Самообразование воспитателя по теме "Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей"
методическая разработка (младшая группа)
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников . Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_vospitatelya_2oy_ml._gruppy_palchikovye_igry.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Город детства»
План работы по самообразованию воспитателя
второй младшей группы
на 2021-2022 год.
Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи
и мелкой моторики у детей»
Воспитатель:
Григорьева Наталья Александровна
Дрожжино
2021-2022
Тема самообразования:
«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский
Цель самообразования по теме: Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи самообразования:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
- Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр и гимнастик.
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиков игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Актуальность: На начальном этапе жизни детей, именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Методы и приемы работы
- 1.Массаж кистей рук.
- 2 Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала
- (семена, крупы, ракушки и т. д.) нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем.
Предполагаемый результат
Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей.
Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качество речи.
Перспективный план на 2021-2022 учебный год
- Теоретический этап
Изучение учебно-методической литературы.
Анищенко. Е. С «Пальчиковая гимнастика для развития речи» Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь» Бардышева . Т. Ю. «Здравствуй пальчик. Пальчиковые игры. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Ермакова. И . А. «Развиваем мелкую моторику у малышей в течение года»
- Практический этап
Диагностика уровня развития мелкой моторики. Создание картотеки пальчиковых игр. Заучивание пальчиковых игр. Оформление папки передвижки «Игры с пальчиками» Подбор и разработка дидактических игр. Консультации для родителей.
- Заключительный этап.
Анализ работы по теме самообразования.
Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.
Выявить положительные результаты проделанной работы. Проанализировать недостатки.
№ | Содержание работы | Сроки реализации | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) | |
1 | Изучение литературы по теме самообразования | Сентябрь | Учебная литература, методические пособия, и др. | |
2 | Написание плана работы на год | Сентябрь | Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования | |
3 | Создание картотеки пальчиковых и дидактических игр | Сентябрь | Подбор и разработка дидактических игр, учитывая возрастные особенности детей | |
4 | Проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук | Сентябрь | Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод исследования, наблюдения, упражнения. | |
5 | Индивидуальная работа с детьми (лепка) | Октябрь | Творческая выставка | |
6 | Консультации для родителей | Октябрь | Презентация, текстовой материал | |
7 | Разучивание пальчиковых игр «Осень», «Ёж», «Овощи» | Октябрь | Текстовой материал | |
Разучивание новых пальчиковых игр. «Капуста», «Зайка», «Фрукты» | Ноябрь | Текстовой материал | ||
8 | Консультации для родителей | Ноябрь | Оформление папки передвижки «Игры с пальчиками | |
9 | Индивидуальная работа с детьми (аппликация) | Ноябрь | Творческая выставка | |
10 | Дидактические игры | Ноябрь | Конструктор, «Чудесный мешочек», «Прищепки» | |
11 | Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи | Декабрь | Текстовой материал | |
12 | Игры со счѐтными палочками (Дети выполняют из них различные фигурки) | Декабрь | Текстовой материал | |
13 | Разучивание новых пальчиковых игр. «Елка», «Снежок», «Замок» | Декабрь | Текстовой материал | |
14 | Индивидуальная работа с детьми (лепка) | Декабрь | Творческая выставка | |
15 | Создание картотеки игр с массажными мячиками | Декабрь | Текстовой материал | |
16 | Игры с массажными мячиками «Ёжик», «Орех» | Январь | Текстовой материал | |
17 | Консультация для родителей «Крупная польза мелкой моторики» | Январь | Презентация, текстовой материал | |
18 | Дидактические игры | Январь | «Разрезные картинки», «Сухой бассейн» «Помоги развесить одежду» | |
19 | Веселые упражнения с карандашами. | Январь | Текстовой материал. Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками | |
20 | Заучивание пальчиковых игр «Медведь», «Белка» | Февраль | Текстовой материал | |
21 | Заучивание игр с массажными мячиками «Шарик», «Иголки» | Февраль | Текстовой материал | |
22 | Настольные игры | Февраль | «Мозаика», «Разрезные картинки», «Выложи дом из цветных геометрических фигур», игры со счетными палочками | |
23 | Заучивание пальчиковых игр «Перчатка», «Зима», «Человечек» | февраль | Текстовой материал | |
24 | Индивидуальная работа с детьми (аппликация) | Февраль | Творческая выставка | |
25 | Игры с массажными мячиками «Горка», «Месим тесто» | Март | Текстовой материал | |
26 | Памятка для родителей «Наши пальчиковые игры» | Март | текстовой материал | |
27 | Дидактические игры | Март | «Пазлы», «шнуровки», «Бусы для мамы» | |
28 | Заучивание пальчиковых игр «Весна», «Уточка» | Март | Текстовой материал | |
29 | Веселые упражнения с карандашами. Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками | Апрель | Текстовой материал | |
30 | Индивидуальная работа с детьми (лепка) | Апрель | Творческая выставка | |
31 | Заучивание пальчиковых игр «У дорожки дуб растет», «Пчела», «Кап, кап, кап» | Апрель | Текстовой материал | |
32 | Дидактические игры из счетных палочек «Солнце светит «ярко-ярко» | Апрель | Текстовой материал | |
33 | Дидактические игры | Май | Пазлы, шнуровки, «Бусы для мамы» | |
34 | Проведение контрольного диагностического исследования | Май | используя метод наблюдения, упражнения | |
Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук | ||||
35 | Анализ работы по теме самообразования | Май | Текстовой материал |
Вывод: При выполнении пальчиками различных упражнений, у ребенка хорошо развивается мелкая моторика рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Литература
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –АСТ,
2011-64с
- Бардышева . Т. Ю. «Здравствуй пальчик». Пальчиковые игры. –М- «Карапуз» 2007-18с
- Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М:ТЦ Сфера, 2006-64с
- Ермакова. И . А. «Развиваем мелкую моторику у малышей в течение года» -СПб:Изд.дом. «Литера»; 2006-18с
- Ивлев. С. В. Занимательные задачки. –М: Мой мир, 2008-256с
- Крупенчук. О. И. Пальчиковые игры СПб: Изд. дом «Литера», 2007-96с
- Никитина. А. В. 29 Лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 4 лет –СПб:КАРО, 2008-96С
- Пименова. Е.П. Пальчиковые игры –Ростов-на –Дону: Феникс , 2007-211с
- Рымчук. Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малышей Ростов-на –Дону: Владис: М:РИПОЛ классик, 2008-320с
- Соколова. Ю.А. Игры с пальчиками – М: «ЭКСМО»,2006-25С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему: "Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"
Данный материал- план самообразования по теме "Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников". Цель данной работы: повышение своего теоретического уровня и профессиональной ко...
план самообразования «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»...
План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы на 2021-2022год. Тема «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тон...
Отчёт по теме самообразования «Пальчиковые игры -основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи? Чтобы ответить на эт...
Самообразование по теме: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)».
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. ...
План по самообразованию воспитателя. Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
План по самообразованию воспитателя на тему: "Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"Цель: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых и...
Самообразование: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
Цель самообразования по теме:-Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности...