«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»
статья (старшая группа)

Каргина А.Е.

Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей здесь очень много. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologicheskoe.docx780.03 КБ

Предварительный просмотр:

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»

 

 C:\Users\111\Desktop\rebyonok-u-berezy.jpg C:\Users\111\Desktop\1ac360d6-82f4-4351-bb3c-83a30557d42e.jpg «Воспитание любви к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с самого малого - к своей семье, своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» Д. С. Лихачев

Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края? Кому как не детям близок и понятен мир природы. Многие дети не знают названия цветов, деревьев, растений, насекомых, животных, которых могут встретить. Поэтому родители и  воспитатели  должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться ее красотой.

  Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого сам воспитатель должен жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отличают положительные и отрицательные действия взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой воспитатель личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвует в природоохранной деятельности. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми воспитатель наблюдает, рассматривает, обсуждает, анализирует и т.д.. Свои впечатления об увиденном они затем выражают в занятиях. Экскурсии по территории детского сада - особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях воспитатель знакомит детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Воспитатель знакомит детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке должно быть такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки и корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями нужно использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.   Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько  участие  детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Работу по экологическому воспитанию нужно проводить и в семье. Только опираясь на семью, только совместными усилиями воспитатель сможет решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Наш  Кузбасс с богатой флорой и фауной. Именно с красотой и многообразием природы нашего родного Кузбасса  я стараюсь знакомить детей.

Таким образом, чтобы научить ребёнка любить и беречь природу, окружающим детей взрослым необходимо быть экологически грамотными, а воспитательную работу проводить незаметно и привлекательно для детей. Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей здесь очень много. Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.

C:\Users\111\Desktop\php0xZveD_Ekologicheskij-proekt_html_4112b232266f2dcc.jpgC:\Users\111\Desktop\b982e7e1-f40a-597b-a070-0738c5a99785.jpg C:\Users\111\Desktop\46b2606b-0fb3-5c9d-9edd-3c0f4c8e1532.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы...

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Статья подготовлена для воспитателей с целью ознакомления методической литературы по теме "Повышение экологической воспитанности дошкольников"....

План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...

«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир.  К сожалению, дети в скором времени могут  лишиться  богатств и сокровищ природы.  Сохранение и восстановление при...