Опыт работы по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ в условиях ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Кулинич Ольга Анатольевна

Представлен  многолетний опыт работы форм взаимодействия здоровых детей и детей со сложным дефектом,с умственной отсталостью легкой степени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

по организации разных форм взаимодействия здоровых детей

и детей со сложным дефектом,

умственной отсталостью легкой степени

1.

В данном проекте участвуют дети из компенсирующих групп для детей с нарушением речи, со сложным дефектом и легкой степенью умственной отсталости.

Нужно отметить что не все дети  участвуют в интеграции: с тяжелыми нарушениями интеллекта, с агрессивным поведением, и дети с личностными особенностями (дети которые избегают контакта –с РДА синдромом) не участвуют дети, родители которых против взаимодействия их детей с особыми детками- такие родители встречаются.

Решение об участии принимают совместно все специалисты : педагог- психолог,  учитель –дефектолог, воспитатели групп.

2.

В  нашей стране развивается интегрированное , инклюзивное образование и начинать его нужно с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – благоприятный период для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Наиболее адекватными условиями для проведения интеграции располагают ДОУ комбинированного вида, имеющие как обычные, так и специальные (коррекционные) дошкольные группы. Условия  нашего ДОУ так же позволяет организовать интегрированное взаимодействие детей с нарушениями речи и детей со сложным дефектом, с умственной отсталостью легкой степени.

Мы перед собой ставим следующую цель -Социальная адаптация и реализация индивидуальных способностей детей с ОВЗ, а у их здоровых сверстников  приобретение нравственного опыта позитивного общения, воспитание у них способности к социальному сотрудничеству.

С родителями.

Цель: - Формирование уважительного отношения собственных родителей к "проблемному" ребенку, как к человеку с особыми потребностями. Шаг от изоляции – шаг к общности.

привлечение детей ОВЗ к участию в различных конкурсах , культурно-массовых и досуговых  мероприятиях

3.

Для реализации данной цели перед нами встали следующие задачи:

Задачи

  • Научить детей  вступать в диалогическое взаимодействие со здоровыми сверстниками и взрослыми – об этом расскажет педагог-психолог Екатерина Евгеньевна
  • Сформировать навыки общения и взаимодействия детей  на занятиях, на прогулке, на празднике, и в самостоятельной деятельности.

Поскольку дети с ОВЗ обладают рядом личностных особенностей мы поставили такие задачи как  

  • развитие эмоциональной сферы детей;
  •  повышение уровня самооценки детей с овз;

Кроме того во время взаимодействия детей решаем задачу

  •  реализация творческих возможностей детей как с ОВЗ так и их здоровых сверстников. ;

Специалисты учреждения   : заместитель заведующей по УВР, педагог-психолог,  учитель- логопед, учитель-дефектолог, воспитатели групп составляют перспективный план взаимодействия  на учебный год.

4.    

Формы взаимодействия детей

Какие формы взаимодействия мы используем:

 

Из первой задачи

  • 1. Взаимодействие начинается  в кабинете педагога-психолога, об этом подробнее расскажет Екатерина Евгеньевна (игры на коммуникацию);

5.

  • 2. Взаимодействие в кабинете учителя дефектолога.

Сюда мы включаем беседы с детьми по сюжетным картинкам ( в соответствии с лексич. темой),

 совместные Д.и на формирование сенсорного восприятия, внимания; « Что изменилось?» «Что звучало?»

игры на развитие тонких дифференцированных движений (пальчиковые игры) ;

используем конструирование

подключаем игры малой подвижности -речь с движением.

6.

Взаимодействие на специально организованных занятиях в группе

Занятие проводит воспитатель с участием специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога по специально подготовленным конспектам с учетом особенностей всех детей.

-это может быть художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация)

-могут быть музыкальные занятия;

-Игровая деятельность (специально организованные сюжетно-ролевые игры наши дети не умеют играть, поэтому включаем деток в игру, организованную педагогом;   используем различные дидактические игры)

 -Конструирование

Все это можно организовать.

7.

Взаимодействие на специально организованных прогулках

Мы используем такую форму взаимодействия – специально организованные прогулки –они могут быть  приурочены к тематическим праздникам (масленица, папин день- 21.июня) В основном на прогулках мы используем

-игры малой подвижности (т.к. участвуют дети на колясках, которые сами не передвигаются), речь с движением

-игры с мячом «Назови соседа слева, справа» «Кто позвал?» «Башни из песка»

         - свободная деятельность, под чутким руководством взрослого;

8.

интегрированные досуги такие как «День космонавтики, День матери»,

а так же музыкальные досуги (совместные песни, оркестр)

конкурсы в которых особым детям помогает взрослый или здоровый сверстник.

 (написание сценария; распределение ролей, подбор движений, текста- инд. Для каждого ребенка)

9.

Совместные праздники

Организуем те тематические праздники, как и в других детских садах, Новый год, 8 марта, выпускные.

Чтобы показать возможности и способности каждого ребенка педагоги адаптируют известные танцы, движения, игры, которые способствуют социальному взаимодействию, не ущемляя возможности каждого ребенка.

10.

Совместные праздники на улице. В них участвуют все группы детского сада, в том числе группы для детей с легкой ст.уо, и сложный дефект.

11.

Благодаря проведенной работе мы смогли увидеть предварительные результаты, дети перестали бояться особых деток, научились с ними играть, вступать в диалог, оказывать им помощь..

результаты наглядно демонстрируют следующие фотографии- дети  научились взаимодействовать, оказывать помощь без участия взрослого –например подать мяч на прогулке, взять другого ребенка за руку и помочь ему раскрасить..

 Работа с родителями:

Цель работы с родителями – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного образовательного  процесса.

Задачи:

  • вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
  • научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
  • сформировать адекватную самооценку.
  • Направления работы
  • Повышение компетентности родителей по вопросам развития и образования детей с ОВЗ
  • Вовлечение родителей в образовательную деятельность

Формы работы:

1.Анкетирование 2.Индивидуальные беседы 3.Тематические собрания

  • 4. Мастер-классы 5. Семинары-практикумы 6. Стенгазеты 7. Праздники
  • 8. Участие в конкурсах 9. Группа в контакте 10. Стенд дефектолога

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

Опыт работы по организации взаимодействия с родителями в группе раннего возраста

Хочу представить Вам опыт работы по педагогическому взаимодействию с родителями. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающег...

Опыт работы по теме:«Формирование правильной речи у детей с ТНР в условиях усвоения слоговой структуры слова»

Содержание работы:Введение1. Теоретические основы формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР дошкольного возраста1.1. Нарушение логовой структуры слова у детей с ТНР1.2. Обследование сл...

Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными с...

«Опыт работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи в группах раннего и младшего возраста».

laquo;Опыт работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи в группахраннего и младшего возраста».  Воспитатель: Рогова Е.В....

Опыт работы «Модель организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

   Как сложно бывает достучаться до родителей! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, ра...