Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются. Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Итак, что же такое агрессия?
Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Виды агрессии:
· физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
· вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
· прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
· косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топотании ногами, битье кулаками по столу);
· инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;
· враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными.
· стремление занять лидерские позиции;
· желание владеть предметом, которым владеют другие дети;
· ревность;
· замечание или наказание;
· чувство голода;
· повышенная утомляемость;
· скука, желание привлечь к себе внимание;
· давление родителей;
· впечатлительность, эмоциональная нестабильность;
· чувство неполноценности.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
· скандалы в семье
· применение физической силы во время семейных ссор (драки)
· грубое, жестокое обращение с ребенком
· привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.
· просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах
· одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.
· Отказывается от коллективной игры.
· Слишком говорлив.
· Чрезмерно подвижен.
· Не понимает чувств и переживаний других детей.
· Часто ругается со взрослыми.
· Создает конфликтные ситуации.
· Перекладывает вину на других.
· Суетлив.
· Импульсивен.
· Часто дерется.
· Не может адекватно оценить свое поведение.
· Имеет мускульное напряжение.
· Часто специально раздражает взрослых.
· Мало и беспокойно спит
Методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей.
· В первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и использованием игр.
· Психогимнастика
· Релаксация
· Проектное рисование.
Система педагогической работы по данному вопросу направлена на снижение проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному.
Задачи:
· Снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;
· Формировать эмоциональное осознание своего поведения ;
· Обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий , поступков , эмоциональных состояний ;
· Формировать социально приемлемые , адекватные способы выражения гнева и агрессивности ;
· Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;
· Развивать коммуникативные стороны общения , обогатить опыт общения навыками конструктивного , адекватного поведения;
· Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Реализация системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников проводится по трём направлениям:
· работа с детьми (сюжетно- ролевые игры; игровые упражнения, этюды, инсценировки, психогимнастика, танцевальные упражнения, индивидуальные занятия)
· работа с родителями (беседы, консультации, родительские собрания, тренинги, рекомендации, индивидуальная работа)
· работа с педагогами (беседы, консультации; тренинги, рекомендации, индивидуальная работа, педсоветы, круглые столы, анкетирование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_agressivnogo_povedeniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются. Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Итак, что же такое агрессия?
Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Виды агрессии:
- физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
- вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
- прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
- косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топотании ногами, битье кулаками по столу);
- инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;
- враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными.
- стремление занять лидерские позиции;
- желание владеть предметом, которым владеют другие дети;
- ревность;
- замечание или наказание;
- чувство голода;
- повышенная утомляемость;
- скука, желание привлечь к себе внимание;
- давление родителей;
- впечатлительность, эмоциональная нестабильность;
- чувство неполноценности.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
- скандалы в семье
- применение физической силы во время семейных ссор (драки)
- грубое, жестокое обращение с ребенком
- привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.
- просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах
- одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.
- Отказывается от коллективной игры.
- Слишком говорлив.
- Чрезмерно подвижен.
- Не понимает чувств и переживаний других детей.
- Часто ругается со взрослыми.
- Создает конфликтные ситуации.
- Перекладывает вину на других.
- Суетлив.
- Импульсивен.
- Часто дерется.
- Не может адекватно оценить свое поведение.
- Имеет мускульное напряжение.
- Часто специально раздражает взрослых.
- Мало и беспокойно спит
Методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей.
- В первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и использованием игр.
- Психогимнастика
- Релаксация
- Проектное рисование.
Система педагогической работы по данному вопросу направлена на снижение проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному.
Задачи:
- Снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;
- Формировать эмоциональное осознание своего поведения ;
- Обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий , поступков , эмоциональных состояний ;
- Формировать социально приемлемые , адекватные способы выражения гнева и агрессивности ;
- Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;
- Развивать коммуникативные стороны общения , обогатить опыт общения навыками конструктивного , адекватного поведения;
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Реализация системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников проводится по трём направлениям:
- работа с детьми (сюжетно- ролевые игры; игровые упражнения, этюды, инсценировки, психогимнастика, танцевальные упражнения, индивидуальные занятия)
- работа с родителями (беседы, консультации, родительские собрания, тренинги, рекомендации, индивидуальная работа)
- работа с педагогами (беседы, консультации; тренинги, рекомендации, индивидуальная работа, педсоветы, круглые столы, анкетирование)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...
Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста....
Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Статья "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Игровые технологии в коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной...
Семинар-практикум для педагогов по теме: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».
Агрессивные проявления в детской (особенно в подростковой, что еще и обусловлено возрастными особенностями) среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и ...
«Причины и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»
Состав семьи, социальное положение: Семья полная, благополучная, материально обеспеченная, два ребенка, младшему два года. Воспитанием ребенка в большей мере занимается мать. Мать имеет высшее об...
Программа по коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: агрессия -...