Консультация для педагогов : «Развивающее пособие для познавательного развития дошкольников « Круги Луллия »».
консультация

 Сафиева Елена Николаевна

Консультация для подагогов:"Круги Луллия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов : «Развивающее пособие для познавательного развития дошкольников « Круги Луллия »».

Подготовила: воспитатель  Сафиева Е.Н.

Цель: Формирование  представление  об использовании методики «Круги Луллия» (технология ТРИЗ).

Задачи:

1. Обоснование актуальности использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.

2. Организование групповой  работы  коллег с приёмами и видами работ по ознакомлению с кругами Луллия.

3. Организованнее  рефлексии  с целью определения его результативности.

Ход:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования

подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных  учреждениях, согласно ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностейразвитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.  

Предлагаю вашему вниманию:  пособие под названием «Круги Луллия», созданного на основе ТРИЗ технологии.

Основоположником этого метода является Раймонд Луллий — французский монах, философ и алхимик XIII века. Он создал логическую машину — круги Луллия — в виде бумажных кругов для открытия новых истин и умозаключений.

Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод, и они решили адаптировать его к образовательной деятельности с дошкольниками.  

На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Они вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Ознакомившись более подробно и детально с пособием «Круги Луллия», я поняла, какой неизрасходованный потенциал есть у него.

 Использовать его можно практически с детьми всех возрастов, во всех видах детской деятельности не только на занятиях и в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.

Основная цель  работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.  

Круги Луллия бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные.   

Горизонтальные круги Луллия закрытого типа состоят из основания и двух кругов, свободно вращающихся на стержнях. Сверху круги закрывают крышкой с окошками. Парные круги разделены на сектора с картинками.  

Конструкция вертикального пособия по типу пирамидки тоже очень проста: на стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра, сверху устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. 

В своей практике я начала использовать пособие с 2 кругами по 4 сектора на каждом со сменными картинками, что позволяет мне использовать одну и ту же основу для разных игр. На стержень нанизывается круги разного диаметра. Сверху устанавливают указатель ограничитель или стрелку. На них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира)Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Технология работы с кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что, используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре.  

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. Уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание);

2) Упражнения на развитие воображения, фантазии и творчества (фантастическое задание).

Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов:  

1-й тип«Найди реальное сочетание»

  • Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например:  Лист березы – клякса зеленого цвета. Лист березы зеленого цвета. Листья у березы бывает зелеными летом.  

2-й тип; «Объясни необычное сочетание»

  • При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия. Например:  Лист березы клякса черного цвета. Березовый листок может быть черного цвета ночью. 

3-й тип«Придумай фантастическую историю или сказку»

  • В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.  

4-й тип«Реши проблемы» 

В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

На практике можно использовать все 4 этапа или включать отдельные этапы в игру. Всё зависит от того, какие задачи вы ставите на данном этапе игры.

Можно выделить этапы участия педагога в играх с «кругами»:

1. воспитатель непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;

2.воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;

3. воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной работы.

4. воспитатель осуществляет обучающее руководство познавательными играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.  

Методические рекомендации при использовании этого метода

• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.

• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом. 

При проведении игры дети должны быть свободны в своих высказываниях, а взрослые — приветствовать самые неожиданные предложения детей.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам проиграть такой вариант. Нам выпало сочетание «Стекло – чемодан».

- Какой предмет мы бы получили? (стеклянный чемодан)

- Что может быть хорошего в стеклянном чемодане?

- Какие недостатки у стеклянного чемодана?

- Но вот беда, хозяин этого чемодана остался не очень-то доволен этим перевоплощением. Он совсем не желает, чтобы все видели, что у него в чемодане. Помогите ему решить эту проблему.

Варианты педагогов

- Мне было интересно услышать ваши варианты, надеюсь, у вас это задание вызвало положительные эмоции, также как у детей, которые играют с кругами в детском саду

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Давайте, поиграем сегодня с вами, и рассмотрим работу с кругами Луллия 

Сначала, рассмотрите его,

• Попробуйте покрутить кольца и стрелку. Получилось?

• А теперь,  послушайте задание:

Попробуйте найти реальное сочетание, т. е. под стрелкой и объединить картинки, формирующие реальную картину мира.

Затем, составьте предложение, объединяющее в себе все эти объекты. (Похожу к каждому и спрашиваю). Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

Сейчас Вам нужно очень быстро разделиться на 3 команды.  

1 Команда: Рабочим материалом в игре, для вас будут картинки с изображением объектов и материала: карточки с изображением материала образуют внутренний круг, карточки с изображением объектов образуют внешний круг.

- Какое изображение у нас оказалось под стрелкой? (………)

Ваше задание будет на «Реальное сочетание». Внутренний круг у нас остается неподвижным, о внешний круг продвигается по часовой стрелке до тех пор, пока под стрелку не попадет подходящий для этого материала объект.

Педагоги выполняют задание.

2 команда, ваше задание будет «Объясни необычное сочетание» будем раскручивать два круга. Внутренний круг движется по часовой стрелке, а внешний против.

Какое сочетание у нас получилось? (……) Вот сейчас вы и будем фантазировать. Попробуйте объяснить необычность данного сочетания. Когда, или где такое сочетание может случиться?

Педагоги выполняют задание.

А теперь мы переходим к третьему типу игры «Придумай фантастическую историю или сказку». Можно начать с известных всем слов жили-были или однажды злой волшебник.…Заслушивается один рассказ.

Хочу напомнить! В играх Вы должны быть свободны в своих высказываниях. Приветствуются самые неожиданные предложения. 

Итог: Результаты этих игр можно заметить сразу. В ответах детей вы увидите постепенный переход от односложных предложений к развернутым текстам, в которых ребенок сам произносит имена признаков, самостоятельно создает воображаемые ситуации, с удовольствием формулирует и решает проблемы. В этом заключается главный результат использования кругов Луллия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технологии развивающего обучения, используемые в работе педагога-психолога ДОО для познавательного развития дошкольников (из опыта работы)"

Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются: интересы друг друга, склонности и особенности, желания,...

Статья: Использование ИКТ, интерактивных и развивающих пособий по познавательному развитию в работе со старшими дошкольниками"

В статье описан опыт работы педагога по познавательному развитию через использование ИКТ, интерактивных и развивающих пособий со старшими дошкольниками...

Консультация для педагогов ДОО на тему: " Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность"

Данная презентация знакомит педагогов с видами проектов в ДОО, которые можно использовать в своей работе. Подробнее останавливается на каждом из видов проетка. Надеюсь, что данная консультация поможет...

Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитию дошкольников 4-8 лет «Развивай-ка»

Мы предлагаем Вашему вниманию результат нашего совместного педагогического творчества по образовательной области «Познавательное развитие» – комплект мягких развивающих пособий &laqu...

Методическая разработка Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитию дошкольников 3-7 лет «Чудо – книжки»

Методическая разработка Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитиюдошкольников 3-7 лет«Чудо – книжки»...

Консультация для педагогов «Использование беседы в познавательном развитии дошкольников»

Эффективность беседы обусловлена  правильной постановкой и отбора вопросов. К.Д. Ушинский подчёркивал, что без ошибок поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Задать детям вопрос это ...