Перспективный план работы кружка «Радужные капельки» с детьми младшего дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа)
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.37 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 108 общеразвивающего вида «Зазеркалье
/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/
_____________________________________________________________________________________
630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39/1, тел.: 361-10-00, 353-55-68.
Перспективный план работы
кружка
«Радужные капельки»
с детьми младшего дошкольного возраста.
Разработал: воспитатель первой
квалификационной категории
группы № 1
Бурова Ж.Ю.
НОВОСИБИРСК 2019
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне....
Э. Успенский
Пояснительная записка
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей. ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых –научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Цель: создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста перцептивных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в процессе рисования с помощью нетрадиционных техник.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о внешних свойствах предметов;
2. Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
3. Формировать у детей изобразительные навыки и умения;
4. Развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление;
5. Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
Методы проведения:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Форма проведения - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Форма работы:
- проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка по изобразительной деятельности. Общее количество занятий в год -34. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года, время занятий 15 мин.
Формы подведения итогов:
- проведение выставок детских работ;
- проведение открытого мероприятия;
- отчет по работе кружка.
Нетрадиционные художественные техники:
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются миска и печатка.
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Ожидаемый результат:
- Сформированность у детей представлений о внешних свойствах предметов;
- Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования;
- Сформированность у детей изобразительных навыков и умений;
- Развитие мелкой моторики рук, пространственного мышления;
- Воспитание положительных отношений ребенка к сотрудничеству с взрослыми, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
Перспективное планирование работы кружка на учебный год
№ | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование | |||
Сентябрь | |||||||
1 | «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Два листа светло-серого цвета с нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки. | |||
2 | «Опята - дружные ребята» (рисование грибочков) | Рисование пальчиками | Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов). | Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь коричневая | |||
Октябрь | |||||||
1 | «Весёлые мухоморы» (1 занятие) | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. | Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов. | |||
2 | «Весёлые мухоморы» (2 занятие) | Рисование пальчиками | Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа) | С предыдущего занятию + сухие листья.
| |||
3 | «Жёлтые листья летят» | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. | Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая. | |||
4 | «Осеннее дерево» (коллективная работа) | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки. | |||
5 | «Осень вновь пришла» | Рисование пальчиками, оттиск поролоном. | Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона. | Бумага размером 1\2 альбомного листа с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная | |||
Ноябрь | |||||||
1 | «Птички клюют ягоды» | Рисование пальчиками. | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. | 1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц. | |||
2 | «Свитер для друзей» | Рисование ладошкой и пальчиками. | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.
| Две куклы – мальчик девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. | |||
3 | «Солнышко» | Рисование ладошками. | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы голубой бумаги с кругом жёлтого цвета.
| |||
4 | «Ягоды на тарелочке» | Рисование пальчиками. | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета. | |||
Декабрь | |||||||
1 | «Виноград» | Рисование пальчиками. | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда, гуашь синего и зелёного цвета. | |||
2 | «Зайчик» | Рисование пальчиками. | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.
| Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета. | |||
3 | «Лес» | Рисование пальчиками. | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
| Листы белой бумаги, гуашь, салфетки.
| |||
4 | «Снежные комочки» | Рисование тычком жёсткой кистью. | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь. | |||
Январь | |||||||
1 | «Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) | Рисование тычком жесткой кистью. | Продолжать знакомство с техникой тычка полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). | Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая. | |||
2 | «Вишнёвый компот» | оттиск пробкой. | Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. | силуэт банки, красная гуашь. | |||
3 | «Мои рукавички» | оттиск пробкой. | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. | Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета. | |||
4 | «Маленькой ёлочке холодно зимой...» | Разные. | Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле). | Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь белая. | |||
Февраль | |||||||
1 | «Цветочек для папы» | Рисование ладошкой. | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Ватман, гуашь разных цветов.
| |||
2 | «Кораблик для папы» (занятие 1-е) | Скатывание бумаги. | Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. | Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки. | |||
3 | «Кораблик для папы» (занятие 2-е) | Скатывание бумаги. | Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность | Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки. | |||
4 | «Елочка» | Восковые мелки + акварель. | Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Воспитывать интерес, аккуратность. | Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. | |||
Март | |||||||
1 | «Весёлый осьминог» | Рисование ладошками. | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Листы белой бумаги размером 20*20. Гуашь синего цвета. | |||
2 | «Бабочка» | Рисование ватными пальчиками, тампонирование. | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек. | |||
3 | «Мое любимое животное» | Техника тычка. | Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное | Готовые формы животных | |||
4 | «Божьи коровки на лужайке» | Рисование пальчиками. | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках. | |||
Апрель | |||||||
1 | «Петушок-золотой гребешок» (коллективная работа) | Техника бумагопластики. | Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). | Силуэт петушка, клей, салфетки. | |||
2 | «Два жадных медвежонка» | Оттиск смятой бумагой, ватные палочки. | Учить рисовать животных. | Газета, ватные палочки, Бумага размером 1\2 альбомного листа, коричневая гуашь. | |||
3 | «Ночь и звезды» | Рисование манкой, скатывание салфеток. | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки. | |||
4 | «Жили у бабуси два веселых гуся» | Рисование ладошкой. | Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали. | Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей. | |||
5 | «Морковка» | Рисование пальчиком. | Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации.
| Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого и зелёного цвета. | |||
Май | |||||||
1 | «Красивые цветы для пчелки» | Рисование ладошкой. | Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение. | Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки. | |||
2 | «Одуванчик» | Рисование пальчиком. | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета. |
Список используемой литературы:
Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М.: Просвещение, 2004 г.
Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
«Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство — детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
Никологорская О.А. «Волшебные краски», М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004 г.
Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. (Серия «Вместе с детьми».)
И.А. Лыкова «Цветные ладошки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-202944-1360741986.jpg)
План работы кружка "Умелые ручки" с детьми старшего дошкольного возраста
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-492980-1603661492.jpg)
Перспективный план работы кружка по ручному труду «Мастерилка». Младший дошкольный возраст.
Цель кружка: способствовать развитию творческой активности, трудовых навыков, художественного вкуса, помочь детям проявить свои творческие способности в различных видах художественной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-553720-1419060534.jpg)
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
Разработтанный и опробированный перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/11/picture-632219-1431367066.jpg)
План работы кружка «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста
План работы кружка «Веселые пальчики»для детей младшего дошкольного возраста Все движения организма и речевая деятельность имеют единые меха...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692356-1445324315.jpg)
Перспективный план работы по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование по речевому развитию в группе среднего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-976614-1511267725.jpg)
План работы кружка "Веселые пальчики" для детей младшего дошкольного возраста на 2017-18 уч.г.
Кружок организован в младшей группе «Мир Диснея» с сентября по май 2017-18 уч.г. Кружок проводится 1 раз в неделю.Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэт...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/28/picture-1026058-1522247169.jpg)
Рабочая программа кружка «Радужные капельки» с детьми раннего дошкольного возраста.
Программа кружка «Весёлые ладошки», знакомит детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной ...