Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: Традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы).
статья (средняя группа)
Статья:Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: Традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_novatsii_iz_opyta_raboty_vospitatelya_sredney_gruppy.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: Традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы).
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка.
Дошкольное образование - главная ступень системы обучения. Именно оно закладывает основы для дальнейшего развития и обучения ребёнка, поэтому важно правильно организовать обучение ДОО. Следует сформировать учебный процесс - внедрить проекты в детском саду.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы. Ребёнок с раннего возраста начинает познавать мир.
Задача дошкольного образовательного учреждения - дать основные навыки и знания, которые пригодятся в дальнейшем. Инновации определяют новые методы и средства, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Проектная деятельность в детском саду - это взаимодействие педагога, родителей и детей. Дети учатся самостоятельно искать информацию и применять её на практике. Воспитатель же должен помнить, что для ребёнка он становится партнёром, для этого необходимо создать доверительные отношения. Педагог выполняет задания вместе с детьми, так он даёт понять, что они находятся на одном уровне. Задача воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать детей в своей деятельности.
Основа метода проекта - это направление познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в совместной работе взрослых и детей над определённой проблемой. Решить проблему или работать над проектом значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной Программы и получить ощутимый результат. Каждый проект требует планирования и продумывания деталей.
Проектная деятельность в детском саду по ФГОС базируется на следующих принципах:
- основное внимание уделяется ребёнку;
-соблюдается индивидуальный темп работы детей;
Вид проектной деятельности в саду - исследовательский и основная цель в данном направлении - поиск ответов на вопросы. Ребёнок не просто слушает то, что ему говорит воспитатель, а сам становится исследователем и пытается найти ответ на вопрос. Воспитателю необходимо создать условия для самостоятельного поиска ребёнком ответов.
Проект может быть краткосрочным, долгосрочным или средней продолжительности. В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики, в группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта осуществляет как педагог, так и дети.
В рамках работы по методу проекта выделяется несколько этапов:
1.Подготовительный - с целью выявления интересов и готовности к внедрению проектной деятельности.
2. Реализация проекта - представляет совместную деятельность детей и взрослых по решению проблем и задач проекта в соответствии с установленным планом.
3. Подведение итогов.
В этом учебном году 2020-2021 мной был разработан и внедрён в практику долгосрочный проект «Город маленьких пешеходов», целью которого стало: формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи проекта:
- Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведение на улицах города.
- Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
- Совершенствование навыков ориентации в пространстве.
- Формирование реакции, способности предвидеть возможную опасность, умение выбрать правильное решение в условиях дорожного движения.
- Формирование у дошкольников правил дорожной грамотности, как составной части общей культуры ребенка.
- Сплочение коллектива.
- Пополнение словарного запаса.
Длительность работы над проектом.
Проект рассчитан на 9 месяцев, с 2020 года по 2021 год.
1 этап. Аналитико-диагностический. Проводились анализ литературы,
сбор информации по теме, диагностика, анкетирование.
2 этап. Практический. В единой системе проводились непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей.
3 этап. Аналитико-обобщающий. Подводился итог работы с детьми по
проблеме, обобщался опыт.
Мною была определена основная идея моей исследовательской деятельности: сформировать навык безопасного поведения на улице с помощью метода проекта.
При изучении и внедрение данного проекта воспитатели я изучала методическую литературу, на практике, методом проб и ошибок, узнавала основные принципы реализации проекта, создавала свою систему работы по данному направлению, находила ответы на вопросы «с чего начать?», «как заинтересовать воспитанников?», «Как привлечь родителей?»
По данной теме в отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В., Саулиной Т. Ф., Черепановой C.H., О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгииой и др.Изучив и проанализировав труды следующих авторов: Саулиной Т. Ф., Черепановой C.H., Даниловой Т., Баряевой Л. Б., я определила их основой моей практической деятельности.
Тему обучения дошкольников навыкам безопасного поведения считаю актуальной, в связи с современными условиями интенсивно развивающейся транспортной среды, высокими статистическими данными о ДТП с участием детей.Профилактика дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире. И всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, навыкам безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте следует с самого раннего возраста.
Внедрение в работу долгосрочного проекта «Город маленьких пешеходов» позволило формировать у детей умение работать в коллективе, определять проблемы и находить пути их решения, презентовать результаты своей работы в различных формах.
Новизна педагогического опыта заключается в разработке проекта «Город маленьких пешеходов», через который осуществляется процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на улице, на основе интеграции всех образовательных областей. Свою работу по теме я не выделяю как самостоятельный раздел. Задачи формирования представлений о правилах дорожного движения решаются комплексно со всеми разделами программы. Для достижения цели я использовала многообразие форм, методов и приемов работы с детьми. Согласно Федеральным Государственным требованиям образовательную деятельность по данной теме я осуществляла в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
С целью эффективности работы в непосредственно образовательной деятельности использовала технические средства обучения ноутбук, usb-колонку, детские комплекты дисков: «Правила безопасности для малышей», интерактивную доску и самостоятельно созданные интерактивные игры по правилам дорожного движения.
Чтобы навыки и знания были прочными, они должны закрепляться не только в детском саду, но и дома с родителями Для этого разработала следующие консультации: «Сел в машину пристегни ремень», «Родитель-пример поведения на улице и дороге», «Безопасный пешеход начинается с детства».
Также в работе с родителями проводила семейный конкурс макетов «Улица города» и «Транспорт своими руками».
После завершения проекта у детей:
Расширяются представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
Формируются навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Формируется умение у детей предвидеть опасные ситуации на дороге и принимать правильные решения.
Повышается активность родителей в обеспечении безопасности детей на дороге и в транспорте.
Проведённая мною работа поможет детям в будущем своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения, чувствовать себя на улице и дорогах уверенно и безопасно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и предназначение долгосрочного проекта «Город маленьких пешеходов» заключается в поддержке интересов ребёнка, реализации его собственных замыслов, развитии познавательной активности и креативности детского мышления, приобретении опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений.
Список используемой литературы:
1. АвдееваН. Н. Князева Н. Л, Стеркина Р. Б Безопасность//-СПб.:Детство- Пресс, 2002
2. Виноградова Н. Ф. Безопасность на дорогах. //М. Просвещение, 2007.
3. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. // Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2008 .
4. Дошкольное воспитание. №3, 2009.
5. ИзвековаН. А. Правила дорожного движения для детей. // Волгоград. «Корифей», 2008.
6. Клименко В. Р. Обучайте детей правилам дорожного движения. //.Москва, 1999.
7. Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. //.М. Сфера, 2008.
8. КозловаА. В. Работа с семьей. // М. Сфера, 2005.
9. Маркин Н. М. Спасибо светофор. // М. Этнас-класс, 2007.
10. Маркин Н. М. Пешеходы вездеходы. // М. Этнас-класс, 2007.
11. Малыгина Н. В. Удивительные приключения маленького почемучки. // Курск. 1997.
12. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. /Л. Б. Поддубная. -Волгоград. Корифей, 2008.
13. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам// -М.:Скрипторий 2003, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы).
Статья по теме : "Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы)."...
«Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы старшего воспитателя)».
Тема: «Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации(из опыта работы старшего воспитателя)». «Любая реформа образования должна опираться на личность ...
Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)
Статья по теме: "Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)"....
Проектирование НОД: традиции и новации ( из опыта работы воспитателя)
В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определённый отпечаток на развитие...
Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта воспитателя младшей группы)
Проектная деятельность в детском саду -ключевой элемент образовательного процесса....
Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества, государства (из опыта работы воспитателя средней группы)
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается ...