"Вопрос-ответ "Самообразование педагога - важный аспект профессии". (Консультация для воспитателей)
консультация
Часто задаваемые вопросы педагогов о выборе темы по самообразованию можно найти в консультации "Вопрос-ответ "Самообразование педагога - важный аспект профессии". Для чего педагогу нужно самообразование? Как выбрать тему самообразования, правильно составить план по данной теме и на какие аспекты стоит обратить внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_pedagoga._konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование воспитателя – важный аспект профессии.
Самообразование педагога ДОУ преследует две главные цели:
- совершенствование собственных методик воспитания и обучения;
- создание условий для гармоничного и всестороннего развития детей в группе.
Воспитатель, который стремится развиваться, не просто заботится о детях. Он анализирует возрастные особенности группы, выявляет проблемы, внедряет на практике новейшие педагогические разработки, организуя учебно-воспитательный процесс с учетом развития технологий и требований общества.
Какую форму самообразования может выбрать для себя педагог?
Есть множество форм самообразования педагога ДОУ:
- анализ своей работы и ее результатов;
- изучение специализированной литературы – нормативных документов, научных публикаций, методических указаний, профессиональных журналов;
- освоение новаторских методик, новых педагогических программ в области ДОУ;
- изучение и систематизация опыта специалистов ДОУ, в т.ч. опыта своих коллег;
- личное самосовершенствование;
- участие в тренингах, вебинарах, мастер-классах, семинарах с последующим анализом;
- повышение квалификации на курсах;
- разработка собственных программ, методических и дидактических материалов;
- сотрудничество с родителями – организация совместных кружков, круглых столов и т.д.
Не останавливайтесь на какой-то одной форме самообразования –комбинируйте их, чтобы добиться по-настоящему вдохновляющих результатов.
Как выбрать тему для самообразования?
Педагог, осуществляющий образовательную деятельность с дошкольниками, сам выбирает тему, в которой будет совершенствоваться. Главное – получить конкретный результат, который повысит качество воспитательно-образовательного процесса.
Важный критерий выбора темы – проблемы в группе, с которой вы работаете. Кроме того, если вас беспокоит недостаток опыта или знаний в определенной области, вы можете заполнить пробелы благодаря самообразованию.
Есть и другие критерии, которые влияют на выбор темы:
- особенности вашего опыта работы;
- личная тяга к определенным идеям, желание творческого развития в конкретном направлении;
- повестка дня – что интересует родителей, детей, коллег, руководство в вашем учреждении;
- актуальность темы, ее соответствие требованиям современного общества;
- доступность – и у вас, и у организации, в котором вы работаете, должны быть ресурсы на реализацию программы;
- измеряемость и конкретность – по теме можно поставить определенные задачи и решить их в поставленные сроки.
Как педагогу выстроить работу по самообразованию?
Процесс самообучения воспитателя можно разбить на три этапа:
- Подготовка и планирование.
- Освоение теории и практика.
- Отчет и анализ.
1. Август — сентябрь: подготовка
На этом этапе воспитатель составляет годовой план по самообразованию, список научно-методической литературы, знакомится с работами других педагогов — иными словами, погружается в учебную деятельность.
Рекомендации: Завести методическую папку для полезных статей, конспектов, отчетов с мероприятий и других материалов по теме вашего исследования, чтобы они всегда были под рукой.
Как составить план по самообразованию?
Воспитатель выбирает тему. В пояснительной записке аргументирует ее актуальность, конкретизирует проблематику, формулирует цели и задачи исследования. Подбирает источники, определяет формы работы.
Обычно план составляется на год, но вы можете выбрать целый комплекс тем и рассматривать их из года в год в зависимости от актуальности, обеспечивая тем самым принцип непрерывности и раскрывая темы широко и подробно.
На титульном листе укажите:
- название документа,
- ФИО,
- должность,
- номер группы,
- название дошкольного учреждения,
- тему.
Сам план работы целесообразно представить в виде таблицы, где расписать:
- сроки реализации,
- форму мероприятий,
- темы занятий,
- содержание,
- оборудование,
- форму отчета,
- ожидаемые результаты и т.д.
2. Сентябрь – апрель: освоение теории и практика
Воспитатель изучает научные, методические, дидактические материалы, конспектирует статьи, составляет обзоры и картотеки методов и приемов.
На основе полученных знаний проектирует собственную программу и методики и внедряет свои педагогические разработки в практическую деятельность.
Рекомендации: Всю проделанную работу также фиксируйте в методической папке. Не забудьте добавить в нее сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации и участии в вебинарах.
3. Конец учебного года: отчет и анализ
Финальный этап – отчет и анализ. Воспитатель оценивает результаты реализации плана, систематизирует полученные опыт и знания, делает выводы.
Формы отчета по самообразованию
Отчет по теме можно представить в следующих формах:
- фото – и видеоотчеты для ознакомления родителей, коллег или руководства;
- открытое занятие – дважды в год: в начале и в конце учебного года;
- мастер-класс – эта форма позволяет наглядно продемонстрировать не только результаты, но и методы и приемы работы, а также передать профессиональный опыт;
- выступления на совещаниях, конференциях, педагогических советах предполагают анализ проделанной работы и ее результатов;
- публикации в СМИ, интернете, печатных изданиях;
- участие в конкурсах и т.д.
- Эти формы отчетности можно использовать и на других этапах, если есть необходимость и/или желание самого педагога.
Как выбрать тему самообразования по ФГОС?
Самообразование педагога ДОУ затрагивает не только его интересы, но и интересы группы. Тема должна быть направлена на развитие дошкольников и учитывать их культуру, образовательные потребности, возраст и т.д.
- Проще всего ориентироваться на ФГОС ДО – так тема вашего исследования будет коррелировать с государственными нормами, кроме того, не придется беспокоиться о ее актуальности.
Согласно ФГОС дошкольник должен развиваться в следующих направлениях:
- Социально-коммуникативное развитие — адаптация ребенка в обществе, становление коммуникативных процессов и взаимодействия со сверстниками и родителями и т.д.
Примерные темы для самообразования воспитателя:
- Игра как средство общения дошкольников.
- Развитие коммуникативных способностей у детей старшей группы.
- Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольника.
- Социализация дошкольников младшей группы через сюжетно-ролевую игру.
- Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
- Познавательное развитие — развитие у ребенка когнитивных способностей, любознательности и интереса к окружающему миру, формирование первичных представлений о себе, природе, семье, других людях и т.д.
Темы этого направления:
- Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей.
- Практика геймификации учебного процесса.
- Экологическое воспитание в дошкольном учреждении.
- Духовно-нравственное воспитание детей.
- Технология проектной деятельности в ДОУ.
- Формирование культурных ценностей через русские народные сказки.
- Речевое развитие — становление речи ребенка, воспитание культуры речи, знакомство с литературой.
Примерные темы:
- Развитие речи у детей через пальчиковые игры.
- Развитие речи через уроки риторики и речевой этикет.
- Сказкотерапия,как инструмент становления речи дошкольника.
- Всестороннее развитие детей через знакомство с художественной литературой.
- Художественно-эстетическое развитие — развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства, формирование интереса к творчеству.
Список примерных тем:
- Художественно-эстетическое воспитание посредством дидактических игр.
- Использование разнообразных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.
- Театр как инструмент развития ценностно-смыслового восприятия.
- Развитие творческих способностей дошкольников через создание аппликаций.
- Физическое развитие — получение опыта двигательной деятельности, улучшение физических качеств.
Примерные темы:
- Оздоровительная гимнастика после дневного сна.
- Методика формирования правильной осанки у дошкольников.
- Подвижные игры как инструмент развития физических способностей у дошкольников.
- Физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Здоровьесберегающие технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Уточнить и обобщить представления детей о профессиях....
Консультация педагога-психолога для родителей "Важные аспекты успешной адаптации малыша к ДОУ"
Консультационный материал педагога-психолога ДОУ для родителей, заинтересованных в успешной адаптации малыша. Здесь родители найдут ответы на вопросы: Когда вести ребёнка в детский сад? Как ...
Консультация для воспитателей важный аспект подготовки к школе
Формирование нравственных качеств...
Консультация для педагогов: «Логическое мышление, как один из важнейших аспектов в жизни дошкольников».
ДЛогика-это то, с чем мы постоянно сталкиваемся в жизни. То, о чем говорит логика, знакомо каждому и близко каждому: это законы правильного мышления, образное видение мира, последовательность до...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях. Задачи: Понимать значимость профессии в жизни людей.Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.Развитие монологичес...
Консультация для педагогов «Все профессии важны, все профессии нужны»
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, котора...
Консультация для педагогов по направлению важные аспекты речевого развития детей.
Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников...