мини-проекты по экологическому воспитанию
проект (старшая группа)

Амержанова Гулнаш Мухажановна

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯЛоготип2

ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

629721, ЯНАО с. Мыс Каменный, ул. Минская, 42, тел/ факс (34996) 28-6-91

«Елочка зеленая»

Воспитатель:Амержанова Гулнаш Мухажановна

Участники проекта – воспитатель, дети, родители.

Тип проекта – исследовательски -творческий

Масштаб – краткосрочный

Проблема

Ежегодно вся страна празднует Новый год. Украшаются дома, покупаются игрушки, из леса привозят красавицу сосну.

О ёлке – новогодней красавице, написано много рассказов и стихов. Большая их часть описывает ёлочку, установленную в зале или комнате, при этом все восхищаются её красотой и убранством, радуются празднику. И в этой праздничной суете как-то забывается тот факт, что ежедневно после праздника в лесах резко сокращается количество этих красавиц и в ближайшем будущем у нас совсем не останется возможности радоваться её красоте, не только у себя в доме, но и в лесу.

Поэтому, уже сейчас важно воспитывать у наших детей понимание того, что для празднования Нового года ёлку не обязательно рубить, а можно найти альтернативу.

Цель – формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к природным богатствам родного края, повышение творческой активности и природоохранной деятельности детей.

Задачи:

1. формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;

2. развивать познавательный интерес к миру природы;

3. развивать умение правильно взаимодействовать с природой;

4. способствовать развитию творческих способностей, воображению детей.

5. воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке, в лесу.

6. способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.

7. привлечь внимание жителей нашего села к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников.

Реализация проекта:

Подготовительный этап:

1. Проведение родительского собрания на тему: «Елочка зеленая». Познакомить родителей с задачами проекта, предстоящей работой.

2. Изготовление оборудования и наглядного материала для работы, подбор литературу для чтения детям.

3. Игровая ситуация: получение письма от Деда Мороза с просьбой спасти елочки.

4. Проблема: как помочь Деду Морозу сохранить елочки.

5. Цели и задачи: что мы можем сделать для спасения леса и сосен.

6. Предложение родителям принять участие в проекте «Елочка зеленая».

Основной этап:

  1. Художественная литература и речевое общение:

- НОД «Лес в жизни человека»;

- НОД «Лесные профессии»;

- чтение Мамин –Сибиряк «Лесная сказка»;

- чтение сказки Долуда Г.Г. «Дружба – великая сила»

- чтение сказки «Зеленая бумага»;

- составление рассказа по модели «Что лес дарит людям»;

- заучивание пословиц, поговорок;

- отгадывание загадок о лесе, деревьях;

- разучивание стихотворений о елочках;

- игра с мячом «Подбери прилагательное: елка какая?

2. Конструктивно-изобразительная:

- рисование плакатов «В защиту елочек»;

- штриховка елочек;        

- задание «Дорисуй елочки, посчитай, сколько им лет»;

- задание «Дорисуй ветку ели и сосны. Чем они отличаются?»;

3. Игровая деятельность:

- «Правила друзей леса»;

- «Представь себя живой елочкой. Что чувствуешь? Представь себя срубленной елкой.

- «Модель леса»;

- «Лесник заботится о лесе»;

- «С кем дружит сосна?»;

- «С какой ветки эти детки?»;

- «Найди по силуэту»;

- «Угадай дерево по описанию»;

- «Ящик ощущений» (определи на ощупь с  какого дерева шишка);

- подвижная игра «Я дерево-мама»;

4. Практическая работа:

- Развешивание плакатов «В защиту елочки»;

- проведение опытов: рассматривание семян сосны в лупу

как летают крылатые семена,

тонет – плавает,

теплый – холодный,

- сосчитай годичные кольца на спиле;

- посеем семена кедра на подоконнике;

- «Мастерская природы» (изготовление поделок из шишек сосны, ели, лиственницы);

- выставка поделок совместно с родителями «Такие разные елочки!»;

- изготовление игрушек и цветных льдинок для украшения ели на участке;

- изготовление елочек способом оригами;

- вырезывание двух елок одновременно путем складывания листа бумаги вчетыре слоя;

- наблюдения:

- чем живая сосна, отличается от искусственной,

- чем отличается ель от сосны,

- быстро или медленно растет сосна (если ей 5-7 лет, то она ниже ребенка этого возраста,) вывод: сосны растут медленно, их надо беречь!

- при стряхивании снега с веток сосны, они не ломаются, а пружинят.

Заключительный этап:

- Оформление выставки «Елка» совместных работ родителей и детей.

- Посев кедра.

Выводы.

В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают:

- сосны играют в природе и в жизни человека важную роль, вырубка сосен наносит большой вред природе;

- как оказать помощь хвойным деревьям, приносить людям пользу;

- отметили повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и педагогов, родителей детей.

- развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира - хвойным деревьям.

- активное включение родителей в педагогический процесс МАДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Данный проект открыл удивительный мир сосновых и еловых красавиц. Он способствовал размышлению, развитию творческого мышления дошкольников, умению приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения, активно обсуждать предложенные рекомендации по экологическому поведению. Подводя итоги, делаем вывод: поставленная цель достигнута, воспитанники узнали о значении зеленой красавицы в природе и жизни человека, ребята и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения сосен в нашей местности.



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯЛоготип2

ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

629721, ЯНАО с. Мыс Каменный, ул. Минская, 42, тел/ факс (34996) 28-6-91

«Таинственное исчезновение»

Цель:Получение крахмала из картофеля.

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.

Развивающие:

Развивать умение анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Познакомить со свойствами крахмала (меняет цвет под воздействием йода)

Воспитательные:

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, беседа,ИКТ.

Практические: физминутка, исследование предметов.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: эксперт, крахмал, осадок.

Оборудование для проведения исследовательской деятельности: картофель, яйца, сахар, соль, йод, пипетки, марля, стакан с водой, пустой стакан, кухонный камбайн, мультимедийный проектор

Ход ЗАНЯТИЯ

Обращение к гостям: Уважаемые гости ,Вы присутствуете на съемках телесериала «След». Фильм основан на реальных событиях, происходящих в детском саду «Мыскаменский детский сад». Актеров прошу пройти на съемочную площадку.(кадр один, дубль один)

I.Вводная часть. Звучит видеозаставка из сериала «След» (презентации с фотографиями детей)

Воспитатель: Уважаемые, коллеги, к нам за помощью обратились  повара детского сада у них случилась беда: на обед нужно приготовить  кисель, но куда-то пропал важный продукт, крахмал.

Коллеги, что же нам делать, где нам найти крахмал? Посмотрите внимательно на свои столы. Перед вами несколько улик (картофель, яйцо, сахар, соль),которые могут указывать на то куда же подевался крахмал. Ваши версии, коллеги.

Ответы детей.

Воспитатель: А у меня есть предложение. Надо обратиться к главному специалисту-химику, с которым мы с вами уже давно знакомы. Это(….). Она нам наверняка поможет.( видеозапись)

Здравствуйте, …………... Это ваши коллеги из ФЭС.

Помогите нам, пожалуйста, найти крахмал. В каком из продуктов он мог спрятаться?

Химик: Конечно, я помогу.

 (рассказ как определить наличие крахмала)

Воспитатель: Спасибо,……... Теперь мы точно найдем крахмал. Итак, известно что, крахмал это белый порошок и если капнуть на него йод, то порошок поменяет цвет и станет темно синим. Для того чтобы проверить есть ли в данных продуктах крахмал нам надо провести исследование.

II. Основная часть.(кадр два, дубль два)

Воспитатель:  У нас уже все готово для проведения опытов.  У каждого из вас на тарелках лежит разрезанный картофель, яйцо, соль, сахар, марля, стаканы с водой и без воды, пипетка и йод. Все это понадобится для нашего опыта.

Опытно - экспериментальная деятельность:

Воспитатель: Давайте подумаем, как узнать содержится ли в этих продуктах крахмал?

Дети: Надо капнуть йод на данные продукты.

Воспитатель: Я вам предлагаю капнуть по капельке йода на каждый из продуктов. Работаем все аккуратно и соблюдаем технику безопасности. Что вы заметили?

Дети проводят опыт под присмотром воспитателя. Обращают внимание на то, что при взаимодействии с йодом  картофель приобрел темно-синий цвет, а другие продукты нет

Воспитатель: Коллеги, давайте подведем итог нашего опыта. Сформулируйте вывод.

Дети: Сок картофеля поменял цвет. Мы знаем, что крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим, значит, в картофеле есть крахмал.

Воспитатель: Молодцы, эксперты. Поздравляю вас с удачным началом нашего исследования. Теперь мы сможем помочь поварам, Но для начала проведем специальную разминку для экспертов нашей службы, Вы готовы?

Физминутка(Наша служба и опасна и трудна)

Воспитатель: Итак, мы знаем, что в картофеле есть крахмал, осталось нам только добыть его из картофеля.Как это сделать?(ответы детей) Поможет нам в этом кухонный комбайн

Воспитатель перемалывает картофель на комбайне. Полученную картофельную массу  дети выкладывают на марлю .Воспитатель предлагает соединить концы марли, а образовавшийся мешочек с картофелем закручивать в одном направлении. Полученный сок стекает в стаканы.

Воспитатель: Ребята, какой сок у нас получился?

Дети: Картофельный сок.

Воспитатель: Какого цвета?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь давайте добавим в картофельный сок воду и размешаем. Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Дети: Вода стала беловатой, мутной.

Воспитатель: Почему вода стала мутной?

Ответы детей.

Воспитатель помогает детям прийти к выводу, что в воде содержится белый осадок, крахмал и он полностью не растворяется в ней.

Воспитатель: Надо дать отстояться смеси некоторое время. Крахмал осядет на дно, воду аккуратно слить, а осадок высушить. Это и будет крахмал. Вот его мы и отдадим поварам. А теперь давайте составим отчет для нашего руководства, занесем результаты наших исследований в специальные документы(дети с помощью картинок и клея заносят результаты исследований на листы с печатями ФЭС), воспитатель выполняет то же самое на доске)

III. Заключительная часть.(кадр три, дубль три)

Воспитатель: Итак, уважаемые эксперты, посмотрите на дно стаканчиков, что вы там видите? Как вы думаете, смогли мы помочь поварам?

Ответы детей.

Воспитатель: А как и с помощью чего нам удалось обнаружить крахмал?

Ответы детей.

Молодцы! Поздравляю вас с удачным расследованием. За отличную службу полагается награда. Поэтому всех награждаем медалями за отличную службу и пакетиками киселя, который вы приготовите себе дома.

Стоп, снято!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯЛоготип2

ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

629721, ЯНАО с. Мыс Каменный, ул. Минская, 42, тел/ факс (34996) 28-6-91

«Растить любознательных»

Воспитатель:Амержанова Гулнаш Мухажановна

Цель:Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

Форма проведения:  круглый стол.

Организационный этап

Пока родители собираются, тихо звучат записи песен: «То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом.

Ведущий:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу. Тема нашего родительского собрания: «Растить любознательных».  Она действительно заслуживает внимания.

Дошкольный возраст в отечественной психологии характеризуется как период «фактического складывания личности», поэтому становлению и развитию личностных качеств дошкольника придаётся особое значение.

Качество — это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.

Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально-нравственное развитие.

Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость).

Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).

К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:

  1. Интегративное качество   «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».
  1. Интегративное качество    «Любознательный, активный».
  2. Интегративное качество  «Эмоционально отзывчивый».
  3. Интегративное качество  «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
  4. Интегративное качество  «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
  5. Интегративное качество  «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту».
  6. Интегративное качество  «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».
  7. Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».
  8. Интегративное качество«Овладевший необходимыми умениями и навыками».

Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. Поэтому мне сегодня хотелось бы затронуть такое интегративное качество, как    «Любознательный, активный».

Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.).

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Наша тема  – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»?

Я решила заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?

Любознательность – стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.… Любопытство - интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого познания и являющийся корнем любознательности. Любознательность (любознательность - любовь к знанию) приводит познающие разумные, и осознающие свою разумность, существа к знанию.

Ведущий:

Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей)

Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?

Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?

Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?

К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?

Обсуждение вопросов.

Решение педагогических ситуаций.

Ведущий:

Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Вопросы:

1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.

2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?

3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?

4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?

5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).

Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»

Обсуждение возможных вариантов ответов.

Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает как она называется.

Обсуждение.

Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.

Обсуждение.

Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»

Ведущий:

У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы».

Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?

Многие из советов, конечно же проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)

Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок. Вы загадали загадку:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже.

Тем дождик ближе.

Ребенок ответил: «туча».

Будете ли вы удовлетворены ответом?

Какие вопросы ему зададите?

Уважаемые родители, вы, надеюсь, вы согласитесь со мной, что загадки помогают развить любознательность. Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

- Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).

Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.

- Какого вы мнения? (обсуждение).

Ну а сейчас  покажем  вам  сценку  «Почему».

Ведущий:

Сын пришел к отцу с вопросом.

Сын: Пап! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

Отец: Да отстань же ты, отстань же

С почемучканьем своим.

Сын: Папа!

Ведущий: Сын вернулся вскоре …

Сын:А бывал в пустыне ты?

А приплыть в любое море

Могут, думаешь, киты?

Почему с ушами заяц?

Пап, а что такое грань?

Отец: После, некогда, отстань!

Ведущий: Снова сын пришел к папаше …

Сын: Где луна бывает днем?

Папа, папа, а когда же

Мы с тобой в театр пойдем?

Ведущий: А в ответ сверкнула вспышка:

Отец: У меня свои дела!

Ведущий: И, вздохнув побрел сынишка

От отцовского стола.

Почему? Когда же? Где же?

Всякий раз ответ один.

Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца

От волненья, огорченья

Изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына:

Отец: Вызов в школу? Почему? Что такое?

В чем причина? Совершенно не пойму!

У других, посмотришь, детки

Только радуют сердца.

Почему твои отметки –

Огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты?

Поцарапал в школе дверь?

Почему одни заботы

Причиняешь мне теперь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму?

Отчего же? Почему же?

Ведущий: В самом деле, почему?

Обсуждение ситуации.

Ведущий: Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в ваших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе. Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.

Пожалуйста, подумайте:

Что можно сделать для наших детей?

Кто из членов ваших семей может принять участие в организации встреч с детьми? Мы надеемся, что вы с пониманием отнесетесь к предложению организовать в группе клуб "Почемучек".

Пожалуйста, подумайте, кто из членов ваших семей может принять участие в организации встречи с детьми.

“Дорогие взрослые, старшие братья и сестры!

Мы, почемучки старшей группы, хотим с вашей помощью больше знать и уметь. Надеемся на интересную встречу с вами. Помочь вы нам можете в следующем:

1. Научить играть детей в шахматы и шашки.

2. Изготовить настольную игру.

3. Провести час загадок и отгадок.

4. Организовать экскурсию к себе на производство.

5. Рассказать о своей профессии.

6. Научить детей делать подарки из природного материала, бумаги.

7. Показать мультфильм.

8.Провести конкурс знатоков «Что, где, когда?»

9. Организовать час сказки и т.д.

Памятка для родителей по развитию любознательности

Научите ребенка играть в шахматы или шашки.

Проводите в семье различные конкурсы.

Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.

Проводите постоянные прогулки на природу.

Мастерите с детьми поделки из природного материала.

Поощряйте экспериментирование детей.

Читайте детям природоведческую литературу.

Любите своего ребенка!

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка. Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.

Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.

В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям. Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

Для чего же нужно растить детей любознательными?

Это нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который тоже проявляется в стремлении познавать новое, но направлен на определенную сторону жизни, определенное явление или предмет. В свою очередь познавательный интерес является союзником волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей. На его основе развивается творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач, активное отношение к окружающему, которая противостоит равнодушному, бездумному усвоению знаний и выполнению работы без напряжения мысли, без радости успеха. А ведь все это является залогом успешного обучения в школе. Ведь определенную категорию успевающих составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Как же развивать любознательность и познавательный интерес?

Это осуществляется в повседневной жизни, в детском саду, на занятиях, в играх, в труде, в общении, и не требует каких-то специальных занятий. Основное условие – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного заинтересованного отношения к ним (водите детей на экскурсии, прогулки, наблюдайте, сравнивайте, читайте вместе книги).

 Если ребенка что-то интересует, необходимо поддерживать его интерес, склонность. Это важно для того, чтобы проявились задатки и развивались его способности. Бережно относитесь к интересам ребенка. Показателем проявления любознательности являются детские вопросы. И пик вопросов приходится на возраст 4,5 – 5-7 лет.

Как отвечать на детские вопросы:

1.      Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2.      Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3.       Дайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4.      Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

5.      Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты как думаешь?»

6.      В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

7.      Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

8.      Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

Рекомендации родителям:

1. Чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте, обсуждайте.

2. Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице.

3. Выслушивайте рассуждения ребенка,  не перебивая.

4. Не говорите ответа, если ребенок ошибается, а только поправляйте его ход мысли в нужном направлении.

5. Читайте с ребенком познавательные книги.

6. Исследуйте различные предметы. Например, когда идете по дороге в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический мини-проект «Красота своими руками»

Участники: дети подготовительной группы №10, воспитатель Янгляева Р. З.Цели: привить любовь к миру растений, расширить кругозор детей.Задачи: развивающие: развить сенсорные навыки, внимание, наблюдате...

Экологический мини - проект «Природа родного края». .

Экологический мини - проект «Природа родного края». ...

Экологический мини проект "Вишенка" ПО КУРСУ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Цель проекта: Проследить изменениями роста вишенки в ходе наблюдений; формировать положительные эмоциональные отношения к дереву, умение отражать впечатления в продуктивных видах деятельности; закрепл...

Экологический мини- проект во второй ясельной группе

Срок реализации: краткосрочныйВид проекта: информационно-творческий.Тип проекта: игровой.Состав участников: фронтальный.Взаимодействие: воспитатели, дети 2–3-х лет.Проблема. Дети имеют недостаточные п...

Экологический мини- проект «Мишка косолапый по лесу идёт.»

Познакомить с животным леса – медведем; дать представление о медведе, познакомить с внешним видом и его характерными особенностями; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботл...

Проект по окружающему миру (младшая группа) Экологический мини-проект по теме: "Мишка косолапый по лесу идёт"

Познакомить с животным леса ; медведем; дать представление о медведе, познакомить с внешним видом и его характерными особенностями; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое о...

Мини проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Моя малая Родина»

Мини проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Моя малая Родина» Актуальность проекта: Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего пок...