Доклад на тему: " Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности".
материал (средняя группа)

Мартынова Ира Александровна

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста важное дополнение к образовательной деятельности в нынешнее время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»

 

 

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

   Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

 

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. 

Поэтому моей задачей, как воспитателя является:
– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах;
– знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн;
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются в нашем детском саду во всех видах детской деятельности: образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

В.В.Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами – Кремлем, достопримечательностями.

Задача воспитателя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников

  • представление о том, чем славен родной край.

    Трёхлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

    Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется и наглядный материал, и беседы, и знакомство с природой.

    Главным орудием воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является речь воспитателя, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и прекрасным. Одно из важнейших средств – это художественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами.
     
  • Как в нашем детском саду приобщаем детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
    1. Приучаем ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясняем ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию.
    2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края.. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

    3. Если  ребенок взял строительный материал, можно предложить ему поострить дом. Когда дом построен, играем с ребенком в «новоселье», помогаем разместить кукол, зайчиков, мишек. Смотрим, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

    4. Воспитываем у детей уважительно-бережное отношение к хлебу. Наблюдаем за тем, как привозят и разгружают хлеб. Рассказываем, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.

    5. Рассказываем детям, о своей работе: что мы делаем, какую пользу приносит наш труд людям, Родине.

    6. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

    Достигнуть поставленных задач можно посредством тематического планирования, так как оно способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой

группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить по следующим темам:

– «Моя семья»,

– «Я люблю свой детский сад и район, где я живу»,

– «Мой поселок»,

– «Наша Родина – Россия»,

– «День народного единства»,

– «Новогодние праздники»,

– «Москва – столица нашей Родины»,

– «Наши космонавты»,

– «День защитника Отечества»,

– «Моя мама»,

– «День Победы».

Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, чтение художественной литературы, работу в уголке книги, свободную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия, так как они повышают детскую мыслительную активность.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по ознакомлению с социальным миром, но и по ознакомлению с миром природы, по ознакомлению с предметным окружением, художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликацию, лепку, музыку (например, «Мой поселок», «Москва – столица нашей Родины»)

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, аппликация).

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

  • В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.

  • Важна ли крепкая, дружная семья в жизни человека? Ответ очевиден –несомненно!
  • Все мы, люди – существа социальные и не можем жить вне общества. Однако общество не всегда благосклонно к каждому, поэтому очень важно, чтобы у человека был надежный тыл – семья – люди, которые безусловно любят его и в любых обстоятельствах будут рядом. Особенно важно иметь такую уверенность в детстве, когда формируются представления о мире, который нас окружает. Именно поэтому необходимо прививать детям семейные ценности с молодых ногтей, чтобы они выросли с убеждением «мой дом – моя крепость».
  • Благодаря общему семейному досугу, мы лучше узнаём друг друга, учимся договариваться, дарить и принимать душевное тепло, делиться чувствами с родными, понимать и, порой, прощать. И не всегда это только веселье и развлечения. Нередко, это могут быть совместные дела. Ведь именно в такие моменты дети учатся умению работать в команде, взаимовыручке и взаимопомощи.
  • Благодаря детям, наша жизнь наполнена яркими красками. Желание показать им красоту и многообразие окружающего мира нередко приводит к неожиданным открытиям нас самих. Мы хотим, чтобы наши дети росли с уверенностью в том, что дома их очень любят и всегда поддержат, а еще надеемся, что, став взрослыми, им посчастливится создать свои собственные крепкие семьи и подарить этот удивительный мир следующему поколению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности"

 Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

 Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравств...

Проект по самообразованию на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

Проект по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»...

План по самообразованию «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» на 2021 – 2022 уч. год Подготовительная группа

План по самообразованию«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности

Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности...

Отчет по самообразованию за 2022-2023 уч. год Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»

Отчёт по самообразованию на тему : "Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности" за 2022-2023 учебный год....

Статья на тему «Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»

Статья на тему «Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности» Выполнил воспитатель: Жегалова Ирина Сергеевна«Патриотизм- высокое и сложное человеческое чувство...