Самообразование по теме: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)».
рабочая программа (младшая группа)

Кузьменко И.Н.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.                                                                           Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  познавательно-речевого  развития  воспитанников

№ 25 «Солнышко»  села  Покойного  Буденновского  района»

Утверждаю:

Заведующий   МДОУ д/с № 25

«Солнышко» с. Покойного  

                                                                                                                                                                  _________ Г.В. Овчаренко        

воспитателя Кузьменко Иллоны Николаевны

По теме: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)».

 

2022-2023 учебный год. 

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

И так разберёмся, что же такое мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, наклеивать, лепить, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека. Дети с плохо развитой мелкой моторики пальчиков, неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, трафаретами, и даже пальчиковыми красочками, перебирать мелкие зернышки. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. Также развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание, и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель:

  - повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

Задачи:

- Разработать и подобрать правильные пальчиковые игры, а также и дидактические игры на улучшение мелкой моторики, координации движения кистей, разработать пальчики;

- Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

- Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;  -  Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

 

Сроки работы

Формы работы

Практические выходы

Сентябрь

Пальчиковые игры: «Ладошки», «Построим дом», «Пароход», «Семья», «Чайки». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»

Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка», игра со шнурками.

Массаж пальцев и кистей рук с помощью султанчиков.

Подбор материала, ознакомление, этот пальчик - я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

Привлечение родителей к работе по оформлению уголков в группе.

Октябрь

«Развитие мелкой моторики

у детей раннего возраста» Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», «Осень.

Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки. Подержим предметы нетрадиционные в руках спортивные».

Текстовый материал

Ноябрь

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Составление картотеки пальчиковых игр

Текстовый материал

Декабрь, течений года

1) Рисование с использование нетрадиционных техник рисование, кончиками пальцев, использование дополнительных предметов.

2) Разучивание пальчиковых игр

3) «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» советы родителям

Текстовой материал, консультация для родителей

Январь, в течений года

Учить детей играм по мелкой моторики (сортировка различных круп, мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, игра с резиночками, шнуровка, застёгивание молний, игра с пластмассовыми яичками из киндера, игры с карандашами, работа с пластилином, кинетическим песком).

Текстовой материал

Февраль

Пальчиковые игры разучивание: «большая стирка», «помошники». Цель пальчиковых игр: формировать у детей положительный настрой на игру, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: деревянные игрушки со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, резинок.

Март- апрель

Научить детей пользоваться пальчиковым театром, зверюшками с дырочками

Цель: развивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость.

Пальчиковая гимнастика  Цель: разучивать с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами («Молоточек», «тук -тук -тук»)

Текстовый материал

Систематически

Участие в конкурсах, конференциях, и т.д.

Сертификаты, дипломы участника

В течении года

Прохождение курсов повышения квалификации

Удостоверение о прохождении КПК

Систематически

Добиваться активного и результативного участия воспитанников в конкурсах

Май

Провести игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа).

Цель: развивать мелкую моторику и речь.

-Конструирование: «Паровозик из ракушек и пуговиц», «Машинка из пуговиц и ракушек», различных зверюшек, рыбок.

 

 

 

 

Список используемой литературы

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Т.А Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» Москва «Издательство Эксмо», 2007 год.

С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет»

Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.

Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему: "Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"

Данный материал- план самообразования по теме "Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников". Цель данной работы: повышение своего теоретического уровня и профессиональной ко...

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)». Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профе...

План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы на 2021-2022год. Тема «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тон...

План по самообразованию воспитателя. Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

План по самообразованию воспитателя на тему: "Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"Цель: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых и...

Тема самообразования: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Тема самообразования:«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»...