План по самообразованию воспитателя. Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
методическая разработка

Анна Владимировна Богатырева

План по самообразованию воспитателя на тему: "Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"

Цель: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.

     Задачи:

  • Сочетать   игры   и    упражнения   для   тренировки   пальцев   с    речевой деятельностью детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
  • Повысить  компетентность   родителей   в   значимости   пальчиковых  игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx91.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида «Родничок»

ПЛАН

 по самообразованию воспитателя

Богатыревой Анны Владимировны

на 2020 – 2023 учебный год

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики  у дошкольников»

C:\Users\Пользователь\Downloads\miVgE_OdeO2G9bWG2qErYHIYb-FbGYbFr5vMOFl9ZW6K90TvOkRQxLM1RRmtgJGRB6C8x9qZ.jpg

п. Междуреченский

«… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

(В. А. Сухомлинский) 

         Учёными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и

наоборот.

И многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Я, конечно же, поддерживаю тех, кто обращает внимание на развитие моторики рук с самого раннего возраста. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей,  становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Вот потому я решила начинать это важное направление с детьми дошкольного возраста и, конечно же, профессионально развиваться самой.

Цель: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

  • Сочетать        игры        и        упражнения        для        тренировки        пальцев        с        речевой деятельностью детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
  • Повысить        компетентность        родителей        в        значимости        пальчиковых        игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:

  • Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
  • Формирование речевых навыков у детей дошкольного возраста;
  • Интеллектуальное развитие детей;
  • Обогащение        родительского        опыта        в        воспитании        детей        по        данному направлению.

Этапы работы

Учебный

год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

Определение        проблемных        вопросов

по

Список        проблемных

выбранному направлению

Сентябрь

вопросов

2020-

Изучить        и        проанализировать        научную,

Библиографический

2021

методическую, практическую литературу по

Сентябрь

список        по        данному

выбранной тематике

направлению

Провести анализ предметно-пространственной

Сентябрь

Список        необходимых

развивающей среды в группе

дидактических        игр        и

материалов        по

направлению

Изготовить игры и методические пособия с

В

течение

Игры и методические

привлечением родительской общественности

года

пособия

группы

Изучение   темы:   «Пальчиковые        игры как

Октябрь

Оформление папки –

средство развития речи детей.

передвижки на тему:

Подбор        материала        по        теме        «Пальчиковые

«С пальчиками играем,

игры»,        согласно        лексическим        темам

речь развиваем».

планирования»

Составление тематического планирования и

Составлен план

включение        в        него        работы        по        данному

Октябрь

направлению

Ознакомление с опытом реализации развития

Комплексы

моторики рук у педагогов МАДОУ ДСКВ «Родничок»

Октябрь-

упражнений и итр

ноябрь

Выявление        детей        особо        нуждающихся        в

Выявлена группа детей

занятиях для индивидуальной работы

Апробировать        изученные        материалы

и

Ноябрь –

Реализация программ и

программы        с        подгруппами        детей

и

Апрель

комплексов

индивидуально

упражнений

Проведение открытого занятия для анализа со

Март

Отзывы коллег

стороны коллег

Оформление выставки творческих работ детей

Выставка

Апрель

«Цветные ладошки»

Анализ эффективности проведенной работы

Июнь

Самоанализ

проведенной работы

Обследование        уровня        развития        мелкой

Август

Выявление проблем по

2021-

моторики и речевого развития детей

результатам

2022

Диагностики и

составление

предварительного

плана        по        реализации

дальнейших

мероприятий

Проведение        необходимых        мероприятий        по

Сентябрь-май

Корректировка

развитию мелкой моторики детей

мероприятий

Дополнительно изучить способы организации

Сентябрь-

Материалы        по

совместной деятельности взрослого и детей и

апрель

результатам        изучения

самостоятельной деятельности детей не только

опыта        работы

в рамках   непосредственно   образовательной

педагогов-стажистов

деятельности, но и при проведении режимных

моментов у педагогов   с   большим опытом

работы в данном направлении

Изготовить игры и методические пособия

В

течение

Игры,        методические

года

пособия

Разработать советы, рекомендации, буклеты по

В

течение

Рекомендации,

проведению        воспитательно-образовательной

года

буклеты, памятки

работы

Реализация мероприятий после корректировки

Октябрь –

Реализованы

Апрель

соответствующие

мероприятия согласно

плану

Обследование        уровня        развития

мелкой

Май

Результаты

моторики и речевого развития детей

диагностики

Организация выставок творческих работ детей

Ежемесячно

Выставки

совместно с родителями и педагогами

Анализ эффективности проведенной работы

Июнь

Самоанализ

проведенной работы

Обобщение        и        распространение        опыта        на

Июнь

Методический

основе проведенной работы

материал

2022-

Обследование        уровня        развития

мелкой

Сентябрь

Результаты

2023

моторики и речевого развития детей

диагностики

Изучение        методической        литературы        по

В

течение

Библиографический

развитию графомоторных навыков детей

года

список        по        данному

направлению

Планирование        деятельности        по        развитию

Сентябрь

План работы

мелкой моторики детей старшего дошкольного

возраста        в        соответствии        с        комплексно-

тематическим планированием

Проведение        мероприятий        в        процессе

В

течение

Систематический

непосредственно        образовательной

года

анализ        динамики

деятельности,        режимных        моментах        и        в

развития        детей        и

свободной деятельности детей по развитию

соответствующая

мелкой моторики

корректировка плана

Организация        мероприятий        в        процессе

В

течение

Корректировка планов

непосредственно        образовательной

года

в        соответствии        с

деятельности,        подгрупповых        и

динамикой        развития

индивидуальных        занятий        по        развитию

детей.

графомоторных навыков детей

Рекомендации

родителям

Организация выставок творческих работ детей

В

течение

Участие        в        конкурсах

совместно с родителями и педагогами

года

различного уровня

Итоговое        обследование        уровня        развития

Май

Результаты

мелкой моторики и речевого развития детей

диагностики

Рекомендации

родителям на   летний

период

Итоговое мероприятие

Май

Самоанализ

деятельности

Комплект

дидактических

материалов

по

теме

2019-

2020

Проведение мониторинга развития мелкой моторики детей старшего дошкольного

возраста.

Сентябрь

Анализ        результатов диагностики        уровня

развития        мелкой моторики у детей

Цель данного этапа: Способствовать общему

развитию детей, формировать предпосылки учебной деятельности, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического        опыта,        ручной умелости, подготовить к формированию графического навыка; познакомить с основными правилами красивого письма.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Обучающие - Научить детей ориентироваться в тетради (в строке и в клетках) и на листе бумаги. Познакомить с основными        правилами        штриховки, раскрашивания, обведения и написания элементов букв.

Развивающие - Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев. Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.

 Воспитательные - Формировать эстетическое восприятие, аккуратность,

усидчивость и самостоятельность.

Составление тематического планирования в

соответствии с возрастом и включение в него работы по данному направлению

Сентябрь

Тематический план

Следить за новыми разработками, пособиями,

литературой в области развития мелкой моторики у детей

В

года

течение

Список материалов и

методической литературы        со

ссылками в интернете

Ознакомление родителей с задачами по

развитию мелкой моторики, с перспективным планом работы на 2019-2020 учебный год

Октябрь

Памятки

родителей

для

Подготовить различный раздаточный дидактический материал, в том числе с

помощью родителей

В

года

течение

Комплект дидактических

материалов

Пальчиковая гимнастика, работа со счетными

палочками

В

года

течение

Результаты

наблюдений

Штриховка, графические упражнения с

постепенным усложнением

В

года

течение

Работы детей

Рисование по клеточкам по слуховому

восприятию

Март-май

Работы детей

Предоставление детям возможность закреплять полученные знания и умения в

самостоятельной деятельности

В

года

течение

Результаты наблюдений

Приглашение родителей на выставки детских

работ

1 раз в месяц

Выставки        детских

работ

Итоговое обследование уровня развития

мелкой моторики и речевого развития детей

Май

Результаты

диагностики Рекомендации родителям на летний период

Анализ эффективности проведенной работы

Июнь

Самоанализ

проведенной работы

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме.
  • Изучение        теоретических        основ        формирования        речи        детей        раннего        и дошкольного возраста.
  • Изучение особенностей становления речи детей на ранних и дошкольных этапах детства.
  • Создание картотеки пальчиковых игр.
  • Ознакомление        родителей        с        задачами        данного        направления,        с перспективным планом.
  • Консультативная помощь родителям.
  • Приглашение родителей к взаимодействию по данной теме и вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс.

Взаимодействие с родителями

  • Индивидуальные беседы.
  • Рекомендации родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
  • Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

«Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры».

  • Ширма - передвижка «Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста».
  • Буклеты с подборками пальчиковых игр.
  • Привлечение к сотрудничеству: пополнение необходимого дидактического материала для занятий (бусины, гофрированная бумага, различные виды круп, природный материал т.д.).

Для развития мелкой моторики детей в группе необходимо иметь следующий раздаточный дидактический материал:

  • Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего».
  • Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, нитки, проволока…)
  • Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков…
  • Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
  • Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки.
  • Тетради в клетку, линейки, тетради на печатной основе с заданиями.
  • Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов.
  • Всевозможные шнуровки.

Работу по данному направлению выстроена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения, с учетом интеграции образовательных областей и видов детской деятельности.

На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение и для развития творчества детей. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев.

Форма отчета по проделанной работе: Выставка детских работ

 Список литературы

Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб.: Сага, 2002

Крупенчук О.И. Развиваем пальчики – развиваем речь СПб, 2009 Парамонова Л.А., Трифонова Е.В. Мониторинг достижения детьми

планируемых результатов основной программы (Истоки) - М.: ТЦ Сфера, 2013

Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр - Волгоград: Учитель, 2014

Н.А. Кнушевицкая Стихи, загадки, игры по лексическим темам - СПб:

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

Девятова О.Е., Л.Н. Прохорова Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2. Готовность детей к обучению в школе - М.: Национальный книжный центр, 2013

Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом - Волгоград: Учитель, 2015

Олейников С.П., Телюкова Г.Г. Компакт-диск. Мониторинг развития детей 3 – 7 лет - Волгоград: Учитель,2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему: "Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"

Данный материал- план самообразования по теме "Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников". Цель данной работы: повышение своего теоретического уровня и профессиональной ко...

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)». Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профе...

План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы на 2021-2022год. Тема «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тон...

Самообразование по теме: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)».

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.                ...

Самообразование воспитателя по теме "Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей"

Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников . Повышение своего теоретического  уровня, профессионального мастерства и компетентности....