Выступление на конференции. Тема:"использование игровых технологий на занятии по ФЭМП"
консультация

Актуальность. Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятельности, кaк не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед нaми, педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_femp.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий на занятии формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Составила воспитатель: Царан Дина Витальевна.

Представленный материал рекомендован педагогам ДОУ для применения в работе с воспитанниками по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

   Актуальность. Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятельности, кaк не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед нaми, педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

   Я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы.

    Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития. Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения. На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания, умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. В этих занятиях сочетались игровые ситуации, дидактические игры, наглядный материал и действия с ним. Они побуждали ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигать разные пути их решения, рассуждать теоретически и действовать практически.

   Игровая мотивация помогала поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создавала положительный эмоциональный настрой. В ходе этих занятий у детей возникало чувство удовлетворения и от совместной деятельности, и от правильного решения игровой ситуации. Особую роль в обучении детей отводилось таким занятиям, как занятия – развлечения или занятия – праздники.

   Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции: выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал.

   Несколько на примере игровых заданий  и упражнений

Название игр (возраст)

Цель игры

«Найди пару» (старшаягруппа)

Закреплять состав чисел из двух меньших в пределах 5.

«Составление треугольников и квадратов» (старшая группа)

Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом присоединения к одной фигуре, взятой за основу другой.

«Цвет и форма» (старшая группа)

Упражнять в определении цвета, формы и нахождения похожих предметов в окружающем мире.

«Сбежавшие числа» (подготовительная группа)

Учить детей сравнивать числа, ставить нужные знаки: больше, меньше или равно.

«Какое время года» (старшая группа)

Закреплять знания о месяцах года и основных признаках разных времен года.

«Поиграем с фигурами» (подготовительная группа)

Учить делить предметы на 2, 4 части, отражать в речи результат действия и результат деления.

«Посадим елочки в ряд» (подготовительная, старшая группа)

Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывть их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самыйвысокий, ниже, еще ниже, самый низкий (и наоборот).

   На игровые занятия в гости к детям приходили различные персонажи, знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Красная Шапочка, Буратино, Карлсон, Незнайка, зверюшки, насекомые. Привычные игрушки обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просили детей научить их тому, чего не знают. Обычное занятие превращалось в путешествие, а дети попадали то в волшебный лес, то в чудесную сказку или мастерскую. Они становились фотографами или художниками, следопытами или волшебниками, космонавтами или строителями. Часто по окончании подобных занятий дети спрашивали: «А когда мы еще так поиграем?».

   Дети любят, когда к ним на занятие «прилетает» их друг – проказник Карлсон, который приносит детям свой волшебный сундучок с разными    интересными заданиями.

   Получая письма от лесных зверюшек, дети отправлялись к ним в гости, выполняли различные задания: помогали божьим коровкам найти их домики (сравнивали дорожки по ширине, длине, определяли форму балконов в домике, где живут зверюшки).

  Заключение

    В процессе детей математики следует сочетать традиционные и нестандартные формы обучения. Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации.

   Необходимо организовать уголки занимательной математики в группах, начиная со среднего дошкольного возраста, так как они оказывают целенаправленное формирование интереса к элементарной математической деятельности, воспитывают у детей потребность заниматься в свободное время интеллектуальными играми. 

   Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке их к обучению в школе, если будет активно вестись работа с родителями по организации в домашних условиях занимательных математических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП в старших группах» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете на тему:«Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП в старших группах»(из опыта работы) пригодится для работы воспитателям  и родителям детей старше...

«Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП»

   В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии, в том числе игровые. Игра для ребенка является естественной формой и средств...

Выступление на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выступление на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование игровых технологий на занятиях по физической культуре"

Игра –это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчеств...