Опыт работы по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ в условиях ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Представлен многолетний опыт работы форм взаимодействия здоровых детей и детей со сложным дефектом,с умственной отсталостью легкой степени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
по организации разных форм взаимодействия здоровых детей
и детей со сложным дефектом,
умственной отсталостью легкой степени
1.
В данном проекте участвуют дети из компенсирующих групп для детей с нарушением речи, со сложным дефектом и легкой степенью умственной отсталости.
Нужно отметить что не все дети участвуют в интеграции: с тяжелыми нарушениями интеллекта, с агрессивным поведением, и дети с личностными особенностями (дети которые избегают контакта –с РДА синдромом) не участвуют дети, родители которых против взаимодействия их детей с особыми детками- такие родители встречаются.
Решение об участии принимают совместно все специалисты : педагог- психолог, учитель –дефектолог, воспитатели групп.
2.
В нашей стране развивается интегрированное , инклюзивное образование и начинать его нужно с дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – благоприятный период для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Наиболее адекватными условиями для проведения интеграции располагают ДОУ комбинированного вида, имеющие как обычные, так и специальные (коррекционные) дошкольные группы. Условия нашего ДОУ так же позволяет организовать интегрированное взаимодействие детей с нарушениями речи и детей со сложным дефектом, с умственной отсталостью легкой степени.
Мы перед собой ставим следующую цель -Социальная адаптация и реализация индивидуальных способностей детей с ОВЗ, а у их здоровых сверстников приобретение нравственного опыта позитивного общения, воспитание у них способности к социальному сотрудничеству.
С родителями.
Цель: - Формирование уважительного отношения собственных родителей к "проблемному" ребенку, как к человеку с особыми потребностями. Шаг от изоляции – шаг к общности.
привлечение детей ОВЗ к участию в различных конкурсах , культурно-массовых и досуговых мероприятиях
3.
Для реализации данной цели перед нами встали следующие задачи:
Задачи
- Научить детей вступать в диалогическое взаимодействие со здоровыми сверстниками и взрослыми – об этом расскажет педагог-психолог Екатерина Евгеньевна
- Сформировать навыки общения и взаимодействия детей на занятиях, на прогулке, на празднике, и в самостоятельной деятельности.
Поскольку дети с ОВЗ обладают рядом личностных особенностей мы поставили такие задачи как
- развитие эмоциональной сферы детей;
- повышение уровня самооценки детей с овз;
Кроме того во время взаимодействия детей решаем задачу
- реализация творческих возможностей детей как с ОВЗ так и их здоровых сверстников. ;
Специалисты учреждения : заместитель заведующей по УВР, педагог-психолог, учитель- логопед, учитель-дефектолог, воспитатели групп составляют перспективный план взаимодействия на учебный год.
4.
Формы взаимодействия детей
Какие формы взаимодействия мы используем:
Из первой задачи
- 1. Взаимодействие начинается в кабинете педагога-психолога, об этом подробнее расскажет Екатерина Евгеньевна (игры на коммуникацию);
5.
- 2. Взаимодействие в кабинете учителя дефектолога.
Сюда мы включаем беседы с детьми по сюжетным картинкам ( в соответствии с лексич. темой),
совместные Д.и на формирование сенсорного восприятия, внимания; « Что изменилось?» «Что звучало?»
игры на развитие тонких дифференцированных движений (пальчиковые игры) ;
используем конструирование
подключаем игры малой подвижности -речь с движением.
6.
Взаимодействие на специально организованных занятиях в группе
Занятие проводит воспитатель с участием специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога по специально подготовленным конспектам с учетом особенностей всех детей.
-это может быть художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация)
-могут быть музыкальные занятия;
-Игровая деятельность (специально организованные сюжетно-ролевые игры наши дети не умеют играть, поэтому включаем деток в игру, организованную педагогом; используем различные дидактические игры)
-Конструирование
Все это можно организовать.
7.
Взаимодействие на специально организованных прогулках
Мы используем такую форму взаимодействия – специально организованные прогулки –они могут быть приурочены к тематическим праздникам (масленица, папин день- 21.июня) В основном на прогулках мы используем
-игры малой подвижности (т.к. участвуют дети на колясках, которые сами не передвигаются), речь с движением
-игры с мячом «Назови соседа слева, справа» «Кто позвал?» «Башни из песка»
- свободная деятельность, под чутким руководством взрослого;
8.
интегрированные досуги такие как «День космонавтики, День матери»,
а так же музыкальные досуги (совместные песни, оркестр)
конкурсы в которых особым детям помогает взрослый или здоровый сверстник.
(написание сценария; распределение ролей, подбор движений, текста- инд. Для каждого ребенка)
9.
Совместные праздники
Организуем те тематические праздники, как и в других детских садах, Новый год, 8 марта, выпускные.
Чтобы показать возможности и способности каждого ребенка педагоги адаптируют известные танцы, движения, игры, которые способствуют социальному взаимодействию, не ущемляя возможности каждого ребенка.
10.
Совместные праздники на улице. В них участвуют все группы детского сада, в том числе группы для детей с легкой ст.уо, и сложный дефект.
11.
Благодаря проведенной работе мы смогли увидеть предварительные результаты, дети перестали бояться особых деток, научились с ними играть, вступать в диалог, оказывать им помощь..
результаты наглядно демонстрируют следующие фотографии- дети научились взаимодействовать, оказывать помощь без участия взрослого –например подать мяч на прогулке, взять другого ребенка за руку и помочь ему раскрасить..
Работа с родителями:
Цель работы с родителями – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного образовательного процесса.
Задачи:
- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
- сформировать адекватную самооценку.
- Направления работы
- Повышение компетентности родителей по вопросам развития и образования детей с ОВЗ
- Вовлечение родителей в образовательную деятельность
Формы работы:
1.Анкетирование 2.Индивидуальные беседы 3.Тематические собрания
- 4. Мастер-классы 5. Семинары-практикумы 6. Стенгазеты 7. Праздники
- 8. Участие в конкурсах 9. Группа в контакте 10. Стенд дефектолога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра
Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...
Опыт работы по организации взаимодействия с родителями в группе раннего возраста
Хочу представить Вам опыт работы по педагогическому взаимодействию с родителями. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающег...
Опыт работы на тему" Развитие навыков самообслуживания у детей с РАС в условиях детского сада"
Опыт работы предназначен для воспитателей детского сада...
Опыт работы по теме:«Формирование правильной речи у детей с ТНР в условиях усвоения слоговой структуры слова»
Содержание работы:Введение1. Теоретические основы формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР дошкольного возраста1.1. Нарушение логовой структуры слова у детей с ТНР1.2. Обследование сл...
Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».
Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными с...
«Опыт работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи в группах раннего и младшего возраста».
laquo;Опыт работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи в группахраннего и младшего возраста». Воспитатель: Рогова Е.В....
Опыт работы «Модель организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Как сложно бывает достучаться до родителей! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, ра...