"Вопрос-ответ "Самообразование педагога - важный аспект профессии". (Консультация для воспитателей)
консультация

 Земцова Ольга Петровна

Часто задаваемые вопросы педагогов о выборе темы по самообразованию  можно найти в консультации "Вопрос-ответ "Самообразование педагога - важный аспект профессии". Для чего педагогу нужно самообразование? Как выбрать тему  самообразования, правильно составить план по данной теме и на какие аспекты стоит обратить  внимание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_pedagoga._konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование воспитателя – важный аспект профессии.

Самообразование педагога ДОУ преследует две главные цели

  1. совершенствование собственных методик воспитания и обучения;
  2. создание условий для гармоничного и всестороннего развития детей в группе. 

Воспитатель, который стремится развиваться, не просто заботится о детях. Он анализирует возрастные особенности группы, выявляет проблемы, внедряет на практике новейшие педагогические разработки, организуя учебно-воспитательный процесс с учетом развития технологий и требований общества.

Какую форму самообразования может выбрать для себя педагог?

Есть множество форм самообразования педагога ДОУ:

  • анализ своей работы и ее результатов;
  • изучение специализированной литературы – нормативных документов, научных публикаций, методических указаний, профессиональных журналов;
  • освоение новаторских методик, новых педагогических программ в области ДОУ;
  • изучение и систематизация опыта специалистов ДОУ, в т.ч. опыта своих коллег;
  • личное самосовершенствование;
  • участие в тренингах, вебинарах, мастер-классах, семинарах с последующим анализом;
  • повышение квалификации на курсах;
  • разработка собственных программ, методических и дидактических материалов;
  • сотрудничество с родителями  организация совместных кружков, круглых столов и т.д.

Не останавливайтесь на какой-то одной форме самообразования комбинируйте их, чтобы добиться по-настоящему вдохновляющих результатов.

Как выбрать тему для самообразования?

Педагог, осуществляющий образовательную деятельность с дошкольниками,   сам выбирает тему, в которой будет совершенствоваться. Главное  получить конкретный результат, который повысит качество воспитательно-образовательного процесса. 

Важный критерий выбора темы  проблемы в группе, с которой вы работаете. Кроме того, если вас беспокоит недостаток опыта или знаний в определенной области, вы можете заполнить пробелы благодаря самообразованию.

Есть и другие критерии, которые влияют на выбор темы:

  • особенности вашего опыта работы;
  • личная тяга к определенным идеям, желание творческого развития в конкретном направлении;
  • повестка дня – что интересует родителей, детей, коллег, руководство в вашем  учреждении;
  • актуальность темы, ее соответствие требованиям современного общества;
  • доступность  и у вас, и у организации, в котором вы работаете, должны быть ресурсы на реализацию программы;
  • измеряемость и конкретность   по теме можно поставить определенные задачи и решить их в поставленные сроки.

Как педагогу выстроить работу по самообразованию?

Процесс самообучения воспитателя можно разбить на три этапа

  1. Подготовка и планирование. 
  2. Освоение теории и практика. 
  3. Отчет и анализ.

1. Август — сентябрь: подготовка

На этом этапе воспитатель составляет годовой план по самообразованию, список научно-методической литературы, знакомится с работами других педагогов — иными словами, погружается в учебную деятельность.

Рекомендации: Завести методическую папку для полезных статей, конспектов, отчетов с мероприятий и других материалов по теме вашего исследования, чтобы они всегда были под рукой. 

Как составить план по самообразованию?

Воспитатель выбирает тему. В пояснительной записке аргументирует ее актуальность, конкретизирует проблематику, формулирует цели и задачи исследования. Подбирает источники, определяет формы работы.

Обычно план составляется на год, но вы можете выбрать целый комплекс тем и рассматривать их из года в год в зависимости от актуальности, обеспечивая тем самым принцип непрерывности и раскрывая темы широко и подробно. 

На титульном листе укажите:

  • название документа,
  • ФИО,
  • должность,
  • номер группы,
  • название дошкольного учреждения,
  • тему.

Сам план работы целесообразно представить в виде таблицы, где расписать: 

  • сроки реализации,
  • форму мероприятий,
  • темы занятий,
  • содержание,
  • оборудование,
  • форму отчета,
  • ожидаемые результаты и т.д.

2. Сентябрь – апрель: освоение теории и практика

Воспитатель изучает научные, методические, дидактические материалы, конспектирует статьи, составляет обзоры и картотеки методов и приемов.

На основе полученных знаний проектирует собственную программу и методики и внедряет свои педагогические разработки в практическую деятельность. 

Рекомендации: Всю проделанную работу также фиксируйте в методической папке. Не забудьте добавить в нее сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации и участии в вебинарах.

3. Конец учебного года: отчет и анализ

Финальный этап отчет и анализ. Воспитатель оценивает результаты реализации плана, систематизирует полученные опыт и знания, делает выводы.

Формы отчета по самообразованию

Отчет по теме можно представить в следующих формах:

  • фото  и видеоотчеты для ознакомления родителей, коллег или руководства;
  • открытое занятие дважды в год: в начале и в конце учебного года;
  • мастер-класс  эта форма позволяет наглядно продемонстрировать не только результаты, но и методы и приемы работы, а также передать профессиональный опыт;
  • выступления на совещаниях, конференциях, педагогических советах предполагают анализ проделанной работы и ее результатов;
  • публикации в СМИ, интернете, печатных изданиях;
  • участие в конкурсах и т.д.
  • Эти формы отчетности можно использовать и на других этапах, если есть необходимость и/или желание самого педагога.

Как выбрать тему самообразования по ФГОС?

Самообразование педагога ДОУ затрагивает не только его интересы, но и интересы группы. Тема должна быть направлена на развитие дошкольников и учитывать их культуру, образовательные потребности, возраст и т.д. 

  • Проще всего ориентироваться на ФГОС ДО так тема вашего исследования будет коррелировать с государственными нормами, кроме того, не придется беспокоиться о ее актуальности.

Согласно ФГОС дошкольник должен развиваться в следующих направлениях:

  1. Социально-коммуникативное развитие — адаптация ребенка в обществе, становление коммуникативных процессов и взаимодействия со сверстниками и родителями и т.д. 

Примерные темы для самообразования воспитателя:

  • Игра как средство общения дошкольников.
  • Развитие коммуникативных способностей у детей старшей группы.
  • Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольника.
  • Социализация дошкольников младшей группы через сюжетно-ролевую игру. 
  • Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
  1. Познавательное развитие — развитие у ребенка когнитивных способностей, любознательности и интереса к окружающему миру, формирование первичных представлений о себе, природе, семье, других людях и т.д.

Темы этого направления

  • Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей. 
  • Практика геймификации учебного процесса. 
  • Экологическое воспитание в дошкольном учреждении.
  • Духовно-нравственное воспитание детей.
  • Технология проектной деятельности в ДОУ.
  • Формирование культурных ценностей через русские народные сказки.
  1. Речевое развитие — становление речи ребенка, воспитание культуры речи, знакомство с литературой.

Примерные темы:

  • Развитие речи у детей через пальчиковые игры.
  • Развитие речи через уроки риторики и речевой этикет.
  • Сказкотерапия,как инструмент становления речи дошкольника.
  • Всестороннее развитие детей через знакомство с художественной литературой.
  1. Художественно-эстетическое развитие — развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства, формирование интереса к творчеству.

Список примерных тем:

  • Художественно-эстетическое воспитание посредством дидактических игр.
  • Использование разнообразных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.
  • Театр как инструмент развития ценностно-смыслового восприятия.
  • Развитие творческих способностей дошкольников через создание аппликаций.
  1. Физическое развитие — получение опыта двигательной деятельности, улучшение физических качеств. 

Примерные темы:

  • Оздоровительная гимнастика после дневного сна.
  • Методика формирования правильной осанки у дошкольников.
  • Подвижные игры как инструмент развития физических способностей у дошкольников.
  • Физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Здоровьесберегающие технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация педагога-психолога для родителей "Важные аспекты успешной адаптации малыша к ДОУ"

Консультационный материал педагога-психолога ДОУ для родителей, заинтересованных в успешной адаптации малыша. Здесь родители найдут ответы на вопросы: Когда вести ребёнка в детский сад? Как ...

Консультация для педагогов: «Логическое мышление, как один из важнейших аспектов в жизни дошкольников».

ДЛогика-это то, с чем мы  постоянно сталкиваемся в жизни. То, о чем говорит логика, знакомо каждому и близко каждому: это законы правильного мышления, образное видение мира, последовательность до...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях. Задачи: Понимать значимость профессии в жизни людей.Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.Развитие монологичес...

Консультация для педагогов «Все профессии важны, все профессии нужны»

Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, котора...

Консультация для педагогов по направлению важные аспекты речевого развития детей.

Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников...