Использование современных педагогических технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР
статья по коррекционной педагогике

Описание современных технологий, которые я использую в работе с детьми с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publ.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Речь представляет собой сложную, специфически организованную форму сознательной деятельности человека. Как правило, нормально развивающийся ребенок овладевает речью без специального обучения, в процессе живого общения с окружающими его людьми. Совсем иначе обстоит  дело, когда имеются те или иные нарушения речевого развития ребенка. Это особенно ясно становится, когда встречаются случаи тяжелой речевой патологии. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. Следовательно, одним из важнейших направлений в области образования является своевременная и эффективная помощь детям с речевой патологией. Актуальность этой проблемы обусловлена еще и тем, что число детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями неуклонно растет. Не секрет, что для этих детей характерно неустойчивое внимание, не способность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональная активность, низкая работоспособность, у них снижены вербальная память и продуктивность запоминания. Вследствие этого - формирование умений, навыков, представлений и понятий у таких детей становится сложным и трудоемким процессом. Поэтому перед специалистами, работающими с этими детьми, встает вопрос выбора адекватных практических мер, призванных повысить эффективность коррекционно-педагогической работы.

Контингент логопедической группы составляют дети с общим недоразвитием речи (1 – 4 уровня речевого развития). Общее недоразвитие речи – это речевая патология, которая характеризуется стойким нарушением в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Основной формой коррекционного обучения в группе компенсирующей направленности являются  занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи детей и подготовка их к успешному обучению в школе.  Применяем три вида занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Параллельно с работой по коррекции речевых нарушений у детей с ОНР идет работа по развитию слухового, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.

Для эффективного взаимодействия по устранению речевой патологии соблюдаются следующие условия: использование игры как основного вида деятельности; наличие большого количества наглядности; частая смена видов деятельности; достаточное для формирования навыка количество повторений.

Педагогическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

В настоящее время в деятельности, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми - логопатами, все большее значение приобретают  современные инновационные методы. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов у детей дошкольного возраста.

В своей коррекционной работе использую следующие современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированного развития и обучения, деятельностно-ориентированные (проектные, информационные, игровые).

Здоровьесберегающая деятельность направлена на нормализацию состояния нервной системы детей, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторик, нормализацию речевой деятельности, профилактику нарушений зрения, осанки. Для этого я используую следующие формы работы: арттерапевтические технологии, динамические паузы во время занятий с речевым, музыкальным сопровождением, с предметами и без предметов, логоритмику (проводит логопед), дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, гимнастику для глаз.

НОД проводится в форме игротренинга, что позволяет сохранять положительный настрой, поддерживает интерес к процессу деятельности и к её результатам.

В своей работе с детьми используем деятельностно - ориентированную проектную технологию. В ходе проектной деятельности происходит развитие познавательных процессов ребёнка через активное включение в различные виды деятельности: исследовательскую, познавательную, речевую, продуктивную, творческую, что способствует его полноценному развитию. Участие в проектах позволяет установить положительные межличностные отношения между детьми, а также способствует активному включению родителей в образовательный процесс. Участие детей в проектах способствуют повышению уровня мотивации, познавательной активности, совершенствованию коммуникативных умений и навыков.

Современное образование невозможно представить без применения информационных и компьютерных технологий. Анализ деятельности детей на занятиях с применением ИКТ свидетельствует об их активном включении в процесс, заинтересованности в конечном результате выполняемых упражнений, лучшему усвоению материала.

Данные технологии использую во время проведения непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах, как самостоятельные виды деятельности в утренний и вечерний отрезок времени.

Инновационные технологии, которые я использую в коррекционной работе:

• арт - терапевтические технологии;

• современные технологии пальцевого массажа;

• современные технологии сенсорного воспитания;

• телесноориентированные техники;

• информационные технологии.

Виды арт-терапии:

• музыкотерапия (игра на музыкальных инструментах, слушание музыкальных произведений, например, при изучении времён года, дети прослушивали отрывки из альбома «Времена года» П.И.Чайковского, рассказывали о соответствии музыки времени года, подбирали подходящие погодные явления);

• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);

Цветотерапию применяем для нормализации состояния нервной системы детей, для активизации речевых умений и навыков.

• кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

• сказкотерапия

• куклотератия;

• мнемотехника;

• креативная игротерапия (песочная терапия.

В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

• улучшение общего состояния детей;

• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

• стимуляции речевой функции, развития связной речи;

• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

• формирование навыков словообразования;

• формирование слоговой структуры слова.

В своей работе, я использовала музыкальные произведения во время проведения динамических пауз, артикуляционной гимнастики, релаксации.

Техники изо-терапии, используемые мной для развития речи:

• техника «кляксография»;

• пальцевая живопись;

• рисование мягкой бумагой;

• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

• ниткография;

• рисование на манке;

• техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п.;

• рисование ладонями.

• техника отпечатывания ватой;

• техника «оттиск пробками»;

Детям моей группы очень нравятся нетрадиционные виды рисования, т.к. в силу специфики развития мелкой моторики, они испытывали большие затруднения при использовании кисти и карандашей в процессе рисования. Данные техники позволяют детям получать удовольствие от процесса рисования, а также развивать мелкую моторику.

Телесноориентированные техники:

Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и, конечно же, речи.

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

- развивают мозолистое тело,

- повышают стрессоустойчивость,

- улучшают мыслительную деятельность,

- способствуют улучшению памяти и внимания,

- облегчают процесс чтения и письма,

- улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Пальчиковый массаж

• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

• прищепочный массаж;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж чётками;

• массаж травяными мешочками;

• массаж камнями.

Используемые в работе данные техники, помогают детям стать более организованными, уравновешенными, быстрее включаться в работу в ходе НОД, также планомерно развить координация пальцев рук, мелкую моторику. Сопровождение массажа стихотворениями помогает развивать связную речь детей.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Коррекционные задачи сказкотерапии:

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации детской речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Данное направление работы больше всего нравится детям моей группы. В ходе сказкотерапии удаётся наладить взаимодействие детей друг с другом, развивать связную речь (диалогическую и монологическую), воображение детей. Дети с большим удовольствием и энтузиазмом участвуют в придумывании сказок, проигрывании знакомых сюжетов.

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.

Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

• развитию связной речи;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

• развитию фантазии и образного мышления.

Выстраивая работу по данному направлению, я использовала различные игры с кинетическим песком, который так любят современные дети. К вышеперечисленному можно добавить, что такие игры способствуют развитию усидчивости, концентрации внимания, а также снимают мышечное напряжение и развивают мелкую моторику рук.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Использование ИТ в коррекционной работе:

• повышение мотивации к непрерывной образовательной деятельности;

• организация объективного контроля развития и деятельности детей;

• визуализация акустических компонентов речи;

• расширение спектра невебральных заданий;

• обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

•схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;

• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование данных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи способствует повышению эффективности развития связной речи, памяти, мышления и мелкой моторики рук.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации»), а как средство, метод, служащий определенной цели.

Применение в практической деятельности современных образовательных технологий, новых подходов, эффективных форм, методов, приёмов, умелое сочетание их с традиционными формами работы повышает качество работы, способствует успешному исправлению речевых недостатков детей, позволяет полноценно подготовить ребёнка к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотр...

Использование современных педагогических технологии в работе с детьми экологического воспитания.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определя...

«Эффективное использование современных педагогических технологий в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Каждому известно, как непросто ухаживать за нежными цветами, вырастить плодоносящее дерево.  Да, но до чего удивительно превращение слабого росточка в крепкое, выносливое растение! А разве ...

Использование современных педагогических технологий в работе с детьми экологического воспитания

Консультация для воспитателей «Использование современных педагогических технологий в работе с детьми экологического воспитания»(выступление на педагогическом совете)...

«Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7лет в группе компенсирующей направленности с использованием современной педагогической технологии ЛЭПБУК».

  В коррекционно-развивающей работе с детьми 5-7лет в группе компенсирующей направленности по преодолению речевых нарушений у детей с ОНР наряду с другими педагогическим технологиями, я...

Индивидуальный план профессионального развития учителя-логопеда Точилкиной О.И. «Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные возможности с использованием современных педагогических технологий, в частности, ИКТ».

Индивидуальный план профессионального развития  учителя-логопеда Точилкиной О.И. «Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные возможности с использо...