Дополнительная общеобразовательная программа туристско – краеведческой направленности «Юные краеведы»
рабочая программа (подготовительная группа)

Людмила Васильевна Разуваева

Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma.docx55.83 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом от 01. 09.2020 №48

Заведующий МКДОУ

Нововоронежский детский сад № 6

_________ М.В. Железняк

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №6  общеразвивающего вида городского округа  город Нововоронеж»

Дополнительная общеобразовательная программа

туристско – краеведческой направленности  «Юные краеведы»

Возраст детей: 6-7 лет;

Срок реализации:- 1 год(2019-2020 учебный год)

Дело № 02- 29

(документация по дополнительному образованию)

Принято на педагогическом совете

   Протокол от 28.08.2020г № 1                      

                                        Подготовила: воспитатель  

Разуваева Л. В.

Нововоронеж   2020 год

                                                Пояснительная записка.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе нормативно – правовых документов:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3; принят Государственной Думой РФ 21.12.2012 года, вступил в силу с 01.09.2013года;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  утвержденный 17.10.2013г, приказ №1155;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г №26;  
  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  •  Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Локальными актами ДОУ:

  • Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 общеразвивающего вида городского округа – город Нововоронеж» от 20.12.2013 года приказ №588;
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 общеразвивающего вида городского округа – город Нововоронеж» от 07.02.2014года № ДЛ-96

Направленность дополнительной общеобразовательной программы.

           Программа туристско-краеведческой направленности способствует развитию у воспитанников знаний по краеведению, истории и культурному наследию города Нововоронежа, знакомит с укладом жизни, их промыслами, традициями и обрядами, изучает судьбы выдающихся земляков, героев Великой Отечественной войны, вооружает навыками юного туриста.

          В настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материалы, созданные ими, привлекают внимание не только взрослых, но и подростков, а также детей младшего школьного возраста и дошкольников.

          Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Составленная программа для детей дошкольного возраста  предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы.

 Новизна, актуальность, педагогическая  целесообразность.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы:

• в подборе содержания краеведческого образования  применительно к дошкольному возрасту;

• в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;

• в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы.

Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.

Педагогическая  целесообразность дополнительной общеобразовательной программы.

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.

     Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Используются следующие педагогические технологии:  культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная.

 Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы.

Цель программы: расширять знания детей об истории и культуре города и  Воронежской области, познакомить с природой родного края,  прививать интерес к прошлому своего края, воспитывать патриотические чувства и культуру общения. 

Задачи:

Образовательные:

- обогатить знания дошкольников о родном городе  (история, символика, достопримечательности), познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

- приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины;

-познакомить с историей заселения родного края;

-познакомить с этническим составом, бытом, традициями, обычаями, народными  праздниками;

- познакомить с природой родного края;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к изучению родного города, края;

 - развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало;

- формировать интерес к устному народному творчеству;

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь, природу, а также сознание необходимости ее защиты;

-способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

Воспитательные:

- воспитать бережное отношение к природе;

-воспитывать чувство гордости за свой край, родной город посредством материалов по краеведению.

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ.

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

Основные принципы Программы:

          Принцип наглядности: предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности;

          Принцип последовательности: предполагает планирование изучаемого материала последовательно;

          Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;

          Принцип тематического планирования материала: предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам;

          Принцип личностно- ориентированного общения: в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.

 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы.

Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. 


 Развитие внимания. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. 

 Развитие памяти. В 6–7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания повторение. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. 


 Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно- образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. 


 Развитие воображения. Идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.

 Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. 


 Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе. 


 Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы .

С октября  2020 г. по май 2021 г.

 Формы и режим занятий.

Продолжительность НОД– 30 минут

  • 2 НОД в неделю: вторник и четверг ( 15.40 – 16.10 )
  • В середине и конце года итоговые, закрепляющие мероприятия.
  • Мониторинг образовательной деятельности:   2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае).

Формы занятий .

Занятия реализуются в следующих формах:

беседы с игровыми элементами, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие, мини-лекции, соревнования, походы выходного дня, экскурсии в краеведческий музей, тематические задания, конкурсы, викторины, выставки, встречи с ветеранами ВОВ и интересными людьми, театрализованные обрядовые действа, походы по родному краю, экскурсии, защита творческой работы, экскурсии по родному краю.

Методы и приемы:

• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;

• проблемные ситуации;

• проектирование;

• экспериментирование;

• коллективно-творческие дела;

• наблюдения;

• целевые прогулки и экскурсии;

• рассматривание картин, иллюстраций.

 Ожидаемые результаты и способы  их проверки.

Дети должны знать:

  • Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города и области, достопримечательности;
  • Традиции и историю края;
  • Климатические условия, природу родных мест, флору и фауну, природоохранные мероприятия; (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней).

Педагогический мониторинг:


— анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах);

Уровни усвоения Программы:

Низкий
          Объем представлений о растениях и животных в лесах Воронежского края незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения,  отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Знает домашний адрес. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада.

Средний
          Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых животных в лесах Воронежского края , опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы. Имеет представление о природных богатствах  Воронежского края. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные занесены в нее. Знает понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знаком с достопримечательностями города Нововоронежа.

Высокий
          Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных в лесах Воронежского края, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Знает свой полный адрес, памятные места и историю города Нововоронежа. Знает достопримечательности, символику своего города. Знает обычаи, традиции русского народа.

                          2. Учебно – тематический план  

раздела

Название раздела

Всего

часов

1.

«Вместе дружная семья»

3

2.

«Природа Воронежского края»

12

3.

«Город, в котором я живу».        

10

4.

«Культура, искусство, обычаи и традиции народов Воронежского края».

31

5.

 «Защитники Родины».

4

6.

Мониторинг.

4

3. Содержание изучаемого курса.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Вместе дружная семья» .
2 раздел «Природа Воронежского края»  .
3 раздел «Город, в котором я живу».
4 раздел «Культура, искусство, обычаи и традиции народов Воронежского края». 5 раздел  «Защитники Родины».

1 раздел «Вместе дружная семья».

В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи,  с понятием «семейные традиции», рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

2 раздел «Природа Воронежского края».

Основные  задачи раздела : расширить представления детей о природных богатствах воронежской земли, в особенности города: растительном и животном мире, полезных ископаемых; воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению; дать понятие о заповедниках.

  1. раздел «Город, в котором я живу».

Основные задачи раздела: расширять знания детей о родном городе; познакомить с историей появления города;  с понятием «Малая Родина»; расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.

4 раздел «Культура, искусство, обычаи и традиции народов Воронежского края».

Задачи раздела: дать представление дошкольникам о народах, живущих в Воронежском крае и культуре, которую они представляют; расширять знания детей о быте, традициях и праздниках русского народа.

5 раздел  «Защитники Родины».

В этом разделе дети узнают о героях  Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества на примере наших земляков.

4.Методическое обеспечение.

В качестве дидактического материала используются:

 раздаточный материал;

 наглядные пособия;

 краеведческая литература для чтения;

 сведения из интернета (краеведческих сайтов по тульской области)

 книги, брошюры, газетные материалы;

 картографические пособия по родному краю;

 фотографии;

 тесты, кроссворды по темам;

 видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях и музейных праздниках;

 компьютерные презентации по темам;

 аудиозаписи с народными и патриотическими песнями.

5. Список использованной литературы.

 1. М.Забылин «Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. М.: Рус книга, 1996

 2. С.В.Истомин «Я познаю мир». М.: «Астрель», 2007

 3. Ю.Дорофеев «Русский праздничный народный костюм». М.: Мозаика, 2012

 4. Скалдина О.В. Красная книга России – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Эксмо,2014.

 5. Журнал «Игра и дети» №5, 2005

6. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.

7.  Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.

«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.

8. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

9. Н. В. Алёшина

«Ознакомление дошкольников с социальной действительностью и окружающим. Старшая и подготовительная группы» - М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ; 2004.

10. Интернет- ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования по эколого-краеведческому направлению «Юный натуралист» (для детей подготовительной к школе группы)

Настоящая программа разработана для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с учётом приоритетного направления работы ДОУ. Программа построена в соответствии с возрастными, индивидуальными и специфи...

Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Юный краевед" для детей 6-7 лет

Для работы педагога по дополнительному образованию "Краеведение".  Дополнительная образовательная программа "Юный краевед" для детей 6-7 лет....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключ...

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММАестественнонаучной направленности«Юный эколог»Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года...

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих у...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристко - краеведческой направленности "Юный краевед"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  туристко - краеведческой направленности "Юный краевед"...