Консультация для педагогов Экологическая тропа как элемент развивающей среды в дошкольном учреждении
консультация (средняя группа)

Муниципальное образовательное  бюджетное дошкольное учреждение

« Детский сад №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов

Экологическая тропа как элемент развивающей среды в дошкольном учреждении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель: 1 кв категории

Мешкова Т.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ноябрь 2020 г

 

Экологическая тропа – одна из форм учебно-воспитательного процесса

Экологическая тропа, как элемент развевающей среды в дошкольном учреждении - это место приобретения знаний и пропаганды правильного поведения в природном сообществе. В рамках экологической тропы педагогами приобретается опыт образовательно-воспитательной работы с воспитанниками, в условиях природы. В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда,в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства: гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества; вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

интегрированность, открытость, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия; В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

В настоящее время нет единого понятия и не выведено единое определение «Эколого-развивающая среда», но мы в своем исследовании опирались на определение Эколого-развивающей среды и пространства, данное С. Н. Николаевой

Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать: познавательному развитию ребенкаэколого-эстетическому развитию;

формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения; экологизации различных видов детской деятельности.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Открытость Природе. Единство человека и природы - такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат»«зимних садов» - маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями - деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных - кошек, собак, за которыми дети ухаживают. Все это помогает приобщиться ребенку к прекрасному миру природы.Дети учатся слушать и различать звуки: журчание воды, пение птиц; они наслаждаются красотой цветущих растений и при этом отдыхают. Наблюдая за окружающим миром, они постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, хомяков, черепах и чистят их клетки.

Среда должна организовываться таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я-образа».

Таким образом, эколого-развивающая среда - это особым образом организованное педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта

Так как экологическая тропа является элементом развивающей среды, то ее необходимо строить, используя данные принципы, для реализации задач экологического воспитанияЭкологическая тропа в дошкольном учреждении новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет. Экологическую тропу можно организовать на территории детского сада, если его участок достаточно большой и на нем имеются природное разнообразие и интересные объекты. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. Ими могут быть: небольшая лужайка, , старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, культурные посадки (сад, розарий, клумба) и т. д. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. Их обмеряют, обозначают на плане.

От объекта к объекту прокладывают дорожку. Таким образом, создается картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначены

схематизированными цветными рисунками (значками) и надписями.

Картосхема – обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми. Вдоль тропы или вблизи от нее можно посадить растения, устроить фито огород, посадить редкие, исчезающие растения, охраняемые или занесенные в Красную книгу. Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать, кто, где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например: муравейник, разнообразные насекомые, дождевые черви, птицы, млекопитающие. Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых:

1. Избушка Лесовичка - место хранения инвентаря и материалов,  помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор, вар и др.).

2. Зеленый класс - последний объект тропы, оборудованный таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.

Формы работы с воспитанниками на учебной экологической тропе могут быть разнообразными. Экологические тропы во дворе образовательного учреждения дают поистине неограниченные возможности для организации учебной деятельности, позволяют развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий. Ведь всем известно, насколько трудно организовать дальнюю экскурсию. Экологические тропы безопасны, поскольку находятся рядом. Эти экскурсии удобны для работы с детьми всех возрастов. Если во дворе растет с десяток деревьев, то тропу уже можно делать. Более того, на подобной тропе можно организовать множество коротких экскурсий, благодаря которым дети получат, вернее, добудут новые знания

Учебно-исследовательское направление предполагает работу по     исследовательской теме, связанной с созданием тропы (маршрутом, остановками на нем); изучению природных комплексов, расположенных на маршруте; фенологические наблюдения; экспериментальные и опытные работы, экологические практикумы. Эта работа требует определенного объема знаний и умений, которые обучающиеся получают в процесс систематических занятий в объединении и выполнения практических заданий на местности. В настоящее время достаточно широко практикуется метод проектов для реализации учебных задач. Считается этот метод наиболее эффективным для восприятия новых знаний, благодаря использованию имеющегося опыта, поисковой деятельности дошкольники под руководством воспитателя реализуют планируемые результаты для освоения программы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное  бюджетное дошкольное учреждение

« Детский сад №1»

Консультация для педагогов

Экологическая тропа как элемент развивающей среды в дошкольном учреждении

Подготовила воспитатель: 1 кв категории

Мешкова Т.М.

 Ноябрь 2020 г

Экологическая тропа – одна из форм учебно-воспитательного процесса

Экологическая тропа, как элемент развевающей среды в дошкольном учреждении - это место приобретения знаний и пропаганды правильного поведения в природном сообществе. В рамках экологической тропы педагогами приобретается опыт образовательно-воспитательной работы с воспитанниками, в условиях природы. В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда,в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства: гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества; вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

интегрированность, открытость, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия; В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

В настоящее время нет единого понятия и не выведено единое определение «Эколого-развивающая среда», но мы в своем исследовании опирались на определение Эколого-развивающей среды и пространства, данное С. Н. Николаевой

Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать: познавательному развитию ребенкаэколого-эстетическому развитию;

формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения; экологизации различных видов детской деятельности.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Открытость Природе. Единство человека и природы - такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат»«зимних садов» - маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями - деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных - кошек, собак, за которыми дети ухаживают. Все это помогает приобщиться ребенку к прекрасному миру природы.Дети учатся слушать и различать звуки: журчание воды, пение птиц; они наслаждаются красотой цветущих растений и при этом отдыхают. Наблюдая за окружающим миром, они постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, хомяков, черепах и чистят их клетки.

Среда должна организовываться таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я-образа».

Таким образом, эколого-развивающая среда - это особым образом организованное педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта

Так как экологическая тропа является элементом развивающей среды, то ее необходимо строить, используя данные принципы, для реализации задач экологического воспитанияЭкологическая тропа в дошкольном учреждении новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет. Экологическую тропу можно организовать на территории детского сада, если его участок достаточно большой и на нем имеются природное разнообразие и интересные объекты. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. Ими могут быть: небольшая лужайка, , старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, культурные посадки (сад, розарий, клумба) и т. д. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. Их обмеряют, обозначают на плане.

От объекта к объекту прокладывают дорожку. Таким образом, создается картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначены

схематизированными цветными рисунками (значками) и надписями.

Картосхема – обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми. Вдоль тропы или вблизи от нее можно посадить растения, устроить фито огород, посадить редкие, исчезающие растения, охраняемые или занесенные в Красную книгу. Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать, кто, где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например: муравейник, разнообразные насекомые, дождевые черви, птицы, млекопитающие. Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых:

1. Избушка Лесовичка - место хранения инвентаря и материалов,  помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор, вар и др.).

2. Зеленый класс - последний объект тропы, оборудованный таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.

Формы работы с воспитанниками на учебной экологической тропе могут быть разнообразными. Экологические тропы во дворе образовательного учреждения дают поистине неограниченные возможности для организации учебной деятельности, позволяют развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий. Ведь всем известно, насколько трудно организовать дальнюю экскурсию. Экологические тропы безопасны, поскольку находятся рядом. Эти экскурсии удобны для работы с детьми всех возрастов. Если во дворе растет с десяток деревьев, то тропу уже можно делать. Более того, на подобной тропе можно организовать множество коротких экскурсий, благодаря которым дети получат, вернее, добудут новые знания

Учебно-исследовательское направление предполагает работу по     исследовательской теме, связанной с созданием тропы (маршрутом, остановками на нем); изучению природных комплексов, расположенных на маршруте; фенологические наблюдения; экспериментальные и опытные работы, экологические практикумы. Эта работа требует определенного объема знаний и умений, которые обучающиеся получают в процесс систематических занятий в объединении и выполнения практических заданий на местности. В настоящее время достаточно широко практикуется метод проектов для реализации учебных задач. Считается этот метод наиболее эффективным для восприятия новых знаний, благодаря использованию имеющегося опыта, поисковой деятельности дошкольники под руководством воспитателя реализуют планируемые результаты для освоения программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении"

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возростными особенностями детей, их потребностями и интересами....

Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях

Материал содержит новые требования к созданию развивающей среды в ДОУ...

Консультация «Организация предметно – развивающей среды в дошкольном учреждения в соответствии ФГОС»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового  Федерального государственного   образовательного стандарта ...

Консультация для педагогов: «Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении»

Главной задачей эколого-развивающей среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и с...