План по самообразованию воспитателя. Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
методическая разработка
План по самообразованию воспитателя на тему: "Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"
Цель: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 91.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Родничок»
ПЛАН
по самообразованию воспитателя
Богатыревой Анны Владимировны
на 2020 – 2023 учебный год
Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
п. Междуреченский
«… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
(В. А. Сухомлинский)
Учёными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и
наоборот.
И многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Я, конечно же, поддерживаю тех, кто обращает внимание на развитие моторики рук с самого раннего возраста. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Вот потому я решила начинать это важное направление с детьми дошкольного возраста и, конечно же, профессионально развиваться самой.
Цель: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
- Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
- Формирование речевых навыков у детей дошкольного возраста;
- Интеллектуальное развитие детей;
- Обогащение родительского опыта в воспитании детей по данному направлению.
Этапы работы
Учебный год | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат | ||
Определение проблемных вопросов | по | Список проблемных | |||
выбранному направлению | Сентябрь | вопросов | |||
2020- | Изучить и проанализировать научную, | Библиографический | |||
2021 | методическую, практическую литературу по | Сентябрь | список по данному | ||
выбранной тематике | направлению | ||||
Провести анализ предметно-пространственной | Сентябрь | Список необходимых | |||
развивающей среды в группе | дидактических игр и | ||||
материалов по | |||||
направлению | |||||
Изготовить игры и методические пособия с | В | течение | Игры и методические | ||
привлечением родительской общественности | года | пособия | |||
группы | |||||
Изучение темы: «Пальчиковые игры как | Октябрь | Оформление папки – | |||
средство развития речи детей. | передвижки на тему: | ||||
Подбор материала по теме «Пальчиковые | «С пальчиками играем, | ||||
игры», согласно лексическим темам | речь развиваем». | ||||
планирования» | |||||
Составление тематического планирования и | Составлен план | ||||
включение в него работы по данному | Октябрь | ||||
направлению | |||||
Ознакомление с опытом реализации развития | Комплексы | ||||
моторики рук у педагогов МАДОУ ДСКВ «Родничок» | Октябрь- | упражнений и итр | |||
ноябрь | |||||
Выявление детей особо нуждающихся в | Выявлена группа детей | ||||
занятиях для индивидуальной работы | |||||
Апробировать изученные материалы | и | Ноябрь – | Реализация программ и | ||
программы с подгруппами детей | и | Апрель | комплексов | ||
индивидуально | упражнений | ||||
Проведение открытого занятия для анализа со | Март | Отзывы коллег | |||
стороны коллег | |||||
Оформление выставки творческих работ детей | Выставка | ||||
Апрель | «Цветные ладошки» | ||||
Анализ эффективности проведенной работы | Июнь | Самоанализ | |||
проведенной работы | |||||
Обследование уровня развития мелкой | Август | Выявление проблем по | |||
2021- | моторики и речевого развития детей | результатам | |||
2022 | Диагностики и | ||||
составление | |||||
предварительного | |||||
плана по реализации | |||||
дальнейших | |||||
мероприятий | |||||
Проведение необходимых мероприятий по | Сентябрь-май | Корректировка | |||
развитию мелкой моторики детей | мероприятий | ||||
Дополнительно изучить способы организации | Сентябрь- | Материалы по | |||
совместной деятельности взрослого и детей и | апрель | результатам изучения | |||
самостоятельной деятельности детей не только | опыта работы |
в рамках непосредственно образовательной | педагогов-стажистов | ||||
деятельности, но и при проведении режимных | |||||
моментов у педагогов с большим опытом | |||||
работы в данном направлении | |||||
Изготовить игры и методические пособия | В | течение | Игры, методические | ||
года | пособия | ||||
Разработать советы, рекомендации, буклеты по | В | течение | Рекомендации, | ||
проведению воспитательно-образовательной | года | буклеты, памятки | |||
работы | |||||
Реализация мероприятий после корректировки | Октябрь – | Реализованы | |||
Апрель | соответствующие | ||||
мероприятия согласно | |||||
плану | |||||
Обследование уровня развития | мелкой | Май | Результаты | ||
моторики и речевого развития детей | диагностики | ||||
Организация выставок творческих работ детей | Ежемесячно | Выставки | |||
совместно с родителями и педагогами | |||||
Анализ эффективности проведенной работы | Июнь | Самоанализ | |||
проведенной работы | |||||
Обобщение и распространение опыта на | Июнь | Методический | |||
основе проведенной работы | материал | ||||
2022- | Обследование уровня развития | мелкой | Сентябрь | Результаты | |
2023 | моторики и речевого развития детей | диагностики | |||
Изучение методической литературы по | В | течение | Библиографический | ||
развитию графомоторных навыков детей | года | список по данному | |||
направлению | |||||
Планирование деятельности по развитию | Сентябрь | План работы | |||
мелкой моторики детей старшего дошкольного | |||||
возраста в соответствии с комплексно- | |||||
тематическим планированием | |||||
Проведение мероприятий в процессе | В | течение | Систематический | ||
непосредственно образовательной | года | анализ динамики | |||
деятельности, режимных моментах и в | развития детей и | ||||
свободной деятельности детей по развитию | соответствующая | ||||
мелкой моторики | корректировка плана | ||||
Организация мероприятий в процессе | В | течение | Корректировка планов | ||
непосредственно образовательной | года | в соответствии с | |||
деятельности, подгрупповых и | динамикой развития | ||||
индивидуальных занятий по развитию | детей. | ||||
графомоторных навыков детей | Рекомендации | ||||
родителям | |||||
Организация выставок творческих работ детей | В | течение | Участие в конкурсах | ||
совместно с родителями и педагогами | года | различного уровня | |||
Итоговое обследование уровня развития | Май | Результаты | |||
мелкой моторики и речевого развития детей | диагностики | ||||
Рекомендации | |||||
родителям на летний | |||||
период | |||||
Итоговое мероприятие | Май | Самоанализ | |||
деятельности | |||||
Комплект | |||||
дидактических |
материалов | по | теме | ||||
2019- 2020 | Проведение мониторинга развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. | Сентябрь | Анализ результатов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей | |||
Цель данного этапа: Способствовать общему развитию детей, формировать предпосылки учебной деятельности, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, ручной умелости, подготовить к формированию графического навыка; познакомить с основными правилами красивого письма. Для достижения цели поставлены следующие задачи: Обучающие - Научить детей ориентироваться в тетради (в строке и в клетках) и на листе бумаги. Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения и написания элементов букв. Развивающие - Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев. Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку. Воспитательные - Формировать эстетическое восприятие, аккуратность, усидчивость и самостоятельность. | ||||||
Составление тематического планирования в соответствии с возрастом и включение в него работы по данному направлению | Сентябрь | Тематический план | ||||
Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей | В года | течение | Список материалов и методической литературы со ссылками в интернете | |||
Ознакомление родителей с задачами по развитию мелкой моторики, с перспективным планом работы на 2019-2020 учебный год | Октябрь | Памятки родителей | для | |||
Подготовить различный раздаточный дидактический материал, в том числе с помощью родителей | В года | течение | Комплект дидактических материалов | |||
Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками | В года | течение | Результаты наблюдений | |||
Штриховка, графические упражнения с постепенным усложнением | В года | течение | Работы детей | |||
Рисование по клеточкам по слуховому восприятию | Март-май | Работы детей | ||||
Предоставление детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности | В года | течение | Результаты наблюдений |
Приглашение родителей на выставки детских работ | 1 раз в месяц | Выставки детских работ | |
Итоговое обследование уровня развития мелкой моторики и речевого развития детей | Май | Результаты диагностики Рекомендации родителям на летний период | |
Анализ эффективности проведенной работы | Июнь | Самоанализ проведенной работы |
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме.
- Изучение теоретических основ формирования речи детей раннего и дошкольного возраста.
- Изучение особенностей становления речи детей на ранних и дошкольных этапах детства.
- Создание картотеки пальчиковых игр.
- Ознакомление родителей с задачами данного направления, с перспективным планом.
- Консультативная помощь родителям.
- Приглашение родителей к взаимодействию по данной теме и вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс.
Взаимодействие с родителями
- Индивидуальные беседы.
- Рекомендации родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
- Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
«Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры».
- Ширма - передвижка «Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста».
- Буклеты с подборками пальчиковых игр.
- Привлечение к сотрудничеству: пополнение необходимого дидактического материала для занятий (бусины, гофрированная бумага, различные виды круп, природный материал т.д.).
Для развития мелкой моторики детей в группе необходимо иметь следующий раздаточный дидактический материал:
- Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего».
- Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, нитки, проволока…)
- Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков…
- Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
- Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки.
- Тетради в клетку, линейки, тетради на печатной основе с заданиями.
- Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов.
- Всевозможные шнуровки.
Работу по данному направлению выстроена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения, с учетом интеграции образовательных областей и видов детской деятельности.
На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение и для развития творчества детей. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев.
Форма отчета по проделанной работе: Выставка детских работ
Список литературы
Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб.: Сага, 2002
Крупенчук О.И. Развиваем пальчики – развиваем речь СПб, 2009 Парамонова Л.А., Трифонова Е.В. Мониторинг достижения детьми
планируемых результатов основной программы (Истоки) - М.: ТЦ Сфера, 2013
Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр - Волгоград: Учитель, 2014
Н.А. Кнушевицкая Стихи, загадки, игры по лексическим темам - СПб:
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
Девятова О.Е., Л.Н. Прохорова Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2. Готовность детей к обучению в школе - М.: Национальный книжный центр, 2013
Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом - Волгоград: Учитель, 2015
Олейников С.П., Телюкова Г.Г. Компакт-диск. Мониторинг развития детей 3 – 7 лет - Волгоград: Учитель,2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему: "Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"
Данный материал- план самообразования по теме "Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников". Цель данной работы: повышение своего теоретического уровня и профессиональной ко...
План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018
План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018...
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)
Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)». Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профе...
План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2020–2021
План самообразован ия 2020-2021 г....
План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы на 2021-2022год. Тема «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тон...
Самообразование по теме: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)».
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. ...
Самообразование воспитателя по теме "Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей"
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников . Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....