Преемственность в работе ДОУ и начальной школы по экологическому воспитанию
методическая разработка

Поверина Ольга Евгеньевна

Экологическое воспитание стало неотьемлемой частью дошкольной педагогики.этот материал дает ответ на вопрос; как создать эффективную систему экологического воспитания в детском саду и школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Савинский детский сад №2

«Преемственность в работе ДОУ и начальной школы по экологическому воспитанию»

Подготовила воспитатель

МКДОУ Савинского детского сада №2

Поверина О.Е.

2023 г

«Растет то, что мы взращиваем в душе, - таков вечный закон природы».

(Иоганн Вольфганг Гёте)

В современных условиях остро встали перед человечеством экологические проблемы: загрязнение почв, воздуха, водоемов токсичными отходами, вымирание десятков видов растений и животных, озоновые дыры и др. Главной причиной всех бед природы был и есть человек. Не осознавая своего места в окружающей среде, он вредит прежде всего себе, своим потомкам. Вот почему сейчас перед учителями и воспитателями стоит задача экологического образования и воспитания молодежи, формирования у них эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, а начинать следует с самых маленьких — дошкольников и младших школьников, учитывая их морально-психологические особенности. Дети этого возраста воспринимают на веру все сказанное педагогом, его мнение для них является более весомым, чем мнения друзей — сверстников, других взрослых. Они более эмоциональны, ближе к сердцу воспринимают проблемы других, сильнее сопереживают. Поэтому именно детский сад и начальная школа дают возможность сформировать познавательный потенциал, воспитывать личность, осознавать место человека в окружающей среде через ознакомление с растительным и животным миром, взаимосвязей в природе, исследования и изучение родного края.

 Экологическое воспитание призвано обеспечить подрастающее поколение научными знаниями о взаимосвязи природы и общества, помочь понять многогранное значение природы для общества в целом и каждого человека в частности, сформировать понимание, что природа — это первооснова существования человека, а человек — часть природы, воспитать сознательное доброе отношение к нее, чувство ответственности за окружающую среду как национальную и общечеловеческую ценность, развивать творческую активность по охране и преобразованию окружающей среды, воспитывать любовь к родной природе. Взаимодействие дошкольника и младшего школьника с окружающим миром является основой для становления духовно богатой, гуманистически направленной, самобытной личности ребенка. В процессе этого взаимодействия у детей формируется система определенных собственных внутренних отношений к социальному, природному и предметному окружению.

Анализ современных исследований показывает, что экологические проблемы постоянно обостряются.

В современных условиях человечество уже не может развиваться без экологической ориентации во всех сферах жизни. Становится очевидным, что экологическая грамотность приобретает первостепенное значение и прививать ее нужно с самого раннего детства.

В этой связи вопрос преемственности экологического образования детского сада и школы приобретает первостепенное значение.
     Под преемственностью в обучении обычно понимается связь между этапами в процессе обучения и развития. Рассмотрим преемственность с позиции школы и с позиции детского сада.

    Преемственность  с  позиции  школы -это  опора  на  те  знания, навыки  и  умения,которые  имеются  у  ребёнка,  пройденное  осмысливается  на  более  высоком  уровне. Организация  работы  в  школе  должна  происходить  с  учётом  дошкольного  понятийного  и  операционного  уровня  развития  ребёнка.

Преемственность  с  точки  зрения  детского  сада – это  ориентация  на  требования  школы,  формирование  тех  знаний, умений  и  навыков, которые  необходимы  для  дальнейшего  обучения  в  школе. Преемственность  обеспечивает  постепенное  развитие  и  углубление  знаний, усложнение  требований  к  умственной  деятельности, формирование  личного  и  общественного  поведения

Установление  преемственности  между  детским  садом  и  школой  способствует  сближению  условий  воспитания  и  обучения  детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста. Благодаря  этому  переход  к  новым  условиям  школьного  обучения  осуществляется  с  наименьшими  для  детей  психологическими  трудностями.

Воспитание дошкольника и младшего школьника — очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Опорой в дошкольном и школьном формировании ребёнка должна стать природа, столь удивительная для маленького человека и пока ещё столь близкая ему. Но природа должна выступать для ребёнка как дом человечества и его собственный дом, в котором он  проживает и будет проживать, - не столько объект любознательного изучения, сколько объект формирующегося отношения. Учитывая, что первичные впечатления малыша очень глубоки, можно надеяться в будущем, что —доминанта в период дошкольного и начального обучения школьника — формировать будущее уважительное отношение к жизни и ко всему живому как проявлению жизни. Воспитывая отношение к природе, педагог закладывает основы будущего такого осознанного ценностного отношения к жизни.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов: как создать эффективную систему экологического образования в детском саду и  школе, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т. п.)? Какие методики использовать в работе с детьми?

Экологическое воспитание — это результат воздействия на детей определённой системы методов и приёмов воспитания, результат усвоения знаний, доступных пониманию детей этого возраста, постепенное их накапливание и расширение. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями, в стремлении ухаживать за животными и растениями. Формирование элементов экологической культуры находится в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы.

.

Работа по экологическому воспитанию детей в детском саду  начинается, прежде всего, с организации природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на котором произрастают растения. В нашем детском саду и группе есть условия для ознакомления детей с окружающей природой. В старшей группе имеется большое количество комнатных растений. Дети с удовольствием ухаживают за растениями

Дети старшей  группы выращивают рассаду цветов, весной высаживают её в клумбы, ухаживают за ней. И очень приятно наблюдать, как наши ребятишки «хлопочут» над каждым цветочком, каждым листочком.

Все лето на наших клумбах цветут цветы, которые мы сажаем вместе с детьми, затем ухаживаем за ними, любуемся их красотой.

Каждую зиму один подоконник в группе мы выделяем под «зеленый огород»: совместно с детьми выращиваем из семян укроп, высаживаем в горшок корешки петрушки, томаты, выращиваем всю зиму на подоконнике зеленый лук, который потом употребляем в пищу.

Каждая тема по экологии преподносится детям небольшими порциями на различных занятиях (лепка, рисование, ознакомление с природой,  ручной труд), что способствует более прочному усвоению материала. Для проведения занятий в группе проделывается необходимая предварительная работа: чтение художественной и научной  литературы, заучивание стихов, рассматривание наглядного материала, наблюдения.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отводится наблюдению. Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны с характером знаний доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребёнком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всём ее многообразии.

Каждый год дети участвуют в акции «Покормим птиц зимой», совместно с родителями изготавливают кормушки, которые мы потом развешиваем на территории детского сада, что позволяет вести наблюдения за птицами, запоминать их внешний вид, названия, изучать повадки. Наблюдения за прилетающими к кормушке птицами помогают воспитывать бережное, внимательное отношение к живым объектам, чувство ответственности, доброту.

В своей работе мы используем опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Опытно-экспериментальную деятельность мы включаем в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

В экологическом воспитании дошкольников широко используем разнообразные игры: дидактические, предметные, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, творческие, строительные, сюжетно-ролевые. В процессе дидактических игр, дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. 

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях мы знакомим детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.

В конце каждого времени года организуются  выставки работ детей по изодеятельности на экологические темы: «Весна-красна», «Первоцветы», «Лето – красное», «Осень золотая», «Зимушка –хрустальная» и др.

Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного отношения к природе играет семья, родители ребенка, поскольку именно родители являются главными авторитетами для него. Для родителей оформляются папки-передвижки на экологическую тему, например: «Экологические законы», «Деревья-целители», «Комнатные растения и экология жилища» и др. Привлекаем родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению поделок из природного, бросового материала, участию в конкурсах поделок.

Таким образом,  экологическое воспитание способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения. Ребенок знакомится с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя  грамотно не только в лесу, но и в своем городе, поселке, в доме. Заложенное отношение в детстве к миру природы, дошкольник пронесет через всю свою жизнь, что обеспечит ему легкое и непринужденное восприятие материала на уроках природоведческого характера в школе.

Налаживание контактов по инициативе педагогов, заинтересованных в результативности преемственной работы по экологическому образованию и воспитанию детей, возможно в разных формах. Учащиеся начальных классов могут совместно с педагогами подготовить и провести увлекательные экологические досуги для малышей, как на базе дошкольного учреждения, так и с приглашением дошкольников в гости в свой класс.

Примером удачного взаимодействия  дошкольников и младших школьников, а также членов их семей становится участие в массовых экологических акциях. Одной из самых любимых и традиционных стала муниципальная экологическая акция «Кормушка для пичужки». Дети совместно с родителями из подручных материалов изготовили кормушки. Были здесь и простенькие кормушки, и расписные из подарочных коробок, и настоящие шедевры – домики, сделанные из досок и фанеры. Все это многообразие дети вместе с воспитателями разместили на деревьях. Ребята принесли из дома для птичек корм – семечки, пшено. До самой весны дети следят за тем, чтобы в кормушках всегда была еда для птиц.

Большую роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой, узнают о пользе, свойствах растений, становятся более внимательными к окружающему их миру. Для изучения особенностей роста, необходимых условий, а также полезных свойств мы с ребятами посадили лук. Теперь наблюдаем, как он растет.

         Таким образом, дети осознанно включают живое существо в сферу действия  этических норм, усваивают необходимый минимум соответствующих возрасту  экологических знаний.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Список литературы:

1.Гришина, Г. Н. Реализация принципа преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях современного образовательного пространства / Г. Н. Гришина // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 22-29.

2.Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / М. Д. Маханева. – Москва : АРКТИ, 2004. – 320 с.

3.Миронов, А. В. Преемственность экологического образования между начальным и дошкольным образованием / А.В. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2019

4. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование по осуществлению преемственности в работе ДОУ и начальной школы

Данный материал поможет в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям детей старшего дошкольного возраста....

статья "Преемственность в работе детского сада и школы по вопросу воспитания интереса к литературному чтению".

В последнее время наблюдается потеря интереса у детей к чтению, изучению современной и классической литературы, и как следствие снижение уровня грамотности, что в свою очередь делает затруднительным д...

Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы

В современном образовании имеет место диффузное перетекание содержания, методов, форм работы из дошкольного возраста в школьный и обратно....

«Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО»

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной и...

Презентация "Преемственность в работе ДОУ и начальной школы"

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития п...