Банк игр на взаимодействие для детей с РАС
учебно-методическое пособие
Игры способствуют взаимодействию детей с РАС с взрослыми и другими детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_na_vzaimodeystvie.docx | 50.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр на установление взаимодействия с детьми
с расстройствами аутистического спектра
материалы деятельности инновационной площадки
Богородского муниципального округа
2023
Картотека игр на установление взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра
№ | Название источника | Название игры | Средства | Ход игры |
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ | ||||
https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/09/igry_na_vzaimodeystvie.docx | «Мяч по кругу» | Мяч | Дети встают в круг, мяч передается по кругу. Вместо мяча можно использовать любую игрушку. Педагог следит за тем, чтобы ребенок подставлял руки, когда мяч дошел до него, а также отдавал мяч, когда подошла его очередь и разжимал руки, ослабляя захват. Вариация игры «Дай пять»-дети, стоящие в кругу по очереди, передают «пять» друг другу. | |
«Я от тебя убегу, убегу….» | Музыкальное сопровождение | Ребенок и взрослый играют в догонялки, педагог прячется за любой предмет и в нужное время выглядывает, произнося «ку-ку». Далее можно играть с двумя детьми. Игра имеет музыкальное сопровождение | ||
«Мы посмотрим на тебя» | Педагог смотрит на детей, останавливает на ком-то взгляд и за руку выводит ребенка, ребенок должен покружиться и улыбнуться. Водящими становятся все дети по очереди, чтобы научиться понимать и чувствовать жесты и артикуляцию других. | |||
«Дружные ручки» | За ладошки ты возьмись вместе с нами покружись. Мы пройдем сейчас по кругу, улыбнемся мы друг другу. | |||
«Ладошка подари ладошку» | Ты ладошку подари, на другую положи. Педагог протягивает руку другу ладонью вверх. Ребенок кладет на них свои ладони. Все дети вместе с педагогом образую единый круг. | |||
«Веревочка» | Канат, скакалка | Дружно, дружно друг за другом побежали мы по кругу…. Дети перемещаются друг за другом держась за веревочку, главное не размыкать руки. | ||
«Мирилка» | Можно пожимать друг другу мизинцы, хлопать в ладоши, пожимать руки, посылать воздушный поцелуй и т. д. со словами Мирись, мирись, мирись | |||
https://budagyan-ds8-bogorodsk.edumsko.ru/folders/post/1870732 | «Нетрадиционное приветствие» | Игра проводится в паре со взрослым или с ребенком. После того, как образовались пары, необходимо поприветствовать друг друга, касаясь частями тела по команде. И так приветствуем друг друга:
| ||
https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-piramida-lyubvi-6053723.html | «Пирамида любви» | Создавать пирамидку из детских ладошек | ||
«Паровозик -гусеничка» | Дети, держась за плечи или талию друг друга, начинают движение по кругу | |||
https://www.art-talant.org/publikacii/17954-igry-na-vzaimodeystvie-detey | «Менялки игрушек» | Наборы игрушек | Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-нибудь игрушку. По команде педагога дети меняются игрушками друг с другом. | |
«Игрушка» | Наборы игрушек по интересам детей | Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок из пары – обладатель игрушки. Задача другого – попросить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Используя любой вид коммуникации. | ||
«Липучки» | Все дети передвигаются по комнате. Педагог пытается поймать детей, приговаривая: «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей. | |||
Развитие ритмичности движений | Подушка и музыкальное сопровождение | Посмотрите, какая подушка! Её можно положить на диван (передавать по кругу под музыку).Ты беги, моя подушка,Быстро – быстро по рукам.У кого в руках подушка,Тот сейчас станцует нам!Подушку можно поменять на платок, флажок и т.д. | ||
Исханова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 208с. | «Передай мяч» | Мяч | Педагог передает мяч одному из детей и произносит его имя, ребенок должен передать мяч другому ребенку и т.д. | |
«Водим хоровод» | Звукозапись | Дети, взявшись за руки, вместе со взрослыми водят хоровод под веселую музыку. | ||
«Пузырь» (русская народная) | Педагог побуждает детей встать в круг, взявшись за руки, двигаться и расширять круг, затем опускать сцепленные руки и сужать круг. Игра проводится после адаптации детей в группе.Раздувайся, пузырь,Раздувайся, большой,Оставайся, пузырь,Вот такой, вот такой!И не лопайся!Лопнул: «ш-ш-ш-ш» | |||
«Снежки» | Изготовленные из ваты снежки | Педагог побуждает детей подбрасывать вверх, кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать каждого ребенка складывать «снежки» в коробку. | ||
Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурные занятия для дошкольников с ОНР 4-6 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 | «Снежок» | Изготовленные из ваты снежки | Педагог читает стихи:«Встали дети в кружок,Увидали снежок:- Кому дать? Кому дать?Кому снежок передать?»Дети передают «снежки» из ваты, называя имя ребенка: «Передаю снежок Вадику» | |
Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. - М.: ВЛАДОС, 2021. | Хоровод с куклой (мишкой) | Кукла средних размеров (мишка) | Педагог приносит новую куклу (мишку). Она (он) здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Педагог просит по очереди подержать куклу (мишку) за руку. Кукла (мишка) предлагает потанцевать. Педагог ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу (мишку), другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию | |
Догонялки | Кукла средних размеров (мишка) | К детям приходит кукла (мишка), знакомая им по прошлой игре, и говорит, что хочет играть в «догонялки». Взрослый побуждает детей убегать от куклы (мишки), прятаться за ширму, а кукла (мишка) их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!» | ||
Пришел Петрушка | Петрушка, погремушки | Педагог приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются. | ||
Идите ко мне – бегите ко мне | Кукла | 1-й вариант. Игра с куклой.Дети сидят на стульях, стоящих полукругом перед столом педагога. Педагог ставит куклу на стол. Она здоровается с детьми. Педагог предлагает кукле поиграть с ним. Правой рукой берет куклу, ставит на правый край стола, левую руку располагает у левого края и манит ею, говоря: «Иди ко мне». Когда кукла приблизится, обнимает, хвалит ее. Затем он берет куклу в левую руку, а правой манит и говорит: «Беги ко мне». Кукла снова идет, но педагог останавливает ее и говорит: «Слушай внимательно, я сказал(а) беги». Кукла бежит, педагог хвалит ее. Игрушка снова переходит в правую руку и на сигнал «Беги!» выполняет действие безошибочно. Перейдя в левую руку, кукла вновь пытается бежать по слову «Иди», педагог останавливает ее: «Слушай внимательно, я сказал(а) иди». Кукла правильно выполняет инструкцию.2-й вариант. Игра с детьми.Взрослый располагает малышей около одной из стен комнаты, а сам отходит к противоположной стене и говорит: «Бегите ко мне», – манит их руками. Если дети бегут, обнимает их, хвалит. Если же они идут, он останавливает их, повторяет инструкцию, побуждая каждого бежать. Потом он отходит к другой стене, и игра повторяется. В третий раз инструкция меняется («Идите ко мне»). | ||
Возьми, положи, брось | Два мяча, корзина | Дети сидят на стульях. Педагог кладет на стол два мяча и говорит: «Возьмите мячи». Двое детей берут мячи, третий, опоздавший, остается без мяча. Затем педагог одному ребенку говорит: «Положи мяч» – и указывает на стол, другому с той же инструкцией указывает на корзину, помогая малышам выполнить задание. Дети садятся на стулья. Педагог вновь говорит: «Возьмите мячи», – стараясь помочь тому, кто первый раз остался без мяча. Теперь он говорит: «Брось мяч», – одному ребенку указывая на корзинку, а другому вкладывая мяч в руки. | ||
ИГРЫ НА КОЛЕНОЧКАХ | ||||
Поехали с орехами на бочке, на бочке | ||||
Еду-еду к бабе, к деду | ||||
Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки! | ||||
Поехали, поехали | ||||
Чики-чики-чикалочки, | ||||
Едем, едем на лошадке | ||||
Затащить малыша на колени, потом скинуть. Лучше напевать. | ||||
Дарики-дарики, | ||||
Эта игра будет развивать у ребенка чувство ритма. Возьмите ладошки малыша и хлопайте ими, приговаривая: | ||||
Сажаем малыша на коленки лицом к себе и повторяем действия стишка | ||||
https://www.maminpapin.ru/poteshki-dlya-zaryadki/medvejata-v-chashe-jili.html | Медвежата в чаще жили, | |||
Сел комарик под кусточек | ||||
Идёт коза рогатая | ||||
- Ладушки, ладушки! | ||||
Ладушки, ладушки. | ||||
https://vk.com/wall-28534767_5241 | Мыли мылом ушки, | |||
https://www.stranamam.ru/post/1789856/ | Стенка, стенка | |||
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМ | ||||
Исханова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 208с. | «Твоя ладошка, моя ладошка» | Педагог берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка» | ||
«Ладушки» | Педагог садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает «Ладушки, ладушки»Если ребенок активно сопротивляется, необходимо прекратить игру. | |||
«Мы на лодочке плывем» | Педагог берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:Мы на лодочке плывем,Тихо песенку поем:«Ля-ля-ля, ля-ля-ля»-Покачнулись ты и я…(С. Исханова) | |||
«Покатаем мячик» | Мяч | Педагог катит мяч ребенку на полу, столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком. | ||
«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!» | Мыльные пузыри | Педагог пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить. | ||
Игры с воздушным шаром | Воздушный шарик | Игру сопровождать стихотворением:Мы возьмем воздушный шарикИ подкинем высоко.Мы за ниточку ухватимИ посмотрим на него:Полюбуемся, как шарикОпускается легко.(С. Исханова) | ||
Бумажный листопад | Бумага | В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги, затем подбрасывать их вверх со словами: «Листики кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев» | ||
«Мой кубик, твой кубик…» | Кубики | Педагог первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т.д. | ||
«Кто сильнее подует?» | Кубики-мякиши | Педагог привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались. | ||
«На острове чаек» | Звукозапись, тюлевая занавеска | Педагог и ребенок слушают релаксирующую музыку со звуками природы («Остров чаек», «Шторм»). Во время прослушивания романтической музыки взрослый и ребенок спокойно сидят, иногда смотрят друг на друга, держатся за руки. Когда музыка сопровождается криками чаек, педагог предлагает имитировать полет птиц взмахами рук. Когда слышны звуки ветра, педагог побуждает ребенка дуть на тюлевую занавеску, «делая ветерок». | ||
«Догонялки» | Педагог предлагает ребенку убегать, прятаться от него, приговаривая: «Догоню-догоню, поймаю-поймаю!» Догнав ребенка, обнимает его, старается заглянуть ему в глаза и предлагает теперь поменяться ролями. | |||
«Напугаю, напугаю» | Педагог изображает «рожки», бежит за ребенком, приговаривая: «Забодаю-забодаю!» Поймав ребенка, делает ему «козу». Затем роли меняются. | |||
«Птички» | Первый вариант. Педагог показывает ребенку (детям), как летают птички, и предлагает ребенку (детям) «полетать» вместе с ними со словами: «полетели-полетели!»Второй вариант. Педагог садится на корточки, стучит пальцем по полу, показывая, как птички клюют зернышки. Дети повторяют за педагогом. | |||
«Закружились, завертелись» | Педагог берет ребенка за руки и кружится вместе с ним, заглядывая ему в глаза. | |||
Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. - М.: ВЛАДОС, 2021. | «Ладушки» | (Проводится индивидуально или с небольшой группой детей.) Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки», – повторяя 2–3 раза. | ||
Иди ко мне | Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется. | |||
Возьми шарик | Три воздушных шара | Педагог надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», – оживленно хлопает в ладоши | ||
Возьми, кати | Воротца, шарик, машина, мяч | Перед ребенком на стол ставят трое воротцев. Перед первыми ставится машина, перед вторыми – шарик, перед третьими – мяч. Педагог указывает жестом на машину и говорит ребенку: «Кати», – помогая ему выполнить задание, затем то же говорит, показывая на шарик. Указывая на мяч, просит: «Возьми». Игра повторяется, а действия по тем же инструкциям варьируются. Например, показывая на машину, педагог говорит: «Возьми»; указывая на шарик, говорит: «Кати» и т.д., т. е. необходимо избегать ориентировки на порядок действий | ||
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. - 136 с. | Тормошение, возня | Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т.п. | ||
Догоню – догоню, поймаю – поймаю | Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот — пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т.к. требует от него большей активности и произвольности действий. | |||
Змейка | Ленточка (скакалка, веревка) | Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой | ||
Самолетик | Покружите ребенка в воздухе — «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или на пол—«Приземлились...» | |||
Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. – Минск: Издательство БелАПДИ «Открытые двери», 1997. http://103.dou.spb.ru/attachments/article/169/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%20%20%20%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.pdf | Имитация:Голосовая | Подбросить ребенка несколько раз и опять поставить на пол. При этом произносить различные звуки и побуждать его к тому, чтобы он подражал им. | ||
Щекотать | Кукла или другая мягкая игрушка | Взять куклу или мягкую игрушку и сказать: «Смотри». Привлечь внимание к игрушке, перемещая ее. Осторожно пощекотать игрушкой ребенка. | ||
Игра в «ку-ку» | Большой платок | Сесть напротив ребенка. Поднять передсобой платок так, чтобы он не мог видеть педагога. Позвать ребенка и медленно опустить платок: «Ку-ку!»Покрыть платком свою голову и медленно стянуть его, открывая лицо. Покрыть платком голову ребенка и стянуть его. | ||
Лошадка-качалка | Лошадка-качалка | Посадить ребенка на лошадку-качалку и спокойно качать его несколько минут. Если он будет волноваться и качаться слишком сильно, то притормозить его и разговаривать с ним ритмично. | ||
Поцеловать | Если ребенок не находит удовольствия в том, чтобы его гладили, обнимали или целовали, он может научиться целовать педагога. Немножко притянуть ребенка к себе и сказать: «Поцелуй меня!» - коснуться кончиком пальца своей щеки. Наклонить лицо, пока оно не коснется губ ребенка. | |||
Вместе катить игрушечный автомобиль | Грузовик, поощрение | Сесть с ребенком на пол на расстоянии двух метров друг от друга. Сказать: «Смотри, …, автомобиль!» - и покатить к нему грузовик, на котором лежит конфета. Он катит автомобиль назад, после того как возьмет конфету. | ||
Прятать и искать | Спрятать ребенка за дверь, стул или под стол. Повторять слово «прятаться» во время всего упражнения. Позвать: «Где …?». Помочь ребенку встать или поднять руку. Тот, кто звал, подходит к нему и обнимает его. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Банк компьютерных дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
Цель: повышение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях....
Дети и взрослые против насилия. "Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста"
Пропаганда толерантных отношений...
Опыт работы по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ в условиях ДОУ
Представлен многолетний опыт работы форм взаимодействия здоровых детей и детей со сложным дефектом,с умственной отсталостью легкой степени....
Банк игр по сенсорному развитию детей 2-3 лет
Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствует накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволит детям действовать не только под руководством педагога, но и самос...
Сюжетно-дидактическая игра «Пройди в банк Скруджа Макдака» по обучению детей 5-7 лет основам финансовой грамотности
Задачи этой презентации: закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память. Сформировать через сюжетно-дидактическую игру экономическое мышление; развивать способность совм...
Банк игр на взаимодействие детей с РАС
Игры способствуют взаимодействию детей с РАС с взрослыми и другими детьми...