Консультация для воспитателей на тему: "Использование игровых технологий на занятиях по физической культуре"
консультация по физкультуре
Игра –это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_na_zanyatiyah_po_fizicheskoy_kulture.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Часцовская СОШ –
дошкольное отделение детский сад №66
Консультация для воспитателей на тему:
Использование игровых технологий на занятиях по физической культуре
Подготовила:
Костюкова Марина Михайловна
Инструктор по физической культуре
Первой квалификационной категории
пос. Гарь-Покровское
2019-200 уч.год
Игра –это самая свободная, естественная форма погружения человека в
реальную (или воображаемую) действительность
с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Игра снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке, помогает
ребёнку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения, психическое самочувствие.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как в
этот период игра является ведущей деятельностью.
Игровая форма непосредственной образовательной деятельности создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей, это система деятельности, основанная
на определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования.
Образовательная технология –это система деятельности, основанная на
определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования.
Игровая технология включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр.
Игровая технология имеет чёткую последовательность действий:
-отбор материала;
-разработка и подготовка игры;
-включение детей в игровую деятельность;
-осуществление самой игры;
-подведение итогов;
Игровые технологии используются:
-для развития физических качеств
-обучения двигательным действиям
-формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений
-активизации и совершенствования основных психических процессов
-для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой
-повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом
Игровая технология используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельных технологий для освоения движений определённого вида;
-как элементы более обширной технологии;
-в качестве занятия или его части;
-как дополнительное образование.
Характерные признаки игровых технологий:
-присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях
-непредсказуемая изменчивость как условий, так и действий самих игроков
-проявление максимальных физических усилий и психического воздействия
-применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры.
На данный момент в практике физического воспитания детей дошкольного
возраста существует несколько игровых технологий:
• Фитбол
• Гимнастика
• Степ-аэробика
• Танцевально - ритмическая гимнастика
• Игроритмика
• Игрогимнастика
• Игротанец
• Игровой самомассаж
• Пальчиковая гимнастика
• Музыкально-подвижные игры
• Креативная гимнастика
• Игровой стретчинг
• Игры-путешествия
Рассмотрим поподробнее виды игровых технологий.
Фитбол-гимнастика
Фитбол - это аэробика с использованием мячей диаметром от 55 до 70 см. Эти мячи вносят игровой момент в занятие, а также создают неповторимый эмоциональный подъем. Они имеют ярко выраженный лечебный эффект. Задача состоит в развитие гибкости, подвижности суставов, укрепление мышц без нагрузки на позвоночник, мягкая растяжка - все это прекрасно осуществляется с помощью мяча. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений. Формируют правильную осанку, заряжают энергией. Занятия в сочетании с движениями и музыкой развивают творческие способности, раскрывают природный потенциал детей, формируют положительные эмоционально – волевые качества:
саморегуляцию, настойчивость, уверенность, оптимизм, смело
сть, выдержку, справедливость. Ребята получают приятные эмоции от общения с фитболами, победы над своим неумением, понимания того, что они делают что-то очень важное для своего здоровья.
Степ-аэробика
Танцевальная аэробика с применением специальных
платформ – степов.
Может проводиться как дополнительная образовательная услуга. Проводится под музыку с использованием игровых упражнений. Упражнения на степах тренируют сосудистую систему, усиливают обмен веществ в организме, влияют на сердце и лёгкие, увеличивая потребность организма в кислороде, улучшают психологическое и эмоциональное состояние ребёнка.
Танцевально-ритмическая гимнастика
Представляет собой образно-танцевальные композиции, каждая из которых
имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.
Суть танцевально-ритмической гимнастики состоит в триединстве воздействия на организм и личность ребенка движений, музыки и сюжета, как основы, которая представляет интегрированную систему активной двигательной деятельности детей, направленную на формирование физической культуры личности.
Игрогимнастика
Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки, разнообразные жесты, танцевальные движения и т.д. Некоторые композиции предлагаются детям как этюды, другие – как образно-игровые и ритмические танцы.
Игровой стретчинг
Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.
Игроритмика
Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей
занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.
Многократное повторение элементов в ритм музыке объединяется в музыкально-ритмический комплекс. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Современные ритмические танцы, используя ленты, мячи, флажки.
Игротанец
Игротанец – танец, в котором несложные движения, обозначающие какие-
либо движение, объединены единым сюжетом. Такой танец можно включать в праздники и развлечения даже без подготовки. Движения его просты, порядок их запоминается благодаря сюжету, их легко комментировать, вместе с детьми его с удовольствием будут танцевать все.
Креативная гимнастика
Это –музыкально-творческие игры, образно-игровые движения (упражнения
с превращениями), специальные задания, способствующие развитию. выдумки, творческой инициативы, для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Игровой самомассаж
Является основой для закаливания и оздоровления детского организма.
Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика для детей –это пассивные или активные движения
пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские
пальчиковые игры в сопровождении рифмованных текстов движениями.
Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только
обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию и речь.
Музыкально-подвижные игры
Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели.
Спортивные игры
Используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные
и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость.
Игры-путешествия
Они включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех
разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических
высоким эмоциональным фоном, способствующим
развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и
творческих способностей детей.
Преимущества физкультурных занятий с использованием игровых технологий в целях здоровье сбережения по сравнению с традиционными занятиями в том, что:
-повышается двигательная активность и степень участия в занятии каждого ребенка;
-у старших дошкольников формируется устойчивый интерес к двигательной
активности, развивается двигательное творчество;
-ненавязчиво формируется культура здоровья, которая позволяет ребёнку
творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение и удовольствие;
-физическая нагрузка воспринимается детьми легко и с интересом (они не
испытывают усталости);
-создается и поддерживается оптимальный психологический комфорт.
Вышеперечисленные технологии используют на занятиях следующим образом:
в вводной части физкультурного занятия необходимо не только разогреть
мышцы и суставы, но и «настроить» чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи «эмоциональной разминки». Проводя «эмоциональную разминку», моя задача - научить воспитанников «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом мне помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, «Грустный и веселый», «Гномы и великаны», «Холодно –
жарко» и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела.
В зависимости от того, в каких формах проявляются движения
-пластически
-округлые, плавные или, наоборот, резкие, угловатые, прямолинейные, можно судить о состоянии души. Поэтому на физкультурных занятиях, проводимых под музыкальное сопровождение, использую красочные рисунки, световые и цветовые эффекты, подчеркивающие сущность выполняемых упражнений и вызывающие эмоциональный
подъем. Все это помогает гармоническому развитию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на занятиях по физической культуре
В статье представлены материалы собственных исследований, показывающих преимущества применения игрового метода на занятиях по физической культуре с детьми младшей, средней и старшей групп ДОУ...
«Внедрение НРК на физкультурных занятиях» Тема: Использование элементов национальной атрибутики на занятиях по физической культуре.
В последнее время возросло внимание к духовному богатству культурного наследия. Нет ни одного человека который бы не стремился к сохранению своего наследия в фольклоре, искусстве, играх. В традиционно...
Консультация для воспитателей "Использование информационных и компьютерных технологий на занятиях по физической культуре в ДОУ"
Использование информационных и компьютерных технологий на занятиях по физической культуре в ДОУ...
Презентация "Игровые технологии на занятиях по физической культуре в ДОУ"
Игровые технологии активно применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Игровая форма непосредственной образовательной деятельности, создается игровой ...
Тема: «Использование су-Джок мячика на занятиях по физической культуре»
Тема: «Использование су-Джок мячика на занятиях по физической культуре»Цель - Осуществлять всестороннее развитие физических и психических качеств личности ребенка в соответствии с возрастн...
Консультация для воспитателей на тему: "Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) во взаимодействии с семьей"
Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители взаимодействуют в рамках ...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовательном учреждении»
Мы живем в веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные техноло...