Рабочая программа кружка «Радужные капельки» с детьми раннего дошкольного возраста.
рабочая программа (младшая группа)
Программа кружка «Весёлые ладошки», знакомит детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yasli.docx | 519.34 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 108 общеразвивающего вида «Зазеркалье
/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/
_____________________________________________________________________________________
630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39/1, тел.: 361-10-00, 353-55-68.
Рабочая программа кружка
«Радужные капельки»
с детьми раннего дошкольного возраста.
Разработал: воспитатель первой
квалификационной категории
группы № 1
Бурова Ж.Ю.
НОВОСИБИРСК 2020
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э. Успенский
Программа кружка «Весёлые ладошки», знакомит детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Пояснительная записка
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Нам взрослым, необходимо пробудить в ребёнке положительные эмоции и чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребёнка в рисовании, побуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей ребёнка в рисовании, возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно-это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
Актуальность:
Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его главная цель в первые годы жизни. Существует множество приемов, пользуясь которыми можно создать оригинальные работы, не имея при этом особых художественных навыков. От таких занятий ребенок получает не только огромное удовольствие, но и пользу. Использование техник нетрадиционного рисования в образовательном процессе в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование пальчикового рисования обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.
Цель: создание условий для развития у детей творческих способностей средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Методы проведения:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий);
- практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков);
- игровые.
Форма проведения - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Форма работы:
Программа кружка «Радужные капельки» предназначена для детей 2-3 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Непрерывная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Радужные капельки», проводится во вторую половину дня 1 раз – в неделю (вторник /среда).
Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 8 - 10 минут.
Общее количество занятий в год -35. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Формы подведения итогов:
- проведение выставок детских работ;
- проведение открытого мероприятия;
- проектная деятельность.
Нетрадиционные художественные техники:
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются миска и печатка.
- Рисование ватными палочками: ребенок макает ватную палочку в краску и методом «тычка» начинает рисовать по контуру рисунка. Ватной палочкой касается листа и осторожно поднимает. После проделанных движений на листе остается точка или кружочек. Чем сильнее нажим на палочку, тем больше получается точка, чем больше краски на палочке, тем ярче становится точка.
Ожидаемый результат:
1. Ознакомление детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
2. Сформированность интереса и любви у детей к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3. Развитие творчества и фантазии, наблюдательности и воображения, ассоциативного мышления и любознательности.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Сформированность эстетического отношения к окружающей действительности.
Перспективное планирование работы кружка на учебный год
№ | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование | |||
Сентябрь | |||||||
1 | Диагностическое занятие «Разноцветные листочки» | - | Выявить уровень изобразительного творчества у детей раннего дошкольного возраста. | Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пальчиковые краски, салфетки. | |||
2 | «Знакомство с основными цветами» | - | Познакомить детей с основными цветами. | Листы бумаги А-4, гуашь, пальчиковые краски, салфетки. | |||
Октябрь | |||||||
1 | «Корзинка для урожая» | Рисование ватными палочками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой ватными палочками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить украшать корзинку полосками и точками разного цвета. | Вырезанные из цветной бумаги корзинки. Синяя и желтая гуашь в мисочках, салфетки, муляжи овощей и фруктов в корзинках. | |||
2 | «Веточка рябины» | Рисование пальцами | Продолжать учить детей различать и называть цвета. Развивать внимание, самостоятельность, воображение, эстетический вкус. Воспитывать интерес к окружающему миру, желание помогать другим. | «Осенние» декорации для украшения группы, игрушка – ежик, веточка рябины без ягод (для Ежика), заготовки (на листе бумаги формата А 4 нарисована ветка рябины без ягод); разведенная гуашь или пальчиковые краски красного цвета на тарелочках, влажные салфетки или тряпочки, мольберт. | |||
3 | «Красивый зонтик» | Рисование ватными палочками | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками. | Листы бумаги с нарисованным контуром зонтика, пальчиковые краски салфетки, мольберт, кукла, зонт. | |||
4 | «Дождик, дождик кап-кап-кап» | Рисование пальцами | Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Листы бумаги А-4 с нарисованным контуром тучек, гуашь синяя, салфетки. | |||
Ноябрь | |||||||
1 | «Разноцветные бусы» | Рисование ватными палочками | Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать цветовосприятие. | Листы бумаги А-4 с нарисованной ниткой бус, гуашь, салфетки. | |||
2 | «Мухомор» | Рисование пальцами | Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Бумага для акварели, кисти, гуашь в мисочках, салфетки. | |||
3 | «Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок» | Рисование ватными палочками | Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать творческое воображение и чувство композиции. | Бумага для акварели, кисти, гуашь в мисочках, салфетки. | |||
4 | «Свитер для друзей» | Рисование ладонью и пальцами | Продолжать знакомить с техникой рисования пальцами и ладонью; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | Две куклы – мальчик девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. | |||
Декабрь | |||||||
1 | «Снежок для елочки» | Рисование пальцами | Закрепить умение рисовать пальцами. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). | Тонированные листы бумаги (синие, фиолетовые) с изображенными елочками, белая пальчиковая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса. | |||
2 | «Зайчик» | Рисование пальцами | Учить закрашивать пальцем по контуру. Развивать чувство композиции.
| Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета. | |||
3 | «Мои рукавички» | Оттиск печатками из картофеля, рисование ватными палочками | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования: оттиск печатками из картофеля. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. | Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки. | |||
4 | «В лесу родилась елочка» Занятие 1 (коллективная работа) | Рисование ладонью | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности. | Тонированный лист (голубой), пальчиковая краска зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки. | |||
5 | «Ёлочка нарядная на праздник к нам пришла» Занятие 2 (коллективная работа) | Рисование ватными палочками | Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать композиционные умения. | Изображение елочки, пальчиковая краска основных цветов, салфетки. | |||
Январь | |||||||
1 | «Зернышки для птичек» | Рисование ватными палочками | Закрепление техники рисования ватными палочками; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать; воспитывать сочувствие к животным. | Лист бумаги 1/2 с нарисованными заготовками кормушек, гуашь, салфетки влажные, ватные палочки. | |||
2 | «Вишнёвый компот» | Оттиск пробкой | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования оттиск пробкой. Учить рисовать ягоды на силуэте банки. | Шаблон банки, красная гуашь, салфетки. | |||
3 | «Веселый снеговик» | Тычок жесткой полусухой кистью | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования методом тычка. | Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки. | |||
4 | «Снежные комочки» | Рисование тычком жёсткой кистью | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Бумага размером 1/2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь. | |||
Февраль | |||||||
1 | «Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) | Рисование тычком жесткой кистью | Продолжать знакомство с техникой тычка полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). | Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая. | |||
2 | «Осьминожки» | Рисование ладонью, ватными палочками | Учить превращать отпечатки ладоней в осьминогов. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Тонированные листы бумаги (светло-голубые), гуашь, салфетка, иллюстрации. | |||
3 | «Машина» | Рисование пальцами | Продолжать учить закрашивать пальцем по контуру. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги с нарисованным контуром машины, пальчиковые краски, салфетки. | |||
4 | «Самолёт» | Оттиск печатками из картофеля | Совершенствовать навык рисования в нетрадиционной технике рисования: оттиск печатками из картофеля. Закреплять представление о цвете. | Шаблон самолета, гуашь, печатки из картофеля, салфетки. | |||
Март | |||||||
1 | «Тюльпаны в подарок маме» | Рисование ладонями | Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие. | Ватман с работой детей по пред. теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов. | |||
2 | «Солнечные лучики» | Рисование ладонями | Учить детей рисовать красками при помощи ладоней. Закреплять знание цветов, форм. Создать эмоционально положительный настрой. Побуждать детей радоваться рисунку, выражать желание рисовать. | Разведенная гуашь желтого и оранжевого цветов в блюдцах (или пальчиковая краска), образец рисунка, бумага формата А 4, тазик с водой для мытья рук, салфетки или тряпочки, мольберт. | |||
3 | «Птички» | Рисование ладонями | Продолжать учить детей рисовать красками при помощи ладоней. Побуждать детей радоваться рисунку, выражать желание рисовать. | Аудиозапись пения птиц, разведенная гуашь разных цветов в блюдцах (или пальчиковая краска), белая бумага формата А 5, тазик с водой для мытья рук, салфетки или тряпочки, мольберт. | |||
4 | «Салфетка» | Рисование ватными палочками | Закрепить данный прием рисования. Развивать чувство композиции. | Лист с изображением салфетки, пальчиковая краска, салфетки, эскизы и иллюстрации. | |||
5 | «Украсим кукле платье» | Рисование пальцами | Упражнять в технике рисования пальцами. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор на платье. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Бумага для акварели с силуэтом платья на бумаге, гуашь, салфетки. | |||
Апрель | |||||||
1 | «Цветочная поляна» | Рисование пальцами | Закрепить умение рисовать при помощи пальцев, используя разные цвета. Закреплять знание основных цветов. Развивать умение видеть изображаемый образ. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Цветы, вырезанные из бумаги или картона (разных цветов и размеров), разведенная гуашь или пальчиковая краски желтого, красного, синего и оранжевого цветов на тарелочках, цветной картон формата А 5 светло – зеленого цвета, салфетки или тряпочки, мольберт, клеенки, аудиозапись – П. Чайковский «Вальс цветов». | |||
2 | «Укрась яичко» | Рисование ватными палочками | Упражнять в рисовании ватными палочками. Воспитывать аккуратность. | Шаблон яйца, пальчиковые краски, салфетки, игрушка – цыпленок, корзинка. | |||
3 | «Гусеница на листочке» | Оттиск пробкой | Упражнять в технике оттиск пробкой. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. | Лист дерева из бумаги с резными краями, коричневая гуашь, салфетки, иллюстрации. | |||
4 | «Бабочки» | Рисование ладонями | Закрепить прием рисования ладонями. Закреплять знание цветов. Создать эмоционально положительный настрой. Побуждать радоваться рисунку, выражать желание рисовать. | Разведенная гуашь разных цветов в блюдцах (или пальчиковая краска), бумага формата А 4, тазик с водой для мытья рук, салфетки или тряпочки, бабочки и цветы (размером с лист формата А 4), вырезанные из цветной бумаги или картона (на каждого ребенка), и один большой цветок (размером с лист формата А 3), аудиозапись – П. Чайковский «Вальс цветов», мольберт. | |||
Май | |||||||
1 | «Салют» | Рисование пальцами | Закрепить умение рисовать при помощи пальцев, используя разные цвета. Закреплять знание основных цветов. Развивать умение видеть изображаемый образ. Развивать внимание, самостоятельность, воображение, эстетический вкус. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Разведенная гуашь или пальчиковая краски красного, желтого, красного, синего и оранжевого цветов на тарелочках, картон голубого цвета формата А 5, влажные салфетки или тряпочки, клеенки, мольберт. | |||
2 | «Одуванчик» | Рисование пальцами | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета. | |||
3 | Диагностическое занятие «Грибочки» | - | Выявить уровень изобразительного творчества у детей раннего дошкольного возраста. | Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пальчиковые краски, салфетки. |
Список используемой литературы:
1. Н.М. Савельева Программа дополнительного образования «Гениальные малыши». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014. - 64 с. – (Служба ранней помощи в ДОУ).
2. И. А. Лыкова «Цветные ладошки»
3. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
4. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста
Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивайка- размышляйка» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Представляю вашему вниманию программау «Развивайка- размышляйка» по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр....
Перспективный план работы кружка «Радужные капельки» с детьми младшего дошкольного возраста.
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной ...
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2020 – 2021 УЧЕБН
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИ...
Рабочая программа воспитательно-образовательной работы с детьми раннего дошкольного возраста.
Рабочая программа группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (далее программа) является документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспита...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА» с детьми старшего дошкольного возраста.
laquo;Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми»Теодор РузвельтПрограмма «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей...