Консультация для педагогов «Небылицы»
консультация (подготовительная группа)

Харыбина Юлия Алексеевна

Развитие логического мышления в дошкольный период является одной из важных составляющих подготовки ребёнка к обучению в школе. Способность «действовать в уме», и навык выражения своих мыслей необходимы для того, чтобы быть успешным в школе. Существует множество игр, направленных на развитие логического мышления. Хотелось бы обратить внимание педагогов и родителей на использование небылиц. Дети с большим интересом и увлечением слушают их, выполняют различные задания, связанные с этой темой. При этом развивается мышление, фантазия, речь, формируется умение делать умозаключения, обобщения, применяя свой личный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nebylitsy.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Небылицы»

Развитие логического мышления в дошкольный период является одной из важных составляющих подготовки ребёнка к обучению в школе. Способность «действовать в уме», и навык выражения своих мыслей необходимы для того, чтобы быть успешным в школе. Существует множество игр, направленных на развитие логического мышления. Хотелось бы обратить внимание педагогов и родителей на использование небылиц. Дети с большим интересом и увлечением слушают их, выполняют различные задания, связанные с этой темой. При этом развивается мышление, фантазия, речь, формируется умение делать умозаключения, обобщения, применяя свой личный опыт.

Небылицы – это небольшой рассказик о том, чего на самом деле нет, и быть не может. Они как литературный жанр встречаются в литературе любой народности, её особенностью является шутка, неправдоподобность, юмор. Чем больше непонятного, необычного, несуразного и необъяснимого, тем лучше. В основе небылиц лежит фантазия, обман. Но обман не злой, направленный на то, чтобы ввести в заблуждение собеседника и получить свою выгоду. А обман добрый, направленный на то, чтобы развеселить, поднять настроение, вызвать улыбку и смех. Небылицы для детей писали С. Маршак, К. Чуковский, Б. Заходер, Э Успенский. Например, всем известно произведение К. И. Чуковского «Нелепица» :

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Дети любят не только слушать небылицы, но и сочинять сами. Небылицы являются плодом фантазии и воображения, которые позволяют детям самостоятельно составлять и придумывать их. Дети используют уже где-то услышанные небылицы, изменяют их или выбирают новые предметы и их функции, наделяя не присущими и новыми признаками. Таким образом, дети получают максимальное удовольствие от впечатляющей игры и существенную пользу для формирования и развития их логического мышления.

Можно научить детей сочинять небылицы, используя любые приемы искажения действительности и лишения смысла, придавая новый неожиданный смысл мыслям и вещам. Самой простой возможностью придумать самостоятельно небылицу считается умение построить ее на собственных ошибках. К примеру, ребенок не умеет завязывать шнурки – шнурки обиделись и убежали. После этого, из многократных ошибочных действий, и могут возникнуть самые интересные истории. В этих историях будет присутствовать множество ошибочных персонажей, со смешными и необычными именами.

Примеры небылиц :

Сел воробушек на дом,

Провалилась крыша.

Под березою с котом

Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука.

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

Автор: В. Чантурия.

Можно в небылицы и поиграть. Например, с мячом. В эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.

Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например, «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д. Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.

Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и. соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.

Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту. грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.

Можно поиграть с картинками. Напримерна картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и. снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?

Нельзя не отметить благоприятное влияние небылиц на создание положительного эмоционального фона. Небылицы вызывают у детей смех, развивают юмор, который поможет во взрослой жизни относиться с иронией ко многим жизненным ситуациям. Небылицы – это и весело, и полезно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Небылицы и нелепицы - развиваем интеллект ребенка""

В консультации для родителей детей старшего-среднего возраста в доступной форме  даны рекомандации по использованию в процессе интеллектуального развития дошкольников такого жанра, как поэзия абс...

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...