Проект в средней группе «Художник и писатель - ЕВГЕНИЙ ЧАРУШИН»
проект (средняя группа)
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает, что он будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Задачи:
- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И. Чарушина.
- углубить знания детей о животном мире через произведения Е.И. Чарушина.
- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов.
- формировать интерес к художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_charushin_srednyaya_gruppa_.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35»
_____________________________________________________________________________
Московская обл., г. Солнечногорск Тел.: 8(496) 264-12-22
Ул. Красная д.37а E-meI: sunsad35@mail.ru
Проект
«Художник и писатель - ЕВГЕНИЙ ЧАРУШИН»
2022г.
Паспорт проекта
Вид проекта: творческий, познавательный
Продолжительность: долгосрочный (14.03.22 – 14.04.22)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Введение:
Слушая рассказы наших детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получили летом, отдыхая вместе с родителями, мы обнаружили, что чаще всего дети рассказывают о животных, насекомых, птицах и у детей появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе с ними стали искать в книгах писателей – натуралистов: Е. Чарушина, М. Пришвина, Г. Скребицкого, В. Бианки.
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает, что он будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Больше всего дети заинтересовались произведениями Чарушина, поэтому мы решили вместе с ними подобрать и изучить его книги. В своей работе мы использовали методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации, модели и схемы. Однако такой подход носил эпизодический характер, а хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной.
Рабочая гипотеза:
Предполагается, что организованная работа по ознакомлению дошкольников с творчеством любого писателя-натуралиста в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса к художественной литературе, к миру животных: дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе, получат научно – достоверные знания о животном мире, обогатится их речь. Дети и родители познакомятся с новыми формами работы с книгой и найдут ответы на интересующие их вопросы.
Новизна:
Состоит в том, что все формы реализации проекта, методы и приемы, использованные в работе с детьми, объедены одной проблемой – знакомство детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.
Объект исследования– учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования – развитие интереса у дошкольников к художественной литературе.
Цель:
Знакомство детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.
Задачи:
- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И. Чарушина.
- углубить знания детей о животном мире через произведения Е.И. Чарушина.
- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов.
- формировать интерес к художественной литературе.
- способствовать формированию у дошкольников запаса литературных, художественных впечатлений.
- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (поговорки, загадки, метафоры, народные высказывания, звукоподражание). Учить чувствовать и понимать образный язык рассказов Е. И. Чарушина, тем самым развивая у них литературную и художественную речь.
- посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.
- учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.
- расширять представления родителей о детской литературе. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
- создавать условия для поисково – исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
- организованная работа с дошкольниками по ознакомлению с творчеством писателя Е. И. Чарушина в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса детей к художественной литературе;
- у детей появится интерес к самому процессу чтения;
- дошкольники научатся преодолевать трудности, не бояться ошибок;
- сформированность у воспитанников понятия, что книга - не только развлечение, но и источник познавательных интересов;
- воспитание у дошкольников стремления к достижению поставленной цели;
- расширение знаний о животных;
- эффективность педагогической деятельности за счет организованных форм и средств обучения.
Тип проекта:
Краткосрочный.
Участники:
Воспитатели средней группы, дети 4-5 лет, родители.
Формы реализации:
1. Обучение в повседневных бытовых ситуациях;
2. Игры-драматизации;
3. Образовательная деятельность (коллективная):
- чтение худ. литературы;
- художественное творчество;
- познание.
4. Свободные беседы о жизни и творчестве писателя.
5. Самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
6. Игровая деятельность:
- игры на плоскостное моделирование:
- загадки;
- мини-викторины;
- пословицы и поговорки;
- познавательные игры.
Методы и приемы:
- практические (игровые);
- моделирование;
- пересказ;
- конструирование;
- аппликация;
- сюжетно – ролевая игра;
- игра – драматизация;
- рисование;
- лепка;
- беседа;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение произведений;
Дидактические игры:
- сенсорные,
- моделирующего характера,
- словесные игры.
Основные средства распространения информации о проекте:
- наглядное информирование родителей (родительский уголок);
- беседы;
- памятки «Воспитание у детей интереса к книге;
- фотогазета: «Наши домашние любимцы»
- акция «Подари книгу детскому саду».
Ресурсное обеспечение:
1. Книги писателя Е. И. Чарушина.
2. Картины и иллюстрации, изображающие животных в природе.
3. Наборы игрушек «Животные», «Птицы», «Насекомые».
4. Настольно – печатные игры.
5. Модели-схемы по составлению рассказов.
7. Фонотека: «Лесная азбука», «Музыкальные картинки», «Малыш в деревне».
8. Материалы для продуктивной изобразительной деятельности (краски, цветные карандаши, восковые мелки)
Работа с родителями:
1. Вместе с детьми нарисовать иллюстрации к произведениям Е.И. Чарушина.
2.Пополнение книжного уголка книгами детского писателя – художника Е.И. Чарушина.
3.Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения о природе).
4.Чтение рассказов Е.И. Чарушина дома.
Организация среды, ориентированной на ребенка:
Для того, чтобы дети «погрузились» в тему проекта в группе создана предметно-развивающая среда, которая способствует развитию исследовательской, поисковой, творческой и самостоятельной деятельности ребенка и позволяющей ему найти ответы на интересующие вопросы.
Планирование и организация деятельности
1 этап – подготовительный (с 14.03.2022 по 18.03.2023)
1. Создание условий необходимых для реализации проекта.
2. Планирование мероприятий проекта.
3. Творческий поиск:
- в каких источниках можно найти информацию;
4. Разработка и использование инновационных подходов при ознакомлении с жизнью и творчеством Е.И. Чарушина,
5. Поиск эффективных форм реализации проекта.
6. Отбор и систематизация дидактического материала.
2 этап – основной (с 17.02.2022 по 23. 03.2022)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
1. Организация и проведение обучающих занятий;
2. Организация и проведение разнообразных форм работы.
3 этап – итоговый (с 23.03. 2022 по 25.03.2022)
1. Сбор и обработка методических, практических материалов,
2. Обобщение материалов проекта.
3.Изготовление фотогазеты «Мои любимое домашнее животное».
4.Итоговое занятие.
1 этап – подготовительный (с 14.03.2022 по 18.03.2023)
№ | Мероприятие
| Цели |
1. | Подбор библиотеки. | Развивать у детей интерес к произведениям Е.И. Чарушина. |
2. | Акция «Подари книгу детскому саду»(произведения о природе). | Пополнить библиотеку книгами о природе. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий. |
3.
| Оформление родительского уголка «Мир Чарушина»: размещение статей, рекомендации по теме проекта. (в виде настенной газеты). | Просвещать родителей. |
4.
| Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстр. материала для занятий, наборов игрушек животных, птиц, насекомых. | Создавать условия для демонстрации произведений Е. И. Чарушина.
|
5. | Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, наблюдения). | Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. |
6. | Создание уголка развивающих игр, мини-викторин, кроссвордов, загадок. | Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. |
2 этап – основной (с 18.03.2022 по 12.04.2022)
7. | Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям Е. И. Чарушина. | Развивать интерес к книгам о животном мире. |
8. | Оформление книжного уголка. | Создать условия для реализации проекта. Развивать интерес к книгам. |
9. | Чтение произведений Е.И.Чарушина: «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц». | Побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных. Дать детям научно – достоверные знания о жизни животных в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности. |
10. | Лепка «Тюпа». | Учить детей передавать характерные особенности животного в лепке. |
11. | Чтение произведений Е.И. Чарушина о животных: «Томка», «Как Томка научился плавать», «Томка испугался», «Томкины сны», «Как Томка показался не глупым». | Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. |
13. | Вечер загадок «Угадай, кто это?». | Развивать у детей мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. |
14. | Подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Совушка», «Перелет птиц», «Хитрая лиса», «Галки и вороны». | Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в отображении образов разных птиц. |
15.. | «Книжкина больница» - ручной труд. | Учить детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать аккуратность, бережливость. |
16. | Игра – драматизация «Ветеринарная больница» (по про-изв. Чарушина «Никита – ветеринар». | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, передавать характерные особенности героев произведения. |
17. | Чтение произведений Е.И. Чарушина: «Воробей», «Волчишко», «Кролик», «Медвежата», «Яша». | Продолжать знакомить детей с творчеством Чарушина. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного. Воспитывать бережное отношение к животным. Обобщать и активизировать словарный запас детей. |
18. | Аппликация по произведению Е.И. Чарушина «Медвежата». | Закрепить произведение Е.И. Чарушина в аппликации. Умение создавать у детей образ животных разными видами искусства. |
19. | Проведение цикла наблюдений за кошками в семье. | С помощью родителей развивать у детей исследовательские навыки. |
20. | Проведение игр: настольно - печатных, дидактических, словесных творческих. | Закрепить образные обороты речи из произведений Е.И. Чарушина в играх. |
21. | Сюжетно – ролевая игра «Библиотека». | Поддерживать интерес к книге в сюжетно – ролевой игре. |
3 этап – заключительный (с 12.04. 2022 по 14.04.2022)
22.
| Фотовыставка. «Домашние любимцы» | Организовать фото- выставку «Домашние любимцы». |
23.
| Обработка и оформление материалов проектов. | Проанализировать работу по реализации проекта. |
24. | Выставка рисунков по произведениям Е.И. Чарушина. | Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность. |
25. | Литературная викторина Любимые животные Евгения Чарушина» | Закрепить интерес к личности писателя и его книгам, обобщить, систематизировать знания о произведениях Е.И. Чарушина. |
Ожидаемый результат проекта:
1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством Е. И. Чарушина:
а) библиотека произведений Е. И. Чарушина;
б) фонотека: «Лесная азбука», «Малыш в деревне», «Музыкальные картинки»;
в) уголок развивающих игр, мини-викторин, кроссвордов, загадок;
г) фотогазеты «Наши домашние любимцы»;
д) родительский уголок «Мир Чарушина»;
3. Сформированность у детей понятия, что книга - не только развлечение, но и источник познавательных интересов;
5. Повышенный уровень знаний детей о мире животных;
Таким образом, проект «Животный мир Чарушина» дал детям возможность экспериментировать, синтезировать и применять полученные знания на практике, воспитанники научились наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятым общим делом, реализовать субъективную позицию ребенка в труде.
Литература
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Средняя группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
Рудик О. С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
Лебедева Л. В., Козина И. В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.. Тимофеева И.Н. Книга в жизни детей – М.: 2003.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Леонова А.В. Коротовских Л.Н. Формы работы по приобщению детей к чтению, Роль детской книги в речевом развитии. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3-2009г.
Интернет ресурсы.
Приложение 1
Конспект занятия «Знакомство с рассказом Е. И. Чарушина «Про зайчат» для детей 4–5 лет
Конспект занятия по ЧХЛ в средней группе (4-5 лет)
Тема: «Знакомство с рассказом Е. И. Чарушина «Про зайчат»
Цель: познакомить детей с творчеством детского писателя Е. И. Чарушиным - рассказом «Про зайчат»
Задачи:
- Формировать у детей умение понимать содержание рассказа и отвечать на вопросы предложениями;
- поддерживать диалог с воспитателем и со своими сверстниками;
- упражнять в умении отгадывать и составлять загадки, построенные на описании и сравнении;
- развивать речь, мышление, память, умение слушать своих сверстников и воспитателя; воспитывать внимательность, умение быстро отвечать на вопросы;
- воспитывать любовь, доброжелательность, заботливое отношение к животным.
Предварительная работа: беседы о животных, игры «Кто в домике живёт?» «Чей малыш?»
Материалы и оборудования: портрет Е. И. Чарушина, мягкие игрушки среднего размера: котёнок, зайчик, мелкие игрушки для игры в "Чудесный мешочек" : мышка, белочка, зайчик, матерчатый мешочек, книги Е. И. Чарушина, корзинка
Планируемый результат: дети внимательно слушают, отвечают на вопросы по содержанию
Ход занятия
Вводная часть. Организационный момент. Приветствие.
Воспитатель здоровается с детьми. Слышится жалобное мяуканье.
- Дети, я сегодня шла в детский сад и нашла вот этого маленького котёнка. Мне его стало жалко и я решила его взять с собой.
Проблемная ситуация.
Воспитатель: -Ребята, подумайте и скажите, что делать, если вдруг вы нашли маленького, только что родившегося котёнка, зайчонка или птенчика?
- Можно ли его брать? Выживет ли он?
Ответы детей.
Подвести детей к выводу, что домашних животных можно приносить домой – они приспособлены к жизни в жилище человека.
А Домашние животные, это какие животные? (кошка, собака)
Основная часть. Содержательный этап.
Воспитатель: - Я знаю одного детского писателя, который очень много знал о жизни животных. Он писал о них рассказы и рисовал к ним иллюстрации. Зовут его Евгений Иванович Чарушин.
Воспитатель показывает портрет писателя.
-Сейчас я прочту вам настоящую историю, которая случилась на самом деле с двумя мальчиками, нашедшими маленького зайчонка. Эту историю написал Евгений Иванович Чарушин.
Чтение рассказа Е. И. Чарушина "Про зайчат"
Физкультминутка, гимнастика для глаз.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Беседа по содержанию рассказа.
Воспитатель: -О ком говорится в рассказе? (о зайчатах)
-Как можно назвать зайчат по-другому?
-Каких зайчат нашли дети? (маленьких)
-Какими словами можно сказать о них?
-Они были такие крошечные и круглые, как…. На что похожи?
- Глазки у зайчишек, какие….(коричневые, как бусинки)
-Расскажите, как дети спасли зайчат? Кто помог им в этом?
- Вам понравился рассказ Е. И. Чарушина "Про зайчат"?
- А что вам понравилось больше всего в расссказе?
Воспитатель: -Ребята, а как вы бы поступили в этой ситуации?
Вывод из рассказа :
Воспитатель обобщает ответы детей и говорит, что прежде чем брать зверька, нужно выяснить, что ему нужно для жизни. Подвести детей к выводу, что диких животных приносить в дом человека нельзя – они не привыкли к таким условиям и могут погибнуть.
Рефлексивный этап.
Воспитатель
-Посмотрите, дети, к нам прискакал зайчик.
- Какие добрые слова вы ему скажите?
Дети передают зайчика из руки в руки и говорят добрые слова.
- Зайчику стало очень приятно и тепло от ваших слов и он хочет с вами поиграть. Будем играть с зайчиком?
Игра “Волшебный мешочек»
Воспитатель:- Садитесь кругом на ковёр. Посмотрите, с чем пришёл к нам зайка (С мешочком.)
Воспитатель: - Правильно. Да не с простым мешочком, а с чудесным. Послушайте, что говорит мешочек?
Я – чудесный мешочек,
Вам, ребята, я дружочек.
Очень хочется узнать,
Что там спрятано опять?
Воспитатель: - Как можно узнать об этом?
Ответы детей : не глядя, на ощупь определить, что лежит в мешочке.
Воспитатель
- Ребята! Нашему зайке очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться в лес, настала пора прощаться с нами. Давайте скажем ему: "До свиданья. Счастливого пути!"
Заключительная часть. Итог.
Воспитатель: -о ком ребята мы сегодня говорили? (о зайце)
-какой рассказ вы послушали? («Про зайчат»)
-а заяц это какое животное: дикое или домашнее?
-Можно ли брать диких животных домой?
Вы все сегодня большие молодцы, внимательно слушали и отвечали на вопросы!
Приложение 2
Рисование иллюстрации к сказке Е. И. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц» (средняя группа)
Тема:
Рисование иллюстрации к рассказу Е. И. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц?» (коллективная работа)
Цели:
Формирование умений:
1. Создания коллективные произведения в рисовании;
2. Проявления дружелюбия при оценке работ других детей.
Задачи:
1. Закреплять нетрадиционный способ рисования «тычком» тампонами из ваты и поролона, держа тампон вертикально, аккуратно пользоваться гуашью.
2. Упражнять детей в рисовании воробья по шаблону.
3. Развивать творческое воображение.
Способы:
Игровой приём («пришел в гости Тюпа» — силуэт котёнка из бархатной бумаги); показ с объяснением (рисование воробья по шаблону); помощь при определении, чем будет занят их (т. е. детей) воробушек, куда он полетит; напоминание; рассматривание коллективной работы.
Средства:
по 1/2 листа альбомной бумаги на каждого ребенка, шаблоны (круг и овал, простые карандаши, тампоны из ваты и поролона, подставки, гуашь (черная и коричневая, большой лист белого «ватмана» для коллективной иллюстрации, фланелеграф, силуэт «котёнок Тюпа» из бархатной бумаги, крупные шаблоны для показа, таблица с разным расположением головы и туловища воробья («Угадай, что делает воробушек?», книга Чарушина Е. И. «Тюпа, Томка и сорока» (с авторскими иллюстрациями).
Предварительная работа.
Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц?», знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг Рачёва Е. М. и Чарушина Е. И.
Ход занятия.
Рисование.
Воспитатель: Ребята, помните как мы с вами рассматривали картинки из книжки Е. И Чарушина «Тюпа, Томка и сорока»?
Дети: Помним!
В. : Тогда вы наверняка помните, о чем говорилось рассказе «Почему Тюпа не ловит птиц?». Давайте вспомним, кого хотел поймать Тюпа?
Д. : Сороку! Тапок! Бумажку! Свою тень! Воробьев!
В. : Что ж, вы как слышу порядком забыли рассказ про Тюпу, но это не беда поскольку сегодня Тюпа пришел к нам в гости (показывает силуэт котёнка Тюпы из бархатной бумаги). Узнали? А кого ещё вы помните из рассказа про Тюпу, кого вы нарисуете? Давайте поучимся рисовать воробья! (показывает шаблоны круга и овала). Что это? Круг — это голова воробья. Овал — туловище. Прикладываем к листочку голову-круг, придерживаем пальчиками и обводим наш шаблон простым карандашом; теперь берем туловище-овал и также обводим карандашом. Пририсовываем клюв треугольничком, хвостик-напротив, крылья.
Воробьи летают вокруг Тюпы в разные стороны: вверх, вниз, вправо, влево (показывает на таблицах разные положения головы и туловища). Угадайте, что делает воробушек? А после этого раскрасьте тычком овал и круг, подрисуйте клюв, хвост, глаз.
В ходе рисования воспитатель помогает детям определиться, чем будет занят их воробушек, куда он полетит; держит если нужно шаблон; напоминает как держать ватный или поролоновый тампон так, чтобы воробьи на листе были пушистые.
В. : Кто закончил рисовать, кладёт свою картину на большой лист, где вашего воробья поджидает Тюпа. (дети раскладывают свои половинки альбомных листок с нарисованными воробьями на большой «ватманский» лист с силуэтом котёнка Тюпы в произвольном порядке). Посмотрите, какая интересная картина у нас получилась! Вам понравилось рисовать иллюстрацию? Ну, мои милые художники, как мы назовём нашу общую картину? Найдите самого храброго воробья! А теперь покажите самого пушистого и задиристого воробья! Вы слышите, как воробьи кричат, галдят, чирикают над испуганным Тюпой?
Д. : Чив-чив-чив-чив!
В. : Ну, никакого терпения нет… И конечно, как вы помните, Тюпа испугался и убежал от них поскорее — только хвост и видели. А воробьи вдогонку ещё долго кричали:
Д. : Чив-чив-чив-чив!
Приложение 3
Конспект занятия по теме : пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»
Образовательная область: речевое развитие, познание.
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Цель: Научить пересказу, используя рассказ Е. Чарушина.
Задачи:
Образовательные задачи:
-Продолжать обучать детей в умении рассказывать содержание рассказа, с использованием наглядной опоры,
-закреплять умение составлять рассказ связно, в логической последовательности,
- развивать умение детей называть птиц во множественном числе;
развивающие задачи:
-Продолжать развивать психические процессы: речь,память, внимание
Воспитательные задачи :
- Воспитывать уважение к родителям,
-воспитывать речевое поведение,умение слушать и говорить,слушаться взрослых.
Раздаточный материал: Схема с условными обозначениями, мольберт, перо, «птичий двор»,
Словарная работа: птичий двор, заквохтала, наседка.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает встать детям полукругом
Сядьте рядышком друг с другом, словно месяц – полукругом. Я дарю вам свою улыбку. А вы в ответ улыбаетесь мне. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу, вашим друзьям. И поздоровайтесь, так как вам этого хочется. Посмотрите, что у меня в руках.
Показывает детям небольшое пуховое белое перышко.
Воспитатель: Что это? А какое оно?
Когда дети ответят, уточняет, какое оно - черное или белое, длинное или короткое, гладкое или пушистое, легкое или тяжелое.
Воспитатель:
Перышко это не простое, а волшебное:
Стоит на него подуть,
И оно покажет путь
В какую сторону идти,
Чтоб хозяина найти.
Воспитатель:
Интересно кто хозяин этого перышка?
Ребята, а вы хотите узнать кто хозяин пёрышка?
Отправимся за перышком и узнаем!
Положить перышко на ладонь вытянутой руки и протянуть руку к детям: попросить всех вместе по команде подуть на волшебное перышко:
«Раз, два, три - перышко лети!».
Поднять его с пола и попросить детей идти за волшебным перышком.
Воспитатель:
Привело нас перышко на птичий двор. Ребята, куда мы с вами попали? Давайте вместе скажем (Птичий двор).
А как вы думаете, почему он называется птичьим двором?
Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно!
Отгадывание загадок:
1. «Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает»
Кто это? (курочка)
Какого цвета курочка, какая она? (рыжая, пестрая, разноцветная)
2. «Весь я золотистый, Мягкий и пушистый. Я у курицы - ребёнок,
А зовут меня.»
Кто это? Расскажите, какой ЦЫПЛЕНОК? (маленький, пушистый, как комочек)
Какого он цвета? (жёлтый, золотистый)
Чем они похожи?
Присмотритесь к ним, чем они не похожи? (курочка – большая, цыпленок - маленький)
Какие цыплята? (маленькие, пушистые)
А курица - мама какая? (большая, добрая, заботливая, внимательная)
Вспомните, как в сказках говориться про курочку? (Курочка - ряба, пеструшечка, наседка)
Воспитатель предлагает детям присесть на ковёр.
Воспитатель: А сейчас, я вам прочитаю рассказ «Курочка», который написал детский писатель Евгений Чарушин. Читается рассказ.
Ребята, вы слышали новое слово - заквохтала. Это означает, что курочка так говорит: квох- квох- квох. Давайте вместе скажем - заквохтала.
Вопросы к детям:
Как называется рассказ? (Курочка)
Кто его написал?
Про кого рассказ?
Где курочка с цыплятами ходила? (По двору)
Что случилось? (Пошел дождик)
Что сделала курочка? (На землю присела, все перышки растопырила и заквохтала)
Как цыплята прятались под крылышки курицы? (Один совсем спрятался, у него только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает)
А кто не спрятался? (Два цыпленка)
Что они стали делать? (стоят, пищат и удивляются: что это им на голову капает)
Подвижная игра: «Солнышко и дождик».
Ребята, давайте скорее играть, выходите на лужок и вставайте все в кружок. Я, буду курочка- мама, а вы цыплята. Когда светит солнце, цыплята бегают, зерна клюют. Начинается дождик - к маме бегут. (Игра проводится 2 раза.)
Воспитатель предлагает детям лечь на ковер, на спину и прослушать еще раз рассказ.
Воспитатель:
А теперь я, вам еще раз прочитаю рассказ Е. Чарушина «Курочка», вы его внимательно слушайте и запоминайте. Потом вы его перескажите, а помогут вам схемы". Читается рассказ.
Воспитатель:
Кто хочет рассказать про курочку?
И предлагается двоим детям пересказать его, опираясь на схему, выставленную на мольберт, помогая, задавая наводящие вопросы.
Воспитатель:
Как называется рассказ? Что делала курочка с цыплятами? Что произошло потом? Что курочка сделала, когда пошел дождь? А, Ярослав продолжит, что же было дальше. Все ли цыплята спрятались под крылом у курочки? Что сделали два цыпленка? Чему удивляются?
Воспитатель дает оценку пересказам детей.
Воспитатель:
Теперь нужно пересказать рассказ целиком. Предложить двоим детям пересказать рассказ целиком.
Воспитатель:
Наше занятие подходит к концу. Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? (Пересказывали рассказ).
В конце занятия воспитатель подводит итог, оценивая рассказы детей, отмечает, как последовательность изложения, так и выразительность речи. На память о нашем занятии, я хочу вам подарить этих цыплят.
Рассказ Евгения Чарушина «КУРОЧКА»
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
Приложение 4
Конспект занятия «Медвежата”» по произведению
Евгения Ивановича Чарушина.
Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством художника-анималиста и писателя Евгения Ивановича Чарушина
Задачи: В области “Речевое развитие”:
Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей.
Воспитывать любовь к книге, к чтению, к животным.
Расширять представления детей о художественных и иллюстрациях писателя и художника.
В области “Социализации”:
Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяжении всего занятия.
Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, слушать ответы других.
В области “ Художественное творчество”:
Продолжать учить рисовать животных в нетрадиционной графической технике -тычком жесткой полусухой кистью
Учить детей правильно держать кисточку.
Развивать чувство фактурности и объемности.
Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение образов.
В области Физическое развитие”:
Поддерживать двигательную активность во время физминутки, правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.
Наглядный материал:. Иллюстрации и книги русского писателя и художника Е.И. Чарушина ,Портрет Е.И. Чарушина,
Мольберт с картинками животных по рассказам, Е.И.Чарушина, Показ презентации по рассказам Е.И. Чарушина, Плюшевый медвежонок, Акварельная бумага с контурным изображением животного, Кисти с жесткой щетиной, Гуашь, коричневая, черная, Музыкальное сопровождение, «Весна просыпается.”
Ход занятия.
Организационный момент.
Сейчас становитесь дети, в круг-
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Здравствуйте девочки,
Здравствуйте мальчики!
Ваши ушки на макушки,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.
Основная часть.
Воспитатель: Дорогие ребята! Наше занятие сегодня будет не обычным, потому что к нам сегодня пришло много гостей.
Сюрпризный момент:
Ребята сегодня утром я получила посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты).
У меня для вас есть загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.
Загадка:
Не куст ,а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.(книга).
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на книжную выставку к Евгению Ивановичу Чарушину,
Знакомство с автором.
Ребята сегодня наше занятие будет посвящено творчеству одного необычного человека. Сегодня мы начнем знакомство с творчеством Е.И. Чарушина.
Сейчас я вам немного расскажу о нем. Е.И. Чарушин Писатель и художник известный своими добрыми рассказами и рисунками о животных.
Любовь к природе родители прививали Е.И. Чарушину с детства. ‘Отец Е.И. Чарушина был архитектором-художником. Он любил свое дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. Мать учила ребенка “смотреть и удивляться красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию”В доме у них было полным-полно животных, птиц в клетках,рыбы в аквариуме, во дворе котята, цыплята и он сам за ними ухаживал. Женя любил рисовать и стал Евгений Чарушин рисовать иллюстрации, т.е картинки к детским книгам.Одна за другой стали выходить детские книги с рисунками к народным сказкам, понравилось ему история про лису и зайца. И вот написал он сказку, “Теремок”,”Лиса и заяц”. Особенно Чарушин любил рисовать звериных малышей, забавных и беспомощных.”Посмотрите ребята , какие они маленькие и милые.
Воспитатель: Нравятся вам животные в рисунках этого художника?
Ребята ,как вы думаете, кто главный на этой картинке?
Дети: Медвежата.
Воспитатель: Правильно, а почему?
Дети: Потому что художник нарисовал крупно, во весь лист.
Воспитатель: Какие они?(Рассуждения детей:, дикие, пушистые, как живые,)
Воспитатель: Где они должны жить.
Дети: На воле.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь давайте немного отдохнем с вами.
Физминутка: Медвежата в чаще жили, головой своей крутили .повороты головой .Вот так, вот так. Головой своей крутили. Медвежата мед искал, Руки верх. Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили Ходьба на месте, изображая медвежат. И из речки воду пили. А потом они плясали, Лапы дружно поднимали. Поочередно поднимать то левую, то правую руку. Вот так, вот так, Лапы дружно поднимали..
Воспитатель: Молодцы ребята.
Читая книги Е.И. Чарушина, мы узнаем о животных много интересного, нового, получили самые первые и простые навыки наблюдения и ухода за ними.
Е.И. Чарушина призывает учиться понимать и ценить родную природу.
Е.И. Чарушина художник – анималист.
Художник который рисует животных, Е.И. Чарушин использовал особый способ изображения – он так и называется: метод Чарушина, рисовать нужно тычком, жесткой полусухой кистью.
Ребята давайте представим, что мы художники, мы пришли, в лес и увидели медвежат и нам захотелось, их нарисовать.
Вот правила выполнения рисования тычком жесткой полусухой кистью:
Кисть надо держать вертикально. При работе тычком кисть в воду не опускают.
Игра с кисточкой: Кисточку возьмем вот так. Это трудно? Нет, пустяк!
Кисточка пошла тычком, Застучала каблучком. Мы рисуем раз, раз, раз. Все получится у нас!
Самостоятельная работа детей. Звучит тихая музыка.
Анализ детских работ. При просмотре рисунков прошу показать самого пушистого зверя, самого толстенького, самого маленького. Задаю вопрос :
Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД на тему "Знакомство с творчеством художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина"
Цель. Познакомить детей с творчеством художника и писателя Е.И.Чарушина.Задачи:1. Познакомить с творчеством художника и писателя Е.И.Чарушина.2. Чтение рассказа Е.И.Чарушина "Почему Тюпу назвали Тюпой...
ПРОЕКТ «Художник и писатель - ЕВГЕНИЙ ЧАРУШИН»
Данный проект поможет познакомить детей с творчеством писателя и художника - Евгением Чарушиным....
ПРОЕКТ "Художник и писатель Евгений Чарушин"
Знакомство с биографией Е.Чарушина, творчеством писателя и художника...
Проект "Художник и писатель - Евгений Чарушин"
. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Знакомя детей с творчеством писателя, мы развиваем личность ребенка, его познавательные и творчес...
Знакомство с творчеством художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина
Познакомить детей с работами известного писателя Е.И. Чарушина...
Краткосрочный проект для средней группы «Художники –умельцы»(нетрадиционные техники рисования)
Актуальность темы - Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изо...
Проект "Художник и писатель - Евгений Чарушин"
Проект «Художник и писатель - Евгений Чарушин».Вид проекта: краткосрочный, познавательный, информационно-творческий.Цель: создание условий для развития воображения и художественн...