Работа воспитателя с детьми ОВЗ в детском саду
статья по коррекционной педагогике
В последнее время к сожалению увеличивается число детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов.
Еще в недавнем прошлом большинство из них вынуждены были сидеть дома.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДОУ предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabota_vospitatelya_s_detmi_ovz_v_detskom_sadu_2.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа воспитателя с детьми ОВЗ в детском саду
В последнее время увеличивается число детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов.
Еще в недавнем прошлом большинство из них вынуждены были сидеть дома.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДОУ предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.
На сегодняшний момент в детском саду создаются условия для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.
Опыт показывает, что совместное воспитание и обучение помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, с точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды.
Кто же такие дети с ОВЗ?
Дети с ОВЗ это дети:
• с нарушением зрения;
• с нарушением слуха;
• с нарушениями речи;
• с интеллектуальными нарушениями (от ЗПР до тяжелой умственной отсталости);
• с ДЦП и двигательными нарушениями;
• с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
• со сложными дефектами развития.
Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Это гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания. А также не стоит забывать о детях с неустановленными диагнозами, которым также необходим особый подход со стороны воспитателей и специалистов. Часто педагоги испытывают страх и неуверенность в своих силах, когда в общеобразовательную группу впервые приходит "особый" ребенок. Это вполне оправданно, ведь такому ребенку требуется больше внимания и создание специальных условий для обучения и развития. Притом, следует отметить, что не всегда родители заранее информируют воспитателей о проблемах, например, с поведением (гиперактивный ребенок, ребенок с СДВГ).
В таких случаях, на педагога ложится двойная нагрузка в виде нового ребенка в группе и его «проблем». Педагог должен внутренне принять такого ребенка, ведь от этого зависит то, как малыша будут воспринимать другие ребята, как отнесутся к появлению ребенка с ОВЗ в группе родители нормально развивающихся детей. На что необходимо обратить внимание воспитателям при работе с детьми с ОВЗ?
Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи – это развивает в нем веру в собственные силы и возможности. Поэтому, хвалите ребенка даже за незначительные достижения!
Воспитателям следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы подачи информации. Например, на занятиях по художественно эстетическому развитию (рисовании, детям необходима пошаговая инструкция, а не законченный образец рисунка. Такие дети, тяжело воспринимают сложные инструкции, зачастую им требуется больше времени для выполнения задания, чем другим детям.
Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми, ведь его развитие идет другим, собственным путем.
Если в группе слабовидящий ребенок.
Воспитателю необходимо проводить специальную работу по ориентировке ребенка в пространстве группы, детского сада, а также в схеме собственного тела. Такую работу следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранные и нарушенные анализаторы. Задача воспитателя через коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.
Если в группе слабослышащий ребенок.
Для того чтобы выстроить свою работу максимально эффективно, в данном случае, воспитателю необходимо знать, что:
• Нельзя внезапно появляться перед плохо слышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его.
Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.
• Побеседовав с родителями, необходимо выяснить, как построена система общения с ребенком дома, в семье. Это нужно для того, чтобы предъявлять к ребенку одинаковые требования и не подвергать его стрессовой ситуации.
• Стараться говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.
•Главная задача педагога: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое, в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
Рекомендации воспитателям по организации деятельности ребенка с ЗПР
Как известно, дети, имеющие диагноз «задержка психического развития» не всегда имеют возможность обучаться в специализированных группах коррекционной направленности. Причины этому могут быть разные, от нехватки мест, до отказа родителей менять воспитателя, группу, «привычную обстановку». В таком случае, воспитатель, имеющий ребенка данного контингента в своей группе, должен применять особый подход в обучении. Он необходим для достижения максимально возможного результата обучения ребенка в условиях массовой группы.
В чем же он заключается?
• К детям с ЗПР должны предъявляться краткие, четкие инструкции. Например, ребенку с интеллектуальной нормой можно дать инструкцию «Маша, возьми мяч, положи его на стол, вернись на свое место», то ребенку с ЗПР необходимо пошагово делить данную инструкцию.
«Паша, возьми мяч (ребенок осуществляет действие, положи на стол (осуществление инструкции, вернись на свое место (ребенок выполнил ту же инструкцию, но пошагово)».
• Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
• Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.
Если дети массовой группы зачастую могут организовать себя, то ребенку с задержкой психического развития это недоступно. Его режим полностью должен зависеть от воспитателя.
• Воспитатель обязательно должен поощрять детей за любые, даже малейшие успехи, поскольку дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; они мало активны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
• Занятия необходимо строить на интересном материале, с большим количеством наглядности по принципу от простого к сложному. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
Рекомендации воспитателям по организации деятельности ребенка с СДВГ.
Воспитатель в своих отношениях с ребенком должен постараться поддерживать позитивную установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку. Очень важно! Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя», старайтесь не делать резких замечаний, говорить, «не крутись», «не бегай», т. к. это мгновенно приводит к возбуждению нервной системы ребенка. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить. Учите расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно.
Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение). Если ребенок захотел порисовать, воспитатель должен убрать все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает. Воспитатель может обговорить с родителями и создать единую систему поощрений и наказаний гиперактивного ребенка. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.
Если в группе ребенок с ранним детским аутизмом.
Работа должна строиться на тесной взаимосвязи воспитателя с другими специалистами, которые занимаются с данным конкретным ребенком. Задача воспитателя – поддерживать единую выработанную систему обучения и воспитания, при которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, находясь в детском саду. Действовать педагогу необходимо исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он в этом нуждается. Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не обойтись. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.
Рекомендации по воспитанию ребенка с нарушениями двигательной сферы, вследствие церебрального паралича
1. На занятиях воспитателю необходимо соблюдать условия двигательного режима:
• Постоянно следить за тем, как сидит ребенок, ровно ли держит спину и плечи (по мере возможностей, напоминать о том, как важно правильно сидеть.
• Обязательно перерываться на физкультминутку, пальчиковые и зрительные гимнастики
2. В каждое занятие педагогу желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т. д.).
3. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).
4. На любом занятии требуется особый речевой режим (при наличии у ребенка тяжелых форм нарушения речи). У воспитателя, обращающегося к такому ребенку, речь должна быть максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержать необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
5. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
6. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживать использованием красочного дидактического материала, введением игровых моментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа с безречевыми детьми в условиях детского сада.
В статье раскрывается поэтапная корекционная работа с неговорящими детьми....
Перспективное планирование работы с детьми средней группы детского сада по конструированию из строительного материала. Разработано на основе технологии Н.М.Крыловой и В.Т.Ивановой: «Детский сад – дом радости".
Перспективное планирование работы с детьми средней группы по конструированию из строительного материала (по технологии Н.М.Крыловой и В.Т.Ивановой: «Детский сад – дом радости». Средн...
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в детском саду. Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальная образовательная программа
Представляю мультимедийную презентацию к своему выступлению 18 мая 2016 г. на окружном семинаре-практикуме «Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучени...
Методы работы с аутичными детьми в группе детского сада.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ В ГРУППЕ детского сада.Чтобы добиться наиболее эффективного обучения и комфортного самочувствия аутичного ребенка в группе, нужно выяснить его различные инди...
Консультация для воспитателей «Формирование уважительного отношения и дружбы между детьми в условиях детского сада»
Практические советы по воспитанию дружеских отношений между детьми...
Советы педагога-психолога воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми в условиях детского сада.
Советы педагога-психолога воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми в условиях детского сада....
Работа воспитателя с детьми ОВЗ в детском саду
В последнее время увеличивается число детей с ОВЗ, в том числе и детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.Еще в недавнем прошлом большинство из них вынуждены были сидеть дома.Федеральный Г...