Проектирование НОД: традиции и новации ( из опыта работы воспитателя)
статья (старшая группа)

В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_nod_traditsii_i_novatsii.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование НОД: традиции и новации ( из опыта работы воспитателя)

В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка.

В нашей стране компьютеры используются в образовании уже очень давно.

В то же время, использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. Обусловлено это тем, что в настоящее время в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы и методики. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности не только педагогов, но и родителей. И наша задача заключается в создании системы и методики использования информационно-коммуникационных технологий, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью. Данные критерии составляют новизну опыта, основная идея которого гармонично соединить новые технологии с традиционными средствами обучения. Актуальность и перспективность опыта очевидна, ведь использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обусловлено в первую очередь социальной потребностью общества, передовыми направлениями обучения и воспитания. Анализ исследований в области применения ИКТ в дошкольном образовании показал небольшой уровень изученности данной проблемы. Отсутствие конкретной методики использования ИКТ в дошкольном учреждении, поэтому педагогам приходиться самостоятельно изучать и внедрять его в свою деятельность. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Поэтому дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи детей. Таким образом, нужно как можно чаще внедрять ИКТ именно в образовательную деятельность по развитию речи.

Постепенно использование ИКТ входит в систему дошкольного образования. Сегодня почти все воспитатели используют компьютеры, как для самообразования, так и для поиска новой информации, обмена опытом, на занятиях для обучения детей. Использование компьютера открывает для воспитателя неограниченные возможности, новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса. В своей работе можно использовать компьютер как средство:

  • создания электронной библиотеки
  • электронного портфолио
  • копилки дидактических игр
  • создание презентаций для родителей и детей
  • проведения мониторингов.

Благодаря мультимедийным технологиям и способом подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется эффективность внимания и память;
  • раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  • воспитывается целеустремлѐнность и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Мониторинг в программе Excel, куда вносятся результаты диагностики, позволяет обрабатывать результаты автоматически и не требует многовременных затрат. Дает возможность длительного хранения, и проведения сравнительного анализа на начало и конец учебного года. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях следует строить с учетом здоровье сберегающих технологий. Поэтому при использовании компьютера в своей работе нужно придерживаться следующих правил:

1. Занятия должны быть непродолжительными по времени ( 5 - 7 минут)

2. Следить за осанкой ребенка.

3. Проводить подвижные игры и Физминутка после работы с компьютером.

4. Уточнить состояние здоровья ребенка, нет ли противопоказаний для работы за компьютером.

5. Использовать современный ЖК - монитор.

Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой,  компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально. В работе по развитию речи с применением ИКТ используются следующие варианты: Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает».

В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно. Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, получения новых знаний. Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляет свою оригинальность, задать вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. Особое внимание в применении ИКТ на занятиях по развитию речи уделяется Мультимедийным средствам. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. В настоящее время выбор Мультимедийные программ развивающего характера довольно обширен. Использование ИКТ на занятиях по развитию речи способствует усвоению большего количества материала. Использовать ИКТ можно в непосредственно образовательной деятельности как по познавательно-речевому развитию, так и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимой сказки на экране и они с большим  желанием вливаются в работу на занятии. Следует отдать должное Мультимедийные презентациям, как одним из составляющих использования ИКТ. Для большей эффективности презентации строятся с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в них включаются анимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей занятия. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые становятся прекрасными помощниками при проведении занятий. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу. Овладевая навыками создания презентаций педагог постепенно входит в мир современных технологий, значительно меняется понимание роли компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания. Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как подручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий это облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес к обучению. Организации воспитательно-образовательного процесса с использованием ИКТ в непосредственно образовательной деятельности способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации. Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию детей. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии сегодня - один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

Литература

1. Венгер А. А., Дьяченко О М. Игры и упражнения по развитию

умственных способностей у детей дошкольного возраста., М. 2001.

2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду.

Дошкольное воспитание, 1991г., № 5

3. Горячев А.В «Все по полочкам» программа по информатике для

дошкольников2002М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы).

Статья по теме : "Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы)."...

"Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)"

В данной статье говорится о необходимости использования совместных форм работы психолога  с детьми, родителями, педагогическим коллективом и администрацией ОУ, среди которых одной из наиболоее ак...

« Проектирование НОД : традиции и инновации (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

                 Одним из приоритетных направлений в моей работе является  использование нетрадиционных техник        ...

«Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы старшего воспитателя)».

Тема: «Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации(из опыта работы старшего воспитателя)». «Любая реформа образования должна опираться на личность ...

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)

Статья по теме: "Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)"....

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: Традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы).

Статья:Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: Традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)....