сенсорного опыт.
- в помощь, как родителям, так и специалистам продается множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.
Работа ведется по трем направлениям:
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.
Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
- 1.Интеллектуальное развитие.
- 2.Развитие внимания.
- 3.Развитие восприятия и памяти.
- 4.Развитие речи.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный:
- Составление плана деятельности.
- Подбор и изучение литературы.
- Подбор игр и игровых упражнений для разработки конспектов занятий с детьми в соответствии с поставленными задачами и темами недели блочно-тематического планирования ДОУ.
- Подбор дидактических материалов в соответствии с поставленными задачами и темами.
- Подбор и разработка материалов для работы с родителями, детьми, педагогами.
2 этап - Основной.
3 этап - Итоговый: анализ проведения и результатов проекта.
Классификация игр на липучках:
- Игры по познавательному развитию (ФЭМП): игры на классификацию по цвету, размеру, форме, игры на счет, на нахождение половины/целого/части.
- Игры по развитию речи: игры со словами и игры по сюжетным картинкам, для развития монологической и диалогической речи.
- Игры для формирования представлений об объектах окружающего мира: например, игра «Фермер» (знакомство с домашними животными).
- Художественно-эстетическое и речевое развитие: игры для рассказывания сказок, сочинения сказок с уже знакомыми персонажами и т.д.
Тематическое планирование
на 2023-2024 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | Изучение статей, методики и технологий педагогов в Интернете. | Анализ изученной литературы. |
Работа с педагогами | Сентябрь -май | Организация развивающей предметно-пространственной среды. | Пополнение центров в группе играми на липучках на разнообразную тематику (ежемесячно). |
Февраль | Консультация для педагогов на тему «Развивающие игры на липучках своими руками». | Консультация. | |
Апрель | Мастер-класс для воспитателей «Изготовление игр на липучках». | Мастер-класс для педагогов. | |
Работа с детьми | Октябрь | Знакомство детей с играми на липучках на тему: «Геометрические фигуры» «Где хорошо, а где плохо» | Совместная игровая деятельность. |
Ноябрь
| Знакомство детей с играми на липучках на тему: «Подбери заплатку для варежки» «Где чей автомобиль» | Совместная игровая деятельность. | |
Декабрь | Знакомство детей с играми на липучках на тему: «Домашние животные» «Чей Флаг?» | Совместная игровая деятельность. | |
Январь
| Знакомство с дидактическими играми на липучках: «Знакомство с профессией» «Зимние забавы»
| Совместная и самостоятельная игровая деятельность. | |
Февраль | Знакомство с дидактическими играми на липучках: Сказка «Колобок» «Виды спорта». | Совместная игровая деятельность. | |
Март | Знакомство с игрой на липучках: «Собери гусеницу» Сказка «Репка». | Совместная и самостоятельная игровая деятельность. | |
Апрель | Знакомство и помощь детей в изготовлении игры: «Загадочный космос», «Какой по вкусу» | Совместная и самостоятельная игровая деятельность. | |
Май | Знакомство детей с играми на липучках на тему: Сказка «Теремок» «Чьи детки» | Совместная игровая деятельность. | |
Работа с родителями. | Октябрь | Консультация «Игры на липучках - что это такое?». | Информация в уголке для любознательных родителей. |
Январь | Изготовление игр на липучках | Привлечение родителей к созданию дидактических игр на липучках своими руками. | |
Май | Отчет «Как мы играли и чему научились за год». | Подготовка информации к отчету (сбор информации, фотографий). |
Список литературы
1. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
2. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук. - М.: ТЦ Сфера, 2013.
3. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия - М.: Карапуз, 2017.
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
« Детский сад № 20 комбинированного вида»
Консультация для родителей
«Игры на липучках – что это такое»
Консультацию подготовила воспитатель: Кудашкина Л. А.
Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. Для всестороннего развития ребенка на прилавках в магазинах можно увидеть немалое количество игр и игрушек для детей. Это могут быть куклы, машинки, настольные игры. Но чаще всего родители покупают развивающие игры. Они тоже бывают разными, со своими особенностями.
Одним из универсальных пособий для всестороннего развития ребёнка – это игры на липучках.
Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм решаются следующие задачи, которые важны для всестороннего развития ребенка:
- Формируют целостную картину мира, расширяют кругозор, обогащают словарный запас и развивают связную речь, способствуют формированию элементарных математических представлений, развивают способности к моделированию и конструированию.
- Развивают зрительное, слуховое, тактильное восприятие, воображение, пространственное мышление, координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
- Обогащают игровой опыт детей.
Преимущества игр на липучках:
- Яркие, красочные, реалистичные, и привлекают детей дизайном с любимым мультгероем или любимым персонажем ребенка, что с ними действительно интересно заниматься, играя.
- Большое разнообразие вариантов игр. Все зависит только от фантазии. Можно обыграть любую проблемную ситуацию, например, если ребенок не хочет чистить зубы, то предложить ему карточку с полезной и вредной едой и оценить вместе с ним пользу для зубов и не только.
- Затрагивают все сферы развития ребенка – это развитие речи, фонетики и звуковой культуры речи, элементарные математические представления, ознакомление с окружающим миром, сюжетные и театрализованные игры.
- Развивают воображение, внимание, память, мышление и эмоциональный интеллект.
- Развивают мелкую моторику рук, тактильные ощущения, усидчивость.
- Материалы игр отпечатаны на фотобумаге полноцветной печатью, заламинированы с двух сторон, (не мало важно) Влагостойкие, долговечные, благодаря липучкам детали не теряются, достаточно мобильны.
Сегодня в помощь, как родителям, так и специалистам продаётся множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.
Я хочу представить вашему вниманию какие игры на липучках сделаны мною лично и используются в работе с дошкольниками. Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.
Игры по познавательному развитию (ФЭМП): игры на классификацию по цвету, размеру, форме, игры на счет, на нахождение половины/целого/части
Игры по развитию речи: игры со словами и игры по сюжетным картинкам, для развития монологической и диалогической речи
Игры для формирования представлений об объектах окружающего мира: например, игра «Фермер» (знакомство с домашними животными), «Животные Севера», «Животные Африки»
Игры по патриотическому воспитанию: альбом «Народные промыслы», «Наша Родина – Россия» и т.д.
Художественно-эстетическое и речевое развитие: игры для рассказывания сказок, сочинения сказок с уже знакомыми персонажам и т.д..
Ребята с удовольствием обучаются, играя.
Нетрадиционные развивающие игры на липучках помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование. Тема: «Дидактическая игра, как форма развития детей дошкольного возраста».
Воспитатель: Александрова Мария Анатольевна2018 – 2019 учебный год Тема: «Дидактическая игра, как форма развития детей дошкольного возраста. Цель: повысить ...
Отчет по самообразованию на тему «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
Отчет по самообразованию на тему«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» В учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактич...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством внедрения дидактических игр в современные техн...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса – активизировать использование дидактических игр в деятельности воспитателей и педагогов....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ»
Цель: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, воспитание основ гигиенической культуры. Задачи: – обучить выполнять доступные возрасту гигиенические процеду...
Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» во второй младшей группе
Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» во второй младшей группе...