Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитию дошкольников 4-8 лет «Развивай-ка»
методическая разработка (старшая группа)

Сергеева Елена Игоревна

Мы предлагаем Вашему вниманию результат нашего совместного педагогического творчества по образовательной области «Познавательное развитие» – комплект мягких развивающих пособий «Развивай-ка» (далее Комплект), которые сделаны вручную из фетровой ткани в виде книг. Каждая книга безопасна, содержит съемные детали, предметы, которые легко снимаются и крепятся. В процессе работы с книгами дети знакомятся с цветом, формой, свойствами предметов, животными и растениями (занесенными в Красную книгу Иркутской области), профессиями людей. Мягкая книжка - идеальное пособие, которое развивает мелкую моторику, воображение, внимание, смекалку, самостоятельность и речь  ребенка.

Пособие рассчитано на детей дошкольного возраста 4-8 лет, имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Игры с этим пособием способствуют активизации деятельности дошкольников, они направлены на решение одновременно нескольких задач, позволяют учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska2.docx174.29 КБ
Файл domiki_dlya_rybok.docx361.79 КБ
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx561.86 КБ
Файл krasnaya_kniga_irkutskoy_oblasti.docx431.91 КБ
Файл professii.docx264.28 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

Зиминское городское муниципальное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56»

Сергеева Елена Игоревна, воспитатель

Харисова Инга Тависовна, воспитатель

Номинация № 3 Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций

(Наименование номинации)

Методическая разработка Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитию дошкольников 4-8 лет «Развивай-ка»

(Наименование методической разработки)

«Дети должны жить в мире красоты,

сказки, игры, фантазии, творчества»

В. А. Сухомлинский

У воспитателя всегда есть самостоятельный выбор для проявления фантазии и творчества при создании такой среды в группе, чтобы она была сказочна, индивидуальна и неповторима, а главное, чтобы привлекала детей к игровой деятельности. Создать развивающую книжку-новинку для своих воспитанников – не это ли самая настоящая сказка?

Мы предлагаем Вашему вниманию результат нашего совместного педагогического творчества по образовательной области «Познавательное развитие» – комплект мягких развивающих пособий «Развивай-ка» (далее Комплект), которые сделаны вручную из фетровой ткани в виде книг. Каждая книга безопасна, содержит съемные детали, предметы, которые легко снимаются и крепятся. В процессе работы с книгами дети знакомятся с цветом, формой, свойствами предметов, животными и растениями (занесенными в Красную книгу Иркутской области), профессиями людей. Мягкая книжка - идеальное пособие, которое развивает мелкую моторику, воображение, внимание, смекалку, самостоятельность и речь  ребенка.

Пособие рассчитано на детей дошкольного возраста 4-8 лет, имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Игры с этим пособием способствуют активизации деятельности дошкольников, они направлены на решение одновременно нескольких задач, позволяют учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Цель пособий: создание условий для развития познавательных интересов и познавательных способностей детей.

Задачи: 

1. Формировать познавательные действия, первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.

2. Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию, воображение и творческую активность.

3. Воспитывать нравственные личностные качества: доброту, отзывчивость, любовь к живой природе, интерес к разным профессиям, уважение к труду.

Комплект соответствует требованиям ФГОС ДО, имеет методические рекомендации по использованию игрового пособия. Они будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых, для самостоятельной и индивидуальной деятельности детей. В непосредственно-образовательной деятельности пособие может выступать как наглядный демонстрационный материал, а также его можно использовать для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

Книга «Профессии». Книга имеет 8 страниц. На каждой странице «живет» одна профессия, по которой можно развернуть игровой сюжет. Для каждой профессии создан набор заданий, которые рассказывают о ней и делают ребенка активным участником сюжета. Открывая страницу, ребенок не только узнает что-то новое о профессии, но и может попробовать себя в ней. В книге присутствуют пуговки, липучки, кнопки, шнурки.

Книга «Зимующие птицы». Данное пособие развивает детский кругозор и более широкое представление о птицах, вызывает интерес к их дальнейшему изучению. Книга состоит из четырех страниц. Оно включает в себя съёмные силуэты птиц, кормушку, корм для птиц, деревья, снег, которые ребенок может перемещать в нужное место, составляя композицию, иллюстрацию.

Книга «Красная Книга Иркутской области». Пособие имеет 10 страниц. Каждая страница Красной книги окрашена в свой цвет в зависимости от того, какая степень редкости присвоена представителю живой природы. Это – исчезающие, малоизученные и особо редкие животные, которых удалось сохранить от вымирания. Все представители животного и растительного мира крепятся при помощи липкой ленты. Книга имеет приложение в виде альбома, в котором есть фотографии исчезающих животных, информация об их жизни, причины исчезновения.

Книга «Домик для рыбок». В книге 6 страниц, каждая из которых представляет собой аквариум – модель водоемов, она содержит набор фетровых предметов для изготовления «домика» для рыб (рыбки разного цвета, камни, водоросли, корм). Дети легко могут самостоятельно играть этим пособием: рассматривать, щупать, манипулировать персонажами, сочинять новые истории про рыб, сказки и игры, жители аквариума могут прятаться за волнами, водорослями и передвигать по камушкам.

Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, он ещё много раз может возвратиться к этой книге, чтобы полистать её, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Это – легкая, непринужденная, интересная форма знакомства детей с окружающим миром. В пособии много сюрпризных моментов, которые эмоционально действуют на детей.

Актуальность.

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 56» реализуется с учетом регионального компонента, который предполагает знакомство воспитанников с родным краем, с их малой родиной (знакомство с флорой и фауной, профессиями, родным городом и т.д.). Для этого имеется определенная методическая литература и игровые пособия. Мы решили дополнить предметную среду и разработали учебно-методический комплект «Развивай-ка» (далее Комплект). Он направлен на приобретение воспитанниками определенного набора познавательных интересов о родном крае, на воспитание нравственных качеств посредством экологического образования, на раннюю профориентацию, на успешную социализацию дошкольников.

Комплект представляет собой совокупность мягких книг, содержание которых направлено на формирование гармонично развитой личности в различных видах деятельности, так как современные условия развитого общества диктуют новые требования к человеку: сегодня востребованы активные, коммуникабельные, творческие личности, способные масштабно мыслить и действовать.

Актуальность Комплекта обусловлена тем, что одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие любознательности и познавательной мотивации, интересов детей, формирование творческой личности. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отдельно выделена область «Познавательное развитие».

Достаточный объем дидактического материала, представленного в каждой книге Комплекта, оптимален для данного возраста, что позволяет решать задачи по организации образовательной деятельности и самостоятельной работы детей. Играя и обучаясь по данным учебно-методическим материалам, воспитанники успешно смогут реализовать свои творческие и коммуникативные способности, в дальнейшем используя их в повседневной жизни.

Следует отметить, что Комплект можно использовать при работе с детьми с ОВЗ. Социальное значение обучения таких детей игре в системе дошкольного образования заключается в создании условий для социализации, творческой самореализации, расширению возможностей интеллектуальной деятельности воспитанников, что мы и делаем.

Эффективность.

Психологическое благополучие ребенка в образовательной среде ДОО и качество условий (создание условий для игры детей, влияние личности взрослого, который создает зону ближайшего развития, обеспечивает правильно организованное обучение, так как только личность может влиять на воспитание и развитие другой личности) – это и есть качество дошкольного образования. Поэтому дошкольное учреждение направляет все усилия на организацию процесса образования дошкольников.

Педагогическая эффективность материалов Комплекта заключается:

- в планомерном изучении растений, животных, птиц, обитателей водоемов своего региона, а также профессий;

- в содержании, которое затрагивает пять образовательных областей – «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»;

- в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми при работе с Комплектом;

- в формировании, расширении, систематизации представлений детей об объектах окружающего мира в разных видах детской деятельности;

-  в получении детьми индивидуальных и личностных результатов;

- в проявлении у дошкольников, при работе с Комплектом, устойчивого интереса к труду людей разных профессий, к планированию своего будущего, к экологическим проблемам и их решениям, а также проявлении любознательности, познавательной мотивации, воображения, творческой активности дошкольников;

- в воспитании нравственных и личностных качеств ребёнка.

Комплект мягких пособий имеет методические рекомендации по использованию игрового пособия, и в этом тоже значится его эффективность.

Чтобы образовательный процесс был качественным, необходимо выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, а для этого педагогу следует определить тот результат, к которому может прийти ребенок. Поэтому еще одним показателем эффективности является использование диагностики воспитанников. В дошкольном учреждении оптимальным диагностическим средством является метод наблюдения.

Результативность.

Инновация ФГОС ДО раскрывается в двух ключевых понятиях – индивидуализация развития и позитивная социализация ребенка. Эти два противоположных процесса взаимно дополняют друг друга. Акцентирование внимания на этих двух стержневых целях ФГОС ДО связано с созданием социальной ситуации развития. Педагогу необходимо знать и учитывать ее особенности: развитие коммуникации у детей, умения общаться и выстраивать взаимоотношения со сверстниками. Именно это условие является движущей силой психического и личностного развития ребенка, а именно: определяет познавательное, морально-нравственное развитие, сохранение детской субкультуры.

Работа с Комплектом предполагает, пусть маленький, но тоже шаг, ведущий к положительным результатам в освоении регионального компонента ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 56», а также ведущий к успешной социализации дошкольников.

Комплект используется в образовательной деятельности с детьми не только нами, но и педагогами нашего дошкольного учреждения: воспитателями, учителями-логопедами, педагогом-психологом. Мы получили от них положительные отзывы о применении Комплекта в работе с воспитанниками 5-8 лет. В декабре 2020 г. на педагогическом часе педагогами был проведен анализ результатов применения Комплекта, который свидетельствует об его эффективности и востребованности в дальнейшей педагогической работе.

У детей повысились знания о правилах поведения в природе, обществе; увеличился словарный запас и рост детских вопросов; расширились представления и кругозор о жизни рыб, об их внешнем виде, особенностях жизни; о птицах родного края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособления их к среде обитания; расширились представления о взаимосвязях природы и человека, об исчезающих видах растений и животных Иркутской области.

В процессе игр с пособием дети изучали «Красную книгу» растений и животных, выясняли, какие растения из Красной книги произрастают на территории Иркутской области, какие животные обитают. В результате у детей повысились знания о жизни животных и растений, нуждающихся в охране; формировались предпосылки экологической культуры, экологической воспитанности. Дети научились применять полученные знания в добрых делах и поступках по отношению к природным объектам, запомнили правила безопасного поведения в природе.

Работая с мягкими книгами, они совершенствовали свою мелкую моторику, получили богатый сенсорный опыт, проявляли самостоятельность, объединялись в группы, привлекали друг друга к совместной деятельности, делились впечатлениями и полученным игровым опытом.

Оптимальность подбора дидактических средств.

В процессе обучения и воспитания по данному Комплекту используется комплекс дидактических средств:

- раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы: съемные предметы (набор фетровых предметов для изготовления «домика» для рыб, набор фетровых предметов для каждой профессии – фигуры человека каждой профессии, спецодежда, специальный и общественный транспорт, инструменты, используемые в той или иной профессии, атрибуты игры и т.д.;

- демонстрационный материал: альбомы с фотографиями окружающего мира, явлений природы; профессиями;

- дидактические игры: речевые, сенсорные, подвижные;

- методические материалы: методические рекомендации к каждой мягкой книге;

 - дополнительный материал: иллюстрированные сказки и загадки (при подборе загадок и сказок учитывается тема и цель занятия), предметы групповой РППС.

Воспроизводимость.

При разработке учитывалась возможность использования Комплекта в практике работы других педагогов образовательной организации.

Содержание Комплекта составлено на основе деятельностного подхода, что позволяет заимствовать представленный опыт педагогическим работникам в своих образовательных учреждениях.

Материалы Комплекта могут быть применены в работе как с детьми и педагогами, так и родителями:

- как дополнительный материал к занятиям по познавательному развитию;

- как демонстрационный и практический материал для проведения мастер-классов и других образовательных мероприятий со взрослыми.

Мягкие развивающие игровые пособия – незаменимый материал для игры детей дошкольного возраста. Данные пособия можно с успехом использовать в работе с детьми, поскольку они помогают реализовать принципы ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:

- вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;

- насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;

- трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;

- доступность – свободный доступ детей к мягким развивающим пособиям;

- безопасность – все хорошо закреплено и безопасно для использования, соответствует гигиеническим требованиям (можно стирать, гладить).

В перспективе планируется представить расширенный опыт работы по реализации материалов Комплекта в педагогических сообществах различного уровня.

Вывод. Разработав Комплект, мы создали определенные условия для:

- познавательного развития дошкольников,

- поддержки их детской инициативы,

- приобщения ребенка к социуму, правилам и нормам поведения в нем,

- развития у детей навыков самостоятельности, ответственности, взаимодействия с другими людьми,

- проявления у детей своих индивидуальных особенностей и талантов.

Все это поможет дошкольникам стать активным членом современного общества.

Эти многофункциональные пособия рекомендуем использовать в своей работе не только воспитателям, но и учителям-логопедам и педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений. Подробнее с пособиями и методическими рекомендациями к ним вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке: https://youtu.be/HifvWL2hfKU 

F:\конкурс метод разработок\Сергеева, Харисова\скан\ВЫПИСКА.jpgПриложение 1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56»

Методические рекомендации

по использованию развивающего пособия –

мягкой книги «Домики для рыбок»

C:\Users\User\Desktop\метод.рек\20201214_163859.jpg

Познавательное и сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Оно помогает обогатить познавательную сферу ребёнка дошкольного возраста, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем в непосредственно-образовательной деятельности.

 Эта тема актуальна и помогает воспитателям расширить кругозор каждого ребёнка, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Предлагаем Вашему вниманию игровое развивающее пособие «Домик для рыбок».  Оно предназначено для развития детей 4-8 лет.

Цель пособия: создание условий для сенсорного и познавательного развития детей.

Задачи:

1. Формировать представления детей о среде обитания рыб.

2. Закреплять знания о сенсорных эталонах окружающего мира (цвет, форма, величина).

3. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и тактильных ощущений.

4. Развивать любознательность, воображение и творческую активность дошкольников.

5. Воспитывать доброжелательные отношения к обитателям природы, умение получать положительные эмоции в процессе игровой деятельности.

Пособие создано в форме мягкой книги из фетра и ткани и представляет собой аквариум – модель водоемов. В книге 6 страниц. Каждая страница содержит набор фетровых предметов для изготовления «домика» для рыб (рыбки разного цвета, камни, водоросли, корм). Дети могут самостоятельно играть с этим пособием: рассматривать, щупать, манипулировать персонажами, сочинять новые истории про рыб, сказки и игры, жители аквариума могут прятаться за волнами, водорослями и передвигаться по камушкам.

Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям, эта книга привлекает детей, активизирует их любознательность и желание играть. Делает игры эффективными, увлекательными, разнообразными,

У детей расширяются представления о жизни рыб, об их внешнем виде, особенностях жизни, закрепляются знания о среде обитания, формируются умения по уходу за ними. В ходе игр решаются речевые задачи: развиваются грамматический строй и связная речь. Данная игра позволяет создавать условия для общения детей в игровой деятельности.

Ценность пособия заключается в том, что его можно использовать как средство обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Мягкая книга из фетра удобна в использовании, имеет яркий привлекательный дизайн. Все листы книги – съемные и удобные в использовании. В процессе работы с ней можно усложнять дидактические задачи и упражнения.

Методические рекомендации по использованию игрового пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей. В организованной образовательной деятельности пособие выступает как наглядный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций. Пособие рекомендовано использовать с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Приложение

Дидактические игры:

 «Опиши по памяти»

Цель: развивать зрительную память ребёнка.

Ход игры. На короткое время покажите детям одну рыбку из пособия, затем они по памяти должны ответить на вопросы: какого цвета, какой формы, большая или маленькая?

 «Где находится рыбка?»

Цель: ориентирование в пространстве.

Ход игры. Развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».

 «Построй рыбке домик»

Цель: учить детей составлять сложную картинку из фетровых деталей пособия.

Ход игры. Предложить детям сложить картинку (аквариум) путём накладывания, по образцу или памяти.

 «Оживи картинку»

Цель: уметь определять предметы на ощупь.

Ход игры. Детям предлагаются предметы из пособия. Задание: с закрытыми глазами определить, какой формы предмет и что в руках (рыбка, корм, водоросли, камни).

«Какого цвета?»

Цель: формировать умение различать и называть цвета (красный, синий, желтый, зеленый), развивать у детей координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость.

«Собери камушки»

Цель: формировать в речи названия основных цветов и форм предметов, развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Спрячь в ладошке»

Цель: познакомить с понятием величины.

Ход игры. Воспитатель раздает детям рыбок и предлагает их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предлагает спрятать предметы разной величины (камни, чешую, водоросли), учить анализировать и сравнивать.

«Найди такую же рыбку»

Цель: учить обращать внимание на величину предметов, различать понятия величины – «большая», «маленькая», «больше, чем…», «меньше, чем…». Формировать умение пользоваться простейшими приемами различия объектов по величине.

Ход игры. Поставь под рыбкой такую же большую (маленькую) рыбку, обрати внимание на цвет и размер.

«Большой, поменьше, маленький»

Цель: развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Игра с сенсорным шаром «Пощупай и угадай»

 Цель – развивать тактильные ощущения и наблюдательность детей.

Ход игры. Ощупывая последовательно фигурки, спрятанные в шаре, дети определяют, что это за предмет. Содержимое мешочка можно менять и использовать как сюрпризный момент к непосредственно-образовательной деятельности.

Методические приёмы работы с дидактическим пособием

- Играем вместе. Совместное изучение пособия, организация непосредственно-образовательной деятельности.

- Я играю сам. Самостоятельная деятельность детей, где дети самостоятельно играют и манипулируют с элементами книги.

- Косвенное руководство игрой. Воспитатель наблюдает за тем, как дети, работая с данной книгой, объединяются в группы, привлекают друг друга к совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

- пособие эффективно помогает развивать познавательную деятельность, способствует развитию сенсорных эталонов;

- отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики;

- у детей развивается наблюдательность, воображение, расширился словарный запас.

Вывод. Таким образом, с помощью развивающего игрового  пособия у детей формируются сенсорные представления. Его использование в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56»

C:\Users\User\Desktop\мет.разр 2020\метод.рек\20201218_113921.jpg

Методические рекомендации

по использованию

развивающего пособия –

мягкой книги

«Зимующие птицы»

F:\птицы\20201204_124235.jpg

В современном мире проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Птицы – существа, которые окружают нас, принося пользу и радость. С наступлением холодов одни из них улетают в тёплые края, другие же остаются зимовать. Как познакомить детей с зимующими птицами? Как интересно и увлекательно рассказать о них детям? В какие игры можно поиграть?              

Игровое познавательное пособие «Зимующие птицы» является одним из приемов, которые помогают ребенку познать и понять образ жизни пернатых друзей, пополнить представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни. Данное пособие развивает у детей кругозор и более широкое представление о птицах, вызывает интерес к их дальнейшему изучению.

 Оно представляет собой мягкую книгу, состоящую из четырех страниц, изготовленных из фетра и ткани. Включает в себя съёмные силуэты птиц, кормушку, корм для птиц, деревья, снег, которые ребенок сам может перемещать в нужное место.  

Цель: создание условий для формирования у детей представлений о зимующих птицах родного края.

Задачи:

- расширять представления детей о птицах родного края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособления их к среде обитания;

- развивать познавательный интерес к окружающему миру посредством использования занимательного игрового материала, создания проблемных ситуаций;

- воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам, испытывать чувство гордости за красоту родного края.

Методические рекомендации по использованию игрового пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей. В непосредственно-образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный наглядный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

При использовании педагогами в работе мягкой книги «Зимующие птицы» обеспечивается разностороннее развитие детей 4-8 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

При использовании пособия можно применять следующие методы:

Загадки.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна,
Будет им зима.

(Зимующие птицы)

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.

 (Кормушка)

Посмотрите на балкон

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

(Голубь)

Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нём каждый уголок,
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной,
И акробат прекрасный.
    
(Дятел)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...   
(Снегири)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка,
И полоска шарфика.
   (
Синица)

В серой шубке перовой,
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.

   (Воробей)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая,
Вещунья белобока,
А зовут её  
(Cорока)

У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?                

  (Клёст)

Эти птички с хохолком,
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти …
(Свиристели)

Эту птичку, одним словом,
Называют рыболовом,
Кто в реке с дерёв и лодок
Ловит рыбку? (Зимородок)

Дидактические игры (предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий).

 «В зимней столовой»

Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах и их названия, развивать умение подражать их повадкам.

Материал. Силуэты птиц из фетра, ветка, кормушка.

Описание: педагог закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

 «Кто зимует, кто улетает?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелётных, активизировать речь детей.

Материал: иллюстрации с перелётными и зимующими птицами, птицы из фетра.

Описание: дети делятся  на две подгруппы.

Одна подгруппа детей отбирает картинки с перелётными птицами, другая – с зимующими.

 После игры в книгу помещается модель зимующих птиц.

 «Что за птица?»

Цель: совершенствовать умение детей описывать птиц по характерным признакам и узнавать их по описанию.

Игровые правила: описать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.

Игровые действия: имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой.

 

«Назови ласково»

Цель: расширять и активизировать словарный запас детей; учить образовывать слова с суффиксами «чк», «чн».

Содержание: воспитатель показывает зимующих птиц из фетра и предлагает произнести их ласково.

«На кормушку прилетели»

 Цель: развивать слуховое внимание, активизировать словарь по теме «Птицы».

Описание: педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т.п.

На кормушку прилетели: голуби, синицы, мухи и вороны...

«Закончи предложения»

Цель: развивать мышление, активизировать словарь антонимов, формировать умения согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.

Описание: педагог начинает предложение, ребенок подбирает соответствующее слово и договаривает предложение.

У синицы хвост короткий, а у сороки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

Ворона большая, а воробей…

Про кого из зимующих птиц можно сказать? Мой - … (дятел, снегирь, воробей, голубь), Моя - … (ворона, синица), Мои - …

«Где какая птица находится?»

Цель: формировать умение детей узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».

Оборудование: страница книги «У кормушки».

Описание: педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать тех, которые находятся слева от снегиря, под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём.

«Что склевали птицы?»

Цель: закреплять знания о зимующих птицах (предпочтения в еде); развивать зрительное внимание, память, речь.

Описание: на странице мягкой книги воспитатель выкладывает в ряд под изображением кормушки корм для птиц, проговаривает с детьми: «В кормушку положили семечки, пшено, сало». Дети закрывают глаза, воспитатель убирает один из кормов и задает ребятам вопрос: «Что склевали птицы?».

Можно задать вопрос: «Как вы думаете, кто прилетал к кормушке?»

(например: если убрали «сало» – синица или ворона, если убрали рябину – снегирь, клест, шишку – клёст и т. д.)

«Угадай по описанию»

Цель: улучшать речевые навыки, расширять словарь по теме «Зимующие птицы».

Воспитатель (дети) называют определения, игроки должны догадаться, о ком речь.

- серая, хитрая, крикливая, проворная – ворона;

- маленький, красивый, красногрудый, чернохвостый – снегирь;

- белобокая, черная, длиннохвостая, красивая – сорока;

- лесной, темнокрылый, красный, крестоклювый – клест;

- шустрый, маленький, прыгучий, коричневый – воробей.

Беседы.

«Знакомство с воробьем»

Цель: закреплять знания детей о воробье, его строении, образе жизни.

Наглядный материал: картинка, фетровая игрушка – воробей.

«Кормушка. Наши пернатые друзья»

Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать. Воспитывать доброжелательное отношение к нашим меньшим друзьям.

Наглядный материал: пособие «Зимующие птицы», кормушка для птиц, корм.

«Наша гостья – синичка»

Цель: научить детей узнавать и называть синицу, расширить знания о зимующих птицах.

Наглядный материал: игровой персонаж мишка, фетровая игрушка – синица.

«Помощь пернатым в зимнее время года»

Цель: уточнять знания детей о птицах и изменениях в их жизни зимой.

Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:

Куда вышли дети?

Для кого они несли зерно?

Куда они насыпали зерно? Зачем?

Почему прилетели птицы?

Кому насыпали семечки?

Птицы были рады?

Так почему же надо подкармливать птиц?

«Какой корм любят зимующие птицы»

Цель: расширять представления воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц; развивать коммуникативные способности; воспитывать чувство сопереживания, желание и готовность помочь в трудные минуты.

Пословицы и поговорки.

Знает сорока, где зиму зимовать.

Здоровое дерево дятел не долбит.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Будет в голубятне корм, голуби слетятся.

Не велика синичка, да та же птичка.  

Снегирь – первая птица зимой.

Красногрудый красавец в лесу кувыркался в пушистом снегу.

Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.

Снегирь – птица гордая.

На рябину прилетели, птички эти – свиристели.

Методические приёмы работы с дидактическим пособием

- Играем вместе. Совместное изучение пособия, организация непосредственной образовательной деятельности.

- Я играю сам. Самостоятельная деятельность детей, где дети самостоятельно играют и манипулируют с элементами книги.

- Косвенное руководство игрой. Воспитатель наблюдает за тем, как дети, работая с данной книгой, объединяются в группы, привлекают друг друга к совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

Расширение представления о жизни птиц в природных условиях зимой.

Развитие способности рассказать о помощи человека зимующим птицам.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Активизация коммуникативной функция речи и познавательной деятельность детей.

Обогащение словаря, улучшение грамматической стороны речи по данной теме.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о зимующих птицах.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56»

C:\Users\User\Desktop\20201214_163947.jpgМетодические рекомендации

по использованию

развивающего пособия -

мягкой книги

«Красная книга Иркутской области»

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка\20200817_101127.jpg

Как научить ребенка с ранних лет жить в ладу с родной природой?  Да, это не простая задача, но очень важная. В наши дни экологическое воспитание дошкольников приобрело растущую актуальность, так как дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка предпосылок экологической культуры.

Мир природы. Его нельзя познать по картинке. Необходимо погрузить ребенка в такую атмосферу, которая научит его понимать окружающий мир, осознавать, что он является его частью. Основное внимание уделено ознакомлению детей с природой родного края. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему.

Это подтолкнуло нас к поискам нетрадиционных игровых средств и приемов в работе с дошкольниками. Было создано развивающее познавательное пособие: мягкая книга «Красная книга Иркутской области».

Цель: создание условий для формирования у детей предпосылок экологической культуры, экологического сознания и гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны, и даже к самому себе.

Задачи:

1. Формировать представления о взаимосвязях природы и человека, расширять и углублять знания детей об исчезающих видах растений и животных Иркутской области.

2. Развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

 3. Воспитывать интерес к изучению Красной книги и доброжелательное отношение к природе.

Книга – ручной работы, изготовлена из подручных материалов (фетр, ткань). Пособие имеет 10 страниц. Каждая страница Красной книги окрашена в свой цвет в зависимости от того, какая степень редкости присвоена представителю живой природы. Это – исчезающие и особо редкие животные, малоизученные, животные, которых удалось сохранить от вымирания. Все представители животного и растительного мира крепятся при помощи липкой ленты. Книга имеет приложение в виде альбома, в котором есть фотографии исчезающих животных, информация об их жизни, причины исчезновения, информация о том, что может сделать человек, чтобы предотвратить вымирание того или иного представителя. Кроме качественных изображений есть рисунки, выполненные детьми вместе с родителями.

Пособие «Красная книга Иркутской области» представлено в рамках регионального компонента программы «Я живу в Прибайкалье».Оно многофункционально, каждую иллюстрацию можно использовать индивидуально.

В процессе игр с пособием дети изучают «Красную книгу» растений и  животных, отвечают на интересующие их вопросы,  выясняют, какие растения из Красной книги произрастают на территории Иркутской  области, какие животные обитают.

Это уникальное пособие можно использовать в самостоятельной  и совместной деятельности с детьми, а также во время непосредственно-образовательной деятельности.

При использовании пособия можно применять следующие методы.

Дидактические игры.

«Скажи со словом «много»

Цель: учить детей образовывать существительные в родительном падеже, множественном числе.

Например: красный волк – много красных волков, северный олень – много северных оленей и т.д.

  «Кто (что) лишний (не занесен в Красную книгу)?»

Цель: закреплять знания о животных, растениях, птицах и рыбах, занесенных в Красную книгу.

Педагог перечисляет и показывает из приложения картинки обитателей флоры и фауны, дети называют того, кто в этом списке лишний.

«Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать и употреблять в речи слова-антонимы.

«Узнай по описанию»

Цель: научить детей узнавать животных, растения, птиц, занесенных в Красную книгу по описанию.

Например: большой, хищный, зубастый, полосатый – амурский тигр.

«Посчитай до пяти»

Цель: научить детей согласовывать числительные с существительными.

Например: одинландыш, два ландыша, три ландыша, четыре ландыша, пять ландышей.

«Какой? Какая? Какое?»

Цель: учить детей подбирать слова-признаки к существительным.

Например: рысь – хищная, дикая, красивая, большая и т.д.

«Найди и исправь ошибки»

Цель: закреплять знания детей о месте обитания животных, птиц и произрастания растений, занесенных в Красную Книгу.

Педагог предлагает детям картинки «Путаница». Дети должны найти ошибки.

«Листая страницы Красной книги»

Цель: оказывать помощь воспитанникам в овладении знаниями о Красной книге Иркутской области.

Загадки о представителях Красной книги.

В снежном логове родятся,

Простудиться не боятся.

Подрастут – начнут нырять,

шубки белые менять.

Если очень повезёт –

лет полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Догадайтесь-ка вы сами! (нерпа)

Бледно-розова, нежна,

Вода студёна ей  нужна.

Что за рыбка-невеличка

меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает,

рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка?

Рыбка эта... (голомянка)

Он коричневый, лохматый.

Угадайте-ка, ребята,

Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том? (медведь)

Это кошка, но большая,

Её дом – тайга, леса.

Иногда её бояться,

Волк и рыжая лиса.

Она ходит очень скрытно,

Ей не скажешь: «Кошка брысь!»

Очень ловкий, сильный хищник, 


Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нем – громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит, …(лось)

Длинный тонкий стебелек,

Сверху – алый огонек.

Не растение, а маяк –

Это ярко-красный ...(мак)

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,             Цветы душистые висят…           (ландыш)

Очень милые цветы,

Голубые лепестки,

На лугах они растут

И красиво там цветут.

Проявите чуть смекалки

Те цветы зовут ...(фиалки)

Этот житель круглый год,

Лишь на Севере живет.

Он с ветвистыми рогами,

И со стройными ногами.

Зверь хороший, не сердитый,

Мох жует он целый день.

Это северный…(олень)

Страж тайги – большая… (рысь)

Методические приёмы работы с дидактическим пособием

- Играем вместе. Совместное изучение пособия, организация непосредственной образовательной деятельности.

- Я играю сам. Самостоятельная деятельность детей, где дети самостоятельно играют и манипулируют с элементами книги.

- Косвенное руководство игрой. Воспитатель наблюдает за тем, как дети, работая с данной книгой, объединяются в группы, привлекают друг друга к совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

- сформированы представления о жизни животных и растений из Красной книги, нуждающихся в охране;

- сформированы предпосылки экологической культуры, экологической воспитанности дошкольников;

- дети научились  применять полученные знания в добрых делах и поступках по отношению к природным объектам, овладение детьми правилами безопасного поведения в природе.

В перспективе данное пособие может быть использовано как место для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности детей старшего дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56»

C:\Users\User\Desktop\c3ecdd1db9579fc530425e870c43cb35--fram-clipart.jpg

Методические рекомендации

 по использованию

 развивающего пособия –

мягкой книги

 «Профессии»

C:\Users\User\Desktop\20201214_163923.jpg

Детство – удивительная маленькая страна. Можно мечтать о своем будущем, например, кем я буду, когда вырасту, воплощать в играх свою мечту. Поэтому знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще.

Формирование представлений дошкольников о мире профессий – это актуальный процесс, который необходимо строить, используя современные методы и приемы. Одним из перспективных методов ознакомления дошкольников с профессиями является метод обыгрывания игрового пособия по теме: «Профессии». Изготовление пособия помогает связать процесс обучения с реальными событиями из жизни ребенка, а также вовлечь в игровую деятельность.

Содержание пособия направлено на приобретение ребенком знаний о различных видах профессий, на оказание  помощи детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Цель: создание условий для формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
          Задачи:
          1. Формировать представления о профессиональной деятельности взрослых.

2. Развивать творческую инициативу, способность реализовать себя в различных видах труда, закреплять умение детей выражать свои впечатления в игровой деятельности.

3.  Воспитывать ценное отношение к профессиям и результатам их труда.

Игровое развивающее пособие «Профессии» представлено в виде мягкой книги из фетра, которая сделана вручную. Книга имеет 8 страниц. В них присутствуют пуговки, липучки, кнопки, шнурки. Все хорошо закреплено и безопасно для ребенка. Для каждой профессии создан набор заданий, которые рассказывают о ней и делают ребенка активным участником сюжета. Открывая страницу, ребенок не только узнает что-то новое о профессиях, но и может попробовать себя в них, так как книга содержит игровую форму, сюжет и элементы игры.

  Каждая страница-профессия содержит:

- фигуры человека каждой профессии;

- спецодежду;

- изображение специального и общественного транспорта;

- инструменты, используемые в той или иной профессии;

- атрибуты игры.

Все предметы съемные, их можно менять и изготавливать новые.

Поставленные задачи осуществляются через различные варианты дидактических игр, которые включены в наше пособие. Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитию умственных способностей. Содержание игр формирует и углубляет знания о людях разных профессий. Также игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Дидактические игры по профессиональной ориентации дошкольников, которые можно предложить старшим дошкольникам.

«Кем быть?»

Цель: закреплять и расширять знания детей о профессиях, об орудиях труда и его результатах; формировать представления об общественной значимости труда представителей разных профессий, его необходимости; закреплять представления детей о том, какими личностными качествами должен обладать человек той или иной профессии; воспитывать у детей уважение и доброжелательное отношение к людям различных профессий.

Ход игры: ребенок выбирает профессию, рассказывает о ней, используя данное пособие, обыгрывает игровую ситуацию.

«Отгадай-ка».

Цель: упражнять детей в умении отгадывать загадки о знакомых профессиях; воспитывать познавательный интерес.

Ход игры: воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают. Находят страницу с профессией, рассказывают о ней, используя игровое пособие.

«Назови слова-действия».

Ход игры: воспитатель называет профессию, а дети говорят слова – действия, которые выполняют люди этой профессии.

 «Подскажи словечко».

Цель: развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.

Ход игры: дети подсказывают слова, заканчивают начатое педагогом стихотворение.

«Кому что нужно».

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах; знакомить с профессиями.

Ход игры: педагог показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью.

  «Исправь ошибки в предложениях».

Цель: упражнять детей в употреблении предложений со значением противопоставления.

Например: врач готовит для ребят вкусный обед, а полицейский лечит людей и т.д.

«Чем пахнут ремесла». 

Ход игры: воспитатель объясняет детям, что каждая профессия имеет запах. Предлагает детям для начала обсудить, какие запахи они знают и чем, по их мнению, могут пахнуть профессии.

Использование художественного слова.

«Кому без них не обойтись».

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры: педагог показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.

Игра «Кувырком» предполагает юмористическое содержание, в ней закрепляются знания о предметах труда, развивается умение исправлять ошибку в задании, находить целесообразный ответ.

Ход игры: воспитатель раскладывает перед детьми предметы из пособия, не соответствующие реальности: доктор едет на полицейской машине, пожарный ремонтирует машину т.д.

Играющие  исправляют ошибку, объясняют, почему.

Игра «Кто это знает и умеет?» 

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни (врач). Водит машину, перевозит людей и грузы (шофёр). Тушит пожары (пожарный).

Дидактические игры сопровождаются вопросами:

Как называется человек этой профессии?

Зачем нужна эта профессия?

Какую пользу приносит людям данная профессия?

Рабочая одежда человека в профессиональной деятельности?

Что делает человек на этой работе?

Что ему нужно для работы? Какие инструменты нужны человеку этой профессии для работы? Какие специальные приспособления могут понадобиться?

Как человек использует инструменты на работе?

Какие профессии относятся к службам спасения? Назови телефонные номера служб спасения:

01- пожарная служба,

02- полиция,

03- скорая медицинская служба.

Пособие «Профессии» может быть использовано в совместной работе педагога и детей, в самостоятельной коллективной деятельности детей и индивидуальной деятельности ребёнка.

Методические приёмы работы с дидактическим пособием

- Играем вместе. Совместное изучение пособия, организация непосредственной образовательной деятельности.

- Я играю сам. Самостоятельная деятельность детей, где дети самостоятельно играют и манипулируют с элементами книги.

- Косвенное руководство игрой. Воспитатель наблюдает за тем, как дети, работая с данной книгой, объединяются в группы, привлекают друг друга к совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

- у детей сформированы представления о мире профессий;

- у детей сформирована ранняя профориентация;

- перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность.

Перспективы дальнейшего использования пособия:

1. Использование пособия в непосредственно-образовательной деятельности в качестве наглядного материала, а также для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

2. Использование пособия в самостоятельной и индивидуальной деятельности детей.

3. Разработка картотеки игр, конспектов занятий по работе с пособием, современных методов и приемов работы с книгой.

4. Пополнение пособия новыми профессиями.

Таким образом, формирование представлений у детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные, психолого-физические и индивидуальные особенности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствуе...

Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствует форм...

Статья: Использование ИКТ, интерактивных и развивающих пособий по познавательному развитию в работе со старшими дошкольниками"

В статье описан опыт работы педагога по познавательному развитию через использование ИКТ, интерактивных и развивающих пособий со старшими дошкольниками...

Учебно – методическая разработка «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет». ...

Методическая разработка Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитию дошкольников 3-7 лет «Чудо – книжки»

Методическая разработка Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитиюдошкольников 3-7 лет«Чудо – книжки»...