«Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы старшего воспитателя)».
статья

Куликова Юлия Булатовна

Тема: «Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации

(из опыта работы старшего воспитателя)».

 

«Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя, как самое великое и утешительное чудо природы».

Мария Монтессори.

 

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО).

Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Соотношение традиционного и инновационного в образовании:

  • понятия «традиции» и «инновации» не только противостоят друг другу, но и взаимодополняют и составляют единое целое.
  • отношение между традициями и инновациями не двумерные, а трехмерные: любая традиция – начало новой новации; всякая инновация завершается традицией.
  • чем больше традиций в образовании, тем больше новаций.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, но стоит отметить, что педагоги в дошкольных образовательных организациях испытывают трудности при смене традиционного образования на продуктивное обучение, основанное на сотрудничестве. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куликова Юлия Булатовна, старший воспитатель, ГБДОУ детский сад № 4 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга

Семинар ДОУ. ПТ

Тема: «Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации

(из опыта работы старшего воспитателя)».

«Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя, как самое великое и утешительное чудо природы».

Мария Монтессори.

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО).

Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Соотношение традиционного и инновационного в образовании:

  • понятия «традиции» и «инновации» не только противостоят друг другу, но и взаимодополняют и составляют единое целое.
  • отношение между традициями и инновациями не двумерные, а трехмерные: любая традиция – начало новой новации; всякая инновация завершается традицией.
  • чем больше традиций в образовании, тем больше новаций.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, но стоит отметить, что педагоги в дошкольных образовательных организациях испытывают трудности при смене традиционного образования на продуктивное обучение, основанное на сотрудничестве. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов.

Проект в образовательных организациях – это спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях. В центре этой деятельности находится работа над межпредметной, интересной для детей темой и ее включенность в образовательных контекст. Такая тема исследуется и изучается совместно, в кооперации; при этом выявляются возникающие вопросы и проблемы, творческое решение их обсуждают сообща, и этот процесс занимает значительный промежуток времени. Поэтому главный признак проекта заключается в том, что он проходит в несколько этапов:

  1. нахождение темы проекта и осознание ее (начальный этап и ознакомление);
  2. планирование и реализации проекта, анализ образовательных процессов (этап подготовки и реализации);
  3. завершение и анализ проекта (этап демонстрации результатов);
  4. продолжение проекта (при необходимости).

Проектная деятельность объединяет инновационные педагогические идеи и теорию, строящуюся на исследованиях и ставит во главу угла профессионализм педагогов.

Это не метод, а дидактический подход, который предполагает участие детей и наблюдение за ними на всех этапах, привлечение всех заинтересованных детей, родителей и общественности, использование педагогической инклюзии, визуализация и объяснение образовательного процесса во время проекта с помощью документации. Этот подход характеризуется разнообразием методов, дополнительных признаков и принципов. Проектная деятельность, ориентированная на предметную специфику, объясняет все возможные сферы, развивает и расширяет базовые компетентности детей.

Для детей проектное обучение является самостоятельным, совместным, исследовательским, эвристическим, комплексным, сетевым и практическим обучением одновременно. Реализация каждого проекта на основе знаний и умений, относящихся только к одной образовательной сфере или предмета, невозможна и поэтому предполагает межпредметное сотрудничество. Дети разрабатывают тему от начала и до завершения проекта, между ними происходит коммуникация, они объединяют свои усилия, они смелы и заинтересованы – и они убеждены в прочности своих знаний. Благодаря включению темы в межпредметный контекст и регулярной оценке достигнутых успехов дети в ходе проекта приобретают знания, которые смогут перенести на другие ситуации, и одновременно усугубляют учебно-познавательную компетентность.

Не все образовательные процессы, организованные в дошкольной образовательной организации, являются проектами.

По традиционному представлению все предложения исходят от воспитателей и качаются прежде всего образовательных мероприятий, для которых воспитатели определяют и подготавливают задания, учебные цели и содержание, материалы и методы, ход, а иногда и результат, а также целевую группу.

Педагогика, которая учитывает интересы, идеи и предложения детей и дает возможность детям высказаться и участвовать в принятии решений, отказывается от традиционных авторитарных педагогических методов, при использовании которых все исходит в первую очередь от взрослых, а детям лишь остается выполнять поставленные задачи. При этом целью не является желание отказаться от понятия предложения, намного эффективнее дать ему более широкое толкование. В образовательном процессе, который основывается на партиципации и сотрудничестве, дети и педагоги одинаково активны.

 Обучение детей должно быть по преимуществу ситуативным и происходить в ходе реализации проектов, а распорядок дня и организация рабочего времени в первую очередь должны быть ориентированы на проектную деятельность.

Стандарты по основам проектной деятельности

  • Организация проектной деятельности с детьми зависит в первую очередь от позиции педагогического коллектива и готовности педагога сопровождать образовательный процесс и управлять им, быть партнером по диалогу и общению, одновременно организовывать обучение и учиться самому вместе с детьми.
  • Дети с самого начала проекта и на всех его этапах имеют право голоса, так что их участию придается большое значение.
  • Любой проект дает детям возможность получить опыт во всех областях знания и развивает и усугубляет их базовые компетентности.
  • Необходимо сочетать различные формы организации рабочей группы в рамках работы над проектом, при этом следует стремиться к открытой проектной деятельности.
  • Очень важно наличие актуальных проектов, чтобы поддержать интерес детей как можно дольше и обеспечить интенсивное взаимодействие.
  • Проекты создают условия для привлечения к участию в нем семьи и дают шанс для упрочнения связи с родителями и образовательного сотрудничества.
  • Открытость и связи с окружением являются неотъемлемой составляющей проектной деятельности.
  • Проекты документируются, их оценивают все участники образовательных отношений.

Таким образом, использование метода проекта в работе с дошкольниками на сегодняшний день является актуальным вопросом. Метод проекта помогает осваивать детьми окружающую действительность, активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей, развивает их творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также способствует развитие психических процессов детей дошкольного возраста. Укрепляет сотрудничество детского сада и родителей.  Всестороннее развитие личности ребенка, развитие конструктивного взаимодействия внутри группы, выполняется благодаря традициям в содержании образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и новациям.

Литература:

  1. Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / Е. Райхерт-Гаршхаммер; под ред. Л.В. Свирской. – М.: «Национальное образование», 2018. – 112 с. – (Вдохновение).
  2. «Инновационные процессы в образовании» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://en.ppt-online.org/163757 - статья в интернете.
  3. «Современные образовательные технологии в ДОУ» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://novikova.pav8.caduk.ru/p17aa1.html - сайт старшего воспитателя Н.В.Новиковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы).

Статья по теме : "Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы)."...

"Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)"

В данной статье говорится о необходимости использования совместных форм работы психолога  с детьми, родителями, педагогическим коллективом и администрацией ОУ, среди которых одной из наиболоее ак...

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)

Статья по теме: "Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)"....

Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)

В настоящее время одной из актуальных задач в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в о...

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта воспитателя младшей группы)

Проектная деятельность в детском саду -ключевой элемент образовательного процесса....

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: Традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы).

Статья:Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: Традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)....