Консультации для педагогического и родительского сообществ
консультация
- Взаимодействие семьи и детского сада
- Для чего нужны пальчиковые игры
- Консультация Детские игры со взрослым
- Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками
- Работа с солёным тестом
- Лучше один раз наказать, чем 10 раз предупредить
- Нетрадиционные техники рисования (метод.разработка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_semi_i_detskogo_sada.docx | 16.85 КБ |
dlya_chego_nuzhny_palchikovye_igry.docx | 15.64 КБ |
konsultatsiya_detskiy_igry_so_vzroslym.pdf | 346.69 КБ |
konsultatsiya_risovaniya.docx | 27.59 КБ |
konsultatsiya_solyonoe_testo.pdf | 331.32 КБ |
luchshe_odin_raz_nakazat_chem_10_raz_predupredit.docx | 21.35 КБ |
netraditsionye_tehniki_risovaniya.pdf | 751.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи»
Родители и воспитатели - два берега одной реки.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. А некоторые родители просто самоустраняются от воспитания детей.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется характер; в семье закладываются исходные жизненные позиции.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Взаимодействие педагогов в учреждении с родителями, не только предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических…
Семья похожа на музыкальное произведение, в котором каждый играет свою партию, надо лишь стараться, а не требовать, чтобы играли только вашу мелодию.
Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способность взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагога в саду не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.
И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор, пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: “Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить” – так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Воздействие нового знания на личность взрослого идет непросто; требует от него критической переоценки собственного опыта.
Желание узнать что-то новое подразумевает готовность расстаться со сложившимся порядком вещей. Роль семьи несравнимо по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но это все невозможно без систематического просвещения родителей.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественной новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию и доверию, делает их настоящими партнерами.
Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будет успешным. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и детский сад могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
Необходимо учиться не работать с семьей, а понимать семью, причем семью каждого воспитанника, ее особенности, движущие силы, проблемы. Это самое важное направление в деятельности детского сада. И без этого понимания невозможно говорить о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Семья – уникальная воспитательная среда, детский сад – специфический воспитательный феномен – это равнозначные, взаимодополняемые “объединения”, необходимые для правильного личностного и социального развития ребенка. Необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и детского сада.
“Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка”.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»
В последнее время популярность пальчиковых игр заметно выросла. Подобные игры - не новомодное увлечение. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры - замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего-либо, найти контакт с любым малышом. Но это не главное их достоинство.
Развитие речи
Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Речь, сопровождается подвижными образами, более выразительна и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение. Первое время малыш повторяет только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм и т. п. Позже ребенок будет стремиться самостоятельно озвучить свои действия.
Память
Нет необходимости разучивать с малышом стихотворения. Играя с пальчиками, он легко запоминает их уже после нескольких прочтений. Ребенок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении. Это своего рода мнемонический прием. Взрослому, который играет с ребенком, желательно знать текст игр наизусть. Но, если на это нет времени, прочтите стихотворение, чтобы представить себе его содержание, разберите движения и первое время играйте с ребенком. Подсматривая книгу. Уверяю вас, текст, подкрепленный действием, запомнится очень быстро.
Подготовка руки к письму
Конечно, сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики вашего ребенка - это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.) А пальцы, как и любую другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать. Ручки ребенка еще не слишком хорошо с координированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки. Пальчиковые игры — это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.
Внимание
Важнейшим способом обучения и развития ребенка дошкольного возраста является подражание. Дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому просто потому, что подражание является их врожденной способностью и ведущим видом деятельности. Необходимо отметить, что способность к подражанию не у всех детей развита одинаково. Часто зависит от умения удерживать внимание. Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания.
Воображение
Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.
Артистизм
Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованы и коммуникабельны.
Как играть
Сначала попробуйте устроить «пальчиковый театр», в котором ребенок просто зритель: рассказывайте небольшие сказки, подкрепляя слова соответствующими движениями. Очень скоро ребенок захочет повторять движения вместе с вами. Обязательно дождитесь этого момента. Помните, что все дети разные. Одни тут же включаются в игру, другие будут только созерцать, а потом вдруг начнут складывать пальчики или произносить стихотворные фразы.
Не добивайтесь произнесения стихотворения вместе с движением. Ребенку это тяжеловато. Вполне достаточно того, что ребенок стремится повторить тот или иной жест.
Поначалу не все движения получаются хорошо. Обычно это беспокоит родителей, но не самого ребенка. Он выполняет как может. Не торопитесь поправлять его. Просто показывайте движение сами снова и снова, а ребенок со временем обязательно будет стремиться «усовершенствовать» свои действия.
Кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми, дарят тактильный и эмоциональный контакт и незаменимы в таких ситуациях, как ожидание в очереди к врачу, долгая поездка на машине и т. п. Это замечательная возможность плодотворного общения с ребенком.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Катюша» города Смоленска
Консультация для воспитателей
«Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками»
Составитель: воспитатель Грушина М.А.
2022
«Процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка.
Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего
мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты,
наслаждаются этой красотой.»
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и, чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одарённых, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребёнка в сказочный мир искусства, взрослые, незаметно для него, развивают воображение и способности.
Все дети способны. Они рисуют, лепят, конструируют, сочиняют стихи, музыку, любят фантазировать. В рисунке они, как бы, закрепляют эмоционально пережитое состояние, глубже чувствуют его. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. И чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчества, каждому ребёнку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. «Эти качества пригодятся ему в любой деятельности», - писал В. В. Курчевский в своей книге «А что там за окном?».
Рисование для детей – радостный, творческий труд.
Счастье творчества, радость творчества становятся детям много доступнее, когда они учатся рисовать, когда они знают, что есть специальные приёмы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании.
Свобода ни в коем случае не есть анархия. Предоставить свободу развития ребёнку – это значит, прежде всего, дать ему знания о рисовании, о художниках, освободить от сомнений в своих способностях, помочь ему сосредоточиться, обрести уверенность, дать ему возможность раскрыть задатки, которыми он обладает от природы. Наибольшее количество самых интересных рисунков принадлежит детям до 6-7 лет. В этом возрасте дети компенсируют недостаточность знаний о жизни мощной интуицией. Она помогает выполнить смелые и неожиданные замыслы.
Дети не изображают реальный мир, а воссоздают на бумаге свой собственный, подобно тому, как они создают какую-то свою реальность в играх. Именно поэтому сила детских рисунков в их лаконичности, сосредоточенности и концентрации мыслей.
Если из ребёнка не вырастет художник, то в нём мы должны надеяться, непременно разовьётся человек, способный, как истинный художник, внимательно замечать всё, что происходит вокруг него и обострённо реагировать на жизнь.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём из Рисования нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- знакомит с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению материалов, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая), которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их;
- игры на развитие художественного воображения: «На что это похоже», «Расколдуй картинку», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «О чем рассказала музыка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки», «Нарисуй настроение», «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Представь себе», «Точка, точка»;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;
- создание проблемной ситуации;
- музыкальное сопровождение, чтение художественного слова и т.д.
- эмоциональное объяснение детям способов действий с нетрадиционным материалами и показ разных приемов нетрадиционного изображения.
Успех в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности. Важно перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. Педагогу необходимо подобрать и изучить литературу по нетрадиционному рисованию, подобрать материал с учетом гигиеничности и безопасности материала, осуществлять планирование с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей и навыков в рисовании, самому быть творческой личностью, любить рисовать.
В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д. Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография.
Виды нетрадиционного рисования.
1. Кляксография.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса? ", "Кого или что она тебе напоминает? " - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
2. Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
3. Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
4. Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
5. Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
6. Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
7. Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
8. Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
9. Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
10. Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
11. Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
12. Загадочные рисунки.
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
13. Разрисовка маленьких камешков.
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.
14. Метод монотипии.
Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
15. Рисование на мокрой бумаге.
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
16. Объёмная аппликация.
С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.
17. Учимся делать фон.
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
18. Рисование солью. Рисунок рисуем клеем, посыпаем солью. Излишки стряхиваем.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Рисование, с использованием нетрадиционных техник – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несёт в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.
Не случайно, в современной медицине всё большее распространение получает, наряду с фототерапией, термин «арт-терапия» или «изо-терапия».
Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий изобразительным искусством. Изображая свои переживания, человек как бы заново переживает и «выплёскивает» отрицательные эмоции на бумагу. Воспроизводя свои чувства, он может и откорректировать своё отношение к тому, что вызывает у него неблагоприятные эмоции.
Из всего выше сказанного следует, что нетрадиционные техники рисования, а их очень много, помогут детям почувствовать себя свободными, дадут возможность удивляться, радоваться миру, познакомиться с техникой многих художников и попытаться самим создать красоту.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Лучше один раз наказать, или десять раз предупредить?
Самое правильное наказание – это то, которое малыш организует для себя сам.
- Да его невозможно приучить к порядку! Поиграет – на место ничего не уберет, одежду бросает, где снял, на столе вечный бардак! – жалуется мама одного мальчика. Уж я его и порола, и игрушки все на балкон выносила, и мультиков он у меня практически не смотрит – все бесполезно. На пару дней его хватает – а потом все по новой…
Не унижать
Взрослые создают запреты и правила, а дети, иногда кажется, просто созданы для того, чтобы нарушать их. Дети не всегда бывают послушны, а родители не всегда справедливы. Бывает, шлепок по попе оказывается единственным методом выхода из кризисной ситуации. Правильно ли вы наказываете? Идет ли наказание, которое вы применили к ребенку, на пользу ему?
Малыш, нечаянно пробегая по комнате, задел ногой этажерку и разбил любимый горшок с цветами. Боже, что с нами вдруг начинает происходить! Мы словно теряем рассудок: трясем детей за шиворот, оскорбляем их, кричим и бьем их. Когда же вспышка ярости проходит, осознаем свою вину и торжественно обещаем, что это больше не повторится. Но вскоре гнев вспыхивает снова, и наших хороших намерений как не бывало…
Понятно, что в реальной жизни мы не можем и не должны быть равнодушны к тому, что ребенок нарушает установленные нами правила. В этот момент ему надо сказать резкое и решительное "нет", а в случае повторения проступка - наказать. Но только вот как? Тут нет готовых рецептов. Единственное, что можно посоветовать - быть осторожным с психикой ребенка, не нарушить своей зачастую неадекватной реакцией его доверие к нам. Дозировка и форма наказания всегда индивидуальны, умение пользоваться ими - особое мастерство. Каким бы ни было наказание, оно не должно унижать растущего человека.
Разумеется, ребенок не должен испытывать страх за каждое свое самовольное, нечаянное движение. Он должен иметь в голове определенные правила поведения и всякий раз "получать" за нарушение их. Родители, полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем само наказание, ошибаются.
Воспитание – не дрессура
Итак, без наказания в воспитании ребенка не обойтись. Но как сделать это правильно и наиболее "безболезненно" для любимого малыша?
Конечно же, самое правильное, гуманное и полезное с воспитательной точки зрения наказание – это то, которое малыш организует для себя сам. Поэтому оно и называется - "естественное". От взрослого здесь требуется изрядное хладнокровие, и потому этот способ можно назвать самым трудным. Впрочем, если вы по-настоящему любите своего ребенка, то ничего трудного тут нет.
Естественное наказание срабатывает само собой.
"Осторожно! Разольешь!" - а он себе продолжает возить туда-сюда по столу стакан с соком. И вот неизбежное происходит: стакан падает со стола, разбивается и ребенок весь в соке.
Ваша первая реакция – подхватить, наподдать, сунуть под воду, бросить чуть ли не в лицо чистую одежду - ведь так? И потом затянуть лекцию о пользе послушания и осторожности с неизменными "ведь я же тебе говорила".
А теперь представьте себе ощущения человека в мокрой, холодной, липкой от сока одежде. Вот вам и наказание - вполне, между прочим, соразмерное "преступлению" и, главное, напрямую из него вытекающее. Но ваша работа только начинается: "Облился-таки? А теперь бери, пожалуйста, тряпку и вытри пол, пока сок не высох. А уж переодевайся сам - мне некогда". Ребенок мгновенно увидел последствия своего поступка, теперь уже вряд ли будет так легкомыслен в обращении с посудой, наводя порядок в кухне и в одежде, увидит, что за свои дела надо отвечать. Дать ребенку понять, что так поступать плохо – это ли не главная цель, которую вы ставите перед собой, наказывая его?
Но, конечно, все мы обычные живые люди и не всегда можем контролировать свои эмоции. Так что если ребенок довел-таки вас "до точки кипения", если ваша бурная реакция вызвана именно его возмутительным поведением (а не вашими личными проблемами) - честное слово, вы имеете право накричать на него и даже шлепнуть. Если ребенку попадает за дело, он не обидится (точнее, обидится лишь в момент наказания, но не затаит обиды надолго). Если дочку шлепнул отец, который в принципе никогда не поднимает на нее руки, это тем более окажется для ребенка очень громким сигналом о том, что на сей раз он преступил границы дозволенного. Если на ребенка кричат редко, он обычно хорошо запоминает, чего именно ему не следует делать. Повседневный же крик по любому поводу он со временем просто перестает замечать. Если, подняв на ребенка руку, вы позже почувствуете себя виноватым за несдержанность, ничто не мешает вам, успокоившись, попросить у ребенка прощения, но при этом объяснить, почему вам на сей раз не хватило терпения. Это не только не унизит вас в глазах малыша, но, напротив, покажет ему, что вы его любите и просто хотите видеть его лучше, чем он был до сих пор. В наказании важно вовремя остановиться. Эмоциональный взрыв - не преступление, но и не норма поведения. Регулярная порка к воспитанию никакого отношения не имеет. Это, скорее, унизительная, ломающая волю дрессировка. Ребенок, возможно, и перестанет безобразничать (чаще всего - на время, как описанный выше случай), но не потому, что так делать нельзя, а просто потому, что будет вас бояться. Впрочем, это еще не самое худшее для ребенка. Страшнее атомной войны для него – это когда в наказание родители словно перестают его замечать, причем ледяное молчание у некоторых "воспитателей" может длиться по нескольку дней. Родители, которые практикуют такой метод, должны знать, что ребенок в этот момент уверен, что остался один на всем белом свете, что его все бросили и он никому не нужен. Как вы думаете, что эти чувства могут воспитать в нем?
Запрещать разъясняя
Мы наказываем наших детей не ради наказания, а для того, чтобы вырастить их нормальными людьми. Поэтому, применяя меры к своему ребенку, родители должны иметь в виду несколько простых правил.
1. Необходимо заранее предупредить ребенка о том, что за определенный проступок его накажут. Ваш малыш должен знать о вашем отношении к его поведению и о том наказании, которое за этим последует.
2. Устанавливая наказание, родители должны быть уверены в правильности собственного решения, их не должна при этом мучить совесть. У ребенка же не должно возникать сомнений в неотвратимости наказания.
3. Наказывая ребенка, родители должны показать, что им это неприятно. Мудрецы советуют: при воспитании ребенка левая рука должна отталкивать, а правая приближать, то есть ребенку одинаково нужны строгость, дисциплина и любовь.
4. Запрещая что-то ребенку, вы должны объяснить причину своего запрета. Если родители будут только запрещать, не разъясняя при этом, как правильно себя вести - ребенок просто не будет знать, как ему быть.
5. Вы должны своим собственным поведением подавать пример ребенку. Недопустимым является вариант, когда родители, запрещая что-либо своему чаду, позволяют это себе.
Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:
- когда он болеет;
- перед сном и сразу после сна;
- во время работы и игры;
- во время еды (в этот момент ребенок буквально "проглатывает" негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);
- непосредственно после душевной или физической травмы;
- когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;
- когда сам родитель находится в плохом настроении.
А теперь о том, чего родители не должны делать, наказывая ребенка:
- оскорблять ребенка как личность, обзывать его. Наказанию должен подлежать только конкретный его проступок;
- отвечать агрессией на агрессию. Ребенок попытался ударить вас, укусил или ущипнул? Даже если вы хотите показать, как вам больно, недопустимо повторять его действия;
- припоминать старые обиды и проступки. Должно действовать правило "наказан - прощен – забыто;
- наказывать лишением еды, прогулки или других жизненно необходимых вещей. Также нельзя наказывать трудом: в такой ситуации есть шанс навсегда отбить желание мыть посуду или, скажем, подметать;
- унижать. Презрительные выражения, насмешки, сравнения с другими детьми уничтожают личность ребенка.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА В ГРУППЕ
В данном материале речь идёт о взаимодействии семьи ,так как эта эта проблема всегда была для нас в разряде самых актуальных . ...
ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА В ГРУППЕ
Проблема взаимодействия с семьёй всегда была для нас в разряде самых актуальных....... ...
Консультация для педагогических работников «Образовательные ресурсы сети Интернет, сетевые сообщества и сайты для педагогов дошкольного образования»
Консультация для педагогических работников «Образовательные ресурсы сети Интернет, сетевые сообщества и сайты для педагогов дошкольного образования»...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."
Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...
Педагогическое эссе «Мое педагогическое послание профессиональному сообществу».
laquo;Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя», – Л. Н. Толстой....
Консультация для педагогического сообщества "Роль воспитателя на амузыкальных занятиях"
Данная консультация создана с просветительской целью в отношении педагогов. Представляет собой свод правил поведения педагога на музыкальном занятии. А так же перечень типичных ошибок педагога. Может ...
Диссеминирую свой педагогический опыт профессиональному сообществу на разных уровнях. Участвую в сетевых профессиональных сообществах, принимаю активное участие в проектировании и реализации инициатив ДОУ через взаимодействие с сотрудниками ДОУ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30292189","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30292192","attributes":{"alt":"","class"...