План по самообразованию: «Экологическое воспитание дошкольников в младшей группе»
методическая разработка (младшая группа)

Куц Наталья Николаевна

 В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.     

     Федеральный государственный стандарт дошкольного об­разования предполагает формирование общей культуры лич­ности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интел­лектуальных, физических качеств, инициативности, самосто­ятельности и ответственности ребенка, формирование пред­посылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей.

      На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей плане­те. Кроме того, экологическое образование детей — большой потенциал их всестороннего развития.  Систем­ное  знакомство ребенка с миром природы позволяет развить  у  него важнейшие  операции  мышления:  анализ  (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и разли­чие разных природных объектов), умение устанавливать вза­имосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и  животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков). Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по социально-личностному развитию детей

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 14  общеразвивающего вида Красносельского района Санкт-Петербурга)

План работы по самообразованию на 2022/2023 учебный год

ТЕМА: «Экологическое воспитание дошкольников в младшей группе»

Педагог: 

Куц Наталья Николаевна

Санкт-Петербург, 2022 г.

Содержание

Методическая тема:

«Экологическое воспитание дошкольников в младшей группе»

Группа: вторая младшая группа

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 года

Окончание работы: май 2023года

Формы самообразования:  индивидуальная.

Цель: Воспитание у ребенка основ экологической культуры.

Задачи:

  1. Формировать экологическую культуру.
  2. Развивать познавательный интерес к природе, психические процессы (речь, память), логическое мышление, познавательно-исследовательскую деятельность.
  3. Формировать представления о системном строении природы.
  4. Воспитывать осознанное бережное отношение к природе, желание ухаживать за растениями и животными.

Актуальность:

      В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.      

     Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей.

      На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей — большой потенциал их всестороннего развития.  Системное  знакомство ребенка с миром природы позволяет развить  у  него важнейшие  операции  мышления:  анализ  (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и  животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков). Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления являются наблюдения за живой природой и забота о братьях наших меньших.

     Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем,  очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, создадут  условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа.

Ожидаемые результаты:

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей

- воспитание защитников природы;

- творческая активность воспитанников;

- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

- оснащение, наполнение предметно-развивающей среды (центра «Наука и природа»)

- вовлечение родителей в образовательный процесс

Перспективный план работы по самообразования

на 2022/2023 учебный год

Срок

Содержание работы

Форма отчетности

Сентябрь

  1. Изучение методической литературы.
  2. Наблюдения за живой и неживой природой на прогулке:

за солнцем,  в пасмурный день, за дождём, за тем, за осенними цветами на клумбе, сухой травой, изменением окраски листьев, куда прячутся насекомые, за птицами.

  1. Знакомство и наблюдения за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  2. Работа с календарем природы
  3. Беседа: «До свидания, лето!»
  4. Беседа: «Здравствуй, осень!»

  1. Систематизация изученной методической литературы
  2. «Осенняя прогулка с малышом» Папка- раскладушка
  3. Изготовление «Календарь погоды», карточки с явлениями неживой природы.
  4. Картотека прогулок и наблюдений в младшей группе.
  5. Консультация для родителей «Учим ребенка наблюдать за природой».

Октябрь

  1. Наблюдения за неживой природой: (дождливая погода, более холодный воздух и изменение одежды), за ветром,

за процессом опадания листвы.

  1. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  2. Работа с календарем природы.
  3. Беседа: «Осень      золотая».
  4. Беседа: «Что нам осень подарила!»
  5. Сбор материалов в копилку «Подарки осени» (собрать природный материал, семена цветов).
  6. Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты.  
  7. Игра «Что растет в саду». (Знакомство с фруктами.)
  8. Игра « У бабушки в гостях». (Знакомство с овощами.)
  9. Изготовление поделок из природного материала.
  1. Коллекция природного материала.
  2. Гербарий листьев деревьев.
  3. Д/и: «Собери урожай» (соедини половинки фруктов и овощей»
  4. «Ботаническое лото» (овощи и фрукты)
  5. Поделки из природного материала.
  6. Д/и: «Ботаническое лото «Времена года. Осень»

Ноябрь

  1. Наблюдения за солнцем, ветром, за первым снегом, первым льдом, корочкой льда на луже, за деревьями, за птицами на участке.
  2. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  3. Беседа: «Кто живет на ферме (знакомство с домашними животными)»
  4. Беседа: «Кто в лесу живет (знакомство с дикими животными)»
  5. Работа с календарем природы
  1. Книжка-самоделка «Домашние животные и питомцы», «Дикие животные».
  2. Папка-передвижка

«Экологическое воспитание детей в семье».

  1. Д/и: «Угадай, чей хвост».
  2. Д/и: «Мама и детеныш».
  3. Д/и: «Собери животное».

Декабрь

  1. Наблюдения в природе: наблюдения за солнцем, ветром, осадками (за снегопадом, за свойством снега), за поведением птиц зимой.
  2. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  3. Игра-путешествие «На прогулку в зимний лес».
  4. Рассматривание хвойного дерева (ель).
  5. Работа с календарем природы.
  6. Беседа: «Зима пришла»
  7. Игра-путешествие  «Как  животные подготовились к зиме».

  1. Д/и: «Ботаническое лото «Времена года. Зима»
  2. Совместное изготовление родителей с детьми «Кормушка для птиц».
  3. Совместное изготовление родителей с детьми «Елочка нарядная»
  4. Памятка «Как помочь птицам пережить зиму»
  5. Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок для оформления группы.
  6. Книжка-самоделка «Животные зимой»

Январь

  1. Наблюдения в природе. (Закрепить представления детей о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами снега и льда.)
  2. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  3. Работа с календарем природы.
  4. Беседа: «Зима на моей улице»
  5. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми:

«Снег. Какой он?» Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

«Как из снега получить воду» Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

«Как воду превратить в лед» Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

6.Игра-путешествие «Птицы зимнего леса».

  1. Д/и: «Найди пару снежинке», «Собери снежинки».
  2. Консультация для родителей «Прогулка в зимнем лесу»
  3. Рекомендации для родителей «Зима. Зимние забавы»
  4. Картотека «Опыты и эксперименты со снегом и льдом для малышей».
  5. Книжка-самоделка «Птицы зимнего леса».
  6. Продуктивная деятельность «Снежные скульптуры»

Февраль

  1. Наблюдения в природе: за птицами: голубь, воробей, сорока, ворон (что общего в потребностях и поведении, чем различаются);
  2. Наблюдение за изменениями, происходящими с растущим луком, с растениями уголка природы; за солнцем: оно появляется всё чаще, с каждым днём светит ярче; наблюдение за метелью: зима борется с весной;  за сосульками (сравнение их по толщине, длине).
  3. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  4. Работа с календарем природы.
  5. Огород на подоконнике (посадка лука)
  6. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми:

«Цветные льдинки»

  1. Методическое пособие по организации экологической предметно-пространственной развивающей среды

«Огород на подоконнике».

  1. Создать «Огород  на подоконнике».
  2. Рекомендации родителям «Как организовать с ребенком огород на подоконнике»

Март

  1. Наблюдения в природе: за солнцем, за небом, ветром, за таянием сосулек, за таянием снега, рыхлым снегом, настом; за набуханием почек;  за птицами.
  2. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  3. Работа с календарем природы
  4. Опытно-исследовательская деятельность: размножение растений вегетативным способом, набухание и распускание почек.
  5. Беседа: «Как зима с весной борется»
  6. Беседа: «О растениях ранней весной»
  1. Книжка-самоделка «Признаки весны».
  2. Лото с элементами моделирования «Кто во что одет» (систематизация животных по покрову тела).
  3. Консультация для родителей «Экологические игры с детьми дома»

Апрель

  1. Наблюдения в природе:  за небом и солнцем, снегом, ручейками, проталинами.
  2. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  3. Работа с календарем природы
  4. Беседа: «Весна идет».
  5. Беседа: «В весеннем лесу» (появление детенышей у диких животных)
  6. Беседа: «Первоцветы»
  7. Опытно-экспериментальная деятельность:

- запустить в ручей кораблик, пронаблюдать, как он намокнет.

- растереть и понюхать почки (выбрать ветку полярной ивы, поставить ее в банку и наблюдать, как распускаются почки)

  1. Д/и: «Ботаническое лото «Времена года. Весна»
  2. Д/и: Лото с элементами моделирования «Кто где живет», «Кто как двигается».
  3. Папка-передвижка «Меры безопасности на водных объектах в период весеннего паводка»
  4. Д/и: «Мама и  малыш».
  5. Продуктивная деятельность «Бумажные кораблики».

Май

  1. Наблюдения в природе:  за солнцем, небом,  ветром, за первоцветами, за появлением первых насекомых.
  2. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  3. Работа с календарем природы
  4. Опытно-исследовательская деятельность:

«Спрячь пуговку»  Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

«Пирожки для Мишки» Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

«Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

  1. Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию».
  2. Беседа: «Весенние заботы птиц».
  3. Беседа: «Осторожно, насекомые!»
  4. Беседа: «Скоро лето!»

  1. Папка-передвижка «Безопасное поведение в природе».
  2. Консультация «Как провести лето с ребенком»
  3. Презентация «Как человек охраняет природу».
  4. Создание плаката совместно с детьми «Сохраним 

планету вместе!»

  1. Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»
  2. Д/и: Лото с элементами моделирования «Чья тень».
  3. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

ФИО_____________________________________ (_____________________) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников" для работы в старшей группе...

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"

Перспективный план  самообразования по теме:«Экологическое воспитание дошкольников»           Составила:...

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"

Перспективный план  самообразования по теме:«Экологическое воспитание дошкольников»           Составила:...

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"

Перспективный план  самообразования по теме:«Экологическое воспитание дошкольников»           Составила:...

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...

План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...

План по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников через совместную деятельность" старшая группа

План по самообразованию на тему экологического воспитания, включающий в себя работу с детьми, родителями и педагогами...