Гендерный подход в воспитании дошкольников. Методические рекомендации по изготовлению игрушек.
методическая разработка
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о половой роли или гендерной модели поведения, которой должен придерживаться человек, чтобы его определяли как девочку или мальчика, а в дальнейшем как женщину или мужчину.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе: деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_izgotovleniyu_igrushek.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерный подход в воспитании дошкольников. Методические рекомендации по изготовлению игрушек
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о половой роли или гендерной модели поведения, которой должен придерживаться человек, чтобы его определяли как девочку или мальчика, а в дальнейшем как женщину или мужчину.
В рамках гендерной социализации начиная с момента рождения ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной, т.е. происходит усвоение социально принятых моделей поведения, которые в данном обществе рассматриваются как мужские и женские. Таким образом, общество оказывает воздействие на человека, предлагая ему для воспроизведения жесткие полотипичные модели поведения. Усвоив эти модели поведения, человек воспроизводит их на практике. Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес.
Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребенка решающую роль играют и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своем обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причем женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот − маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе: деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия.
Методические рекомендации по изготовлению игрушек-самоделок
Одним из важных условий изготовления игрушек-самоделок является заготовка сырья. Сырье для игрушек-самоделок не купишь в магазине – его надо разыскивать. Если обычно, покупая в магазине товар, упаковку выбрасывают, то для того, чтобы сделать атрибут для игры, ее надо сохранить, внимательно рассмотреть и придумать, на что она похожа и какую игрушку можно сделать.
Запастись сырьем можно не выходя из дома – не выбрасывайте коробки, бутылочки, баночки, детали от игрушек, пришедших в негодность.
Бросовый материал, предоставляемый детям в самостоятельное пользование, должен быть безопасным (не токсичный, не вызывающий аллергию, без острых углов, не режущий руки); тщательно промытый и высушенный; доступен обработке (сгибаться, вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.); не вызывать чувство брезгливости, соответствовать моральным нормам – нельзя использовать пачки из-под сигарет, бутылки из-под пива и т.д.
Прежде чем приступить к работе, сырье или бросовый материал надо обработать. Пластик промойте в теплой воде с моющим средством, хорошо просушите. Картонные коробки обработайте тряпочкой, смоченной в растворе пищевой соды.
Нельзя использовать материал из стекла, жести и пластиковых емкостей из-под ядовитых веществ (бензин, машинное масло, кислота и др.).
Второе условие. Отведите место для постоянного хранения бросового материала.
Третье условие. Сформируйте у ребенка положительную мотивацию на изготовление игрушек из бросового материала.
Четвертое условие. Доброжелательное взаимодействие взрослых и детей.
Пятое условие. Активное включение игрушки-самоделки в игровую деятельность детей. Сделанная игрушка должна быть обыграна.
Шестое условие. Определите правила работы с детьми по изготовлению игрушек-самоделок.
Рукотворные игрушки для сюжетно-ролевых игр мальчиков
«Чемоданчик для хранения инструментов»
Используется в играх: «Слесарная мастерская», «ЖКХ», «Автомастерская», «Служба спасения», «Стройка».
Игровые действия: хранение инструментов, доставка их на объект.
Материалы: коробка из-под конфет с откидным верхом или бумажная коробка с ручкой и большой откидной крышкой, толстая веревка, скотч, бельевая резинка, нитки, самоклейка или цветная бумага.
Инструменты: ножницы, нож, иголка, клей ПВА, простой карандаш.
Этапы изготовления.
- Если это коробка из-под конфет, поставить ее так, чтобы крышка открывалась сбоку сверху вниз. На верхней узкой стороне основания коробки прорезать 2 отверстия для крепления ручки. Отрезать веревку размером 20 см и вставить в отверстия таким образом, чтобы проходила рука ребенка. Закрепить веревку изнутри коробки скотчем.
- Нарезать бельевую резинку по количеству инструментов, которые ребенок будет хранить в чемоданчике, таким образом, чтобы размер каждой части был больше на 2 см ширины инструмента.
- Расположить инструменты в чемоданчике, сделать разметку крепления резинки (наложить ее сверху инструмента и обвести концы простым карандашом). Пришить резинку к чемоданчику в местах предполагаемого крепления.
- Обклеить коробку бумагой или самоклейкой, выбрав цвет по желанию ребенка.
- Сделать на чемоданчике эмблему, вырезав из самоклейки силуэты инструментов (отвертка, молоток) и приклеить их на крышку.
«Пила»
Используется в играх: «Семья», «Стройка», «Служба спасения», «Слесарная мастерская», «ЖКХ», «Автосервис».
Игровые действия: резка досок, бревен, труб, железа.
Материалы: бутылка с ручкой из-под моющего средства «Калгонит», пластиковая бутылка, бутылка из-под йогурта «Данон», бутылка из-под шампуня, цветная самоклейка.
Инструменты: ножницы, скотч, шило, клей «Момент», фломастеры.
Этапы изготовления.
- Разрезать вдоль бутылку из-под шампуня, не доходя до резьбы 2 см. Вырезать по кругу зубчики симметрично у каждой половинки. Склеить половинки так, чтобы зубчики совпадали. Это лезвие пилы.
- На крышке бутылки из-под моющего средства сделать отверстие размером с горлышко бутылки из-под шампуня. Открутить крышку у бутылки из-под моющего средства, вставить туда горлышко бутылки из-под шампуня, закрутить его своей крышкой, а затем закрутить крышку на бутылке из-под моющего средства.
- Снять крышку с бутылки из-под дезодоранта. С одного бока бутылки из-под моющего средства сделать отверстие чуть меньшего размера, чем горлышко бутылки из-под дезодоранта. Вставить горлышко в отверстие. Это ручка пилы.
- У бутылки из-под йогурта отрезать крышку с небольшой частью горлышка (3см). Сама бутылка не потребуется. На бутылке из-под моющего средства сделать отверстие чуть меньшего размера, чем горлышко отрезанной бутылки ( с противоположной стороны от ручки). Вставить горлышко в отверстие пробкой наружу. Это переключатель скорости.
- Там, где ручка из черной самоклейки, вырезать и приклеить полоски параллельно друг другу. Это воздухосборник.
- Вокруг переключателя нарисовать цифры (скорость работы пилы).
- Из самоклейки вырезать кнопку включения и выключения, приклеить на узкую ручку бутылки.
- Закрепить с помощью скотча на пиле эмблему фирмы-изготовителя, которую можно вырезать из журнала или нарисовать.
«Автомобиль»
Используется в играх: «Семья», «Дорожное движение», «Автосалон», «Автомастерская», «ГАИ», «Такси» и т.д.
Игровые действия: ремонт, покупка, продажа, мойка, заправка бензином, перевозка груза или пассажиров.
Материалы: 2 коробки: большая и маленькая, цветная бумага или самоклейка.
Инструменты: ножницы, клей ПВА, цветная бумага или самоклейка, фломастеры.
Этапы изготовления.
- Обклеить коробки бумагой или самоклейкой, выбрав цвет по желанию ребенка. Подсказка! Верхнюю крышку у коробок можно отрезать, сделав их полыми. Тогда, играя, ребенок сможет складывать внутрь кабины права, ключи, документы, инструменты.
- Склеить коробки между собой следующим образом: большая внизу, маленькая вверху. Если у коробок оставлены отверстия, они должны находиться друг над другом. Подсказка! Если коробки обклеены бумагой, их можно покрыть лаком, тогда они дольше прослужат.
- Вырезать из белой бумаги или самоклейки лобовое стекло – овал или полуовал чуть меньше размера верхней коробки. Приклеить его к широкой стороне верхней коробки. Нарисовать фломастером дворники.
- На нижней коробке под лобовым стеклом вырезать из цветной бумаги и приклеить радиатор (параллельные полоски на черном прямоугольнике, равноудаленные друг от друга) и фары (круг из 2-х половинок – желтой и черной).
Рукотворные игрушки для сюжетно-ролевых игр девочек
«Электрическая плита»
Используется в играх: «Семья», «Детский сад», «Школа», «Кафе», «Ресторан», «Магазин».
Игровые действия: покупка, продажа, установка и ремонт плиты, приготовление пищи.
Материалы: коробка из-под конфет, 2 крышки от ведерка из-под майонеза, 4 бутылки из-под йогурта «Растишка», цветная самоклейка (блестящая, черная, красная), 2 пробки от лекарств, скотч.
Инструменты: ножницы, нож, клей «Момент».
Этапы изготовления.
- Обклеить коробку из-под конфет блестящей самоклейкой. Это основание плиты.
- На широкую сторону коробки приклеить крышки от ведерка из-под майонеза, расположив их симметрично. Это конфорки.
- Обклеить конфорки сверху черной самоклейкой. Вырезать из красной самоклейки красные круги и приклеить их в центр каждой конфорки.
- На боковую грань коробки напротив каждой из конфорок приклеить пробки от лекарств. Это регуляторы нагрева.
- У всех бутылок из-под йогурта срезать пробку с горлышком на одинаковом расстоянии. Это ножки плиты.
- На противоположной от конфорок стороне коробки на одинаковом расстоянии друг от друга вырезать отверстия для ножек плиты.
- Намазать основание каждой пробки клеем и вставит в отверстия.
- Закрепить с помощью скотча на плите эмблему фирмы-изготовителя, которую можно вырезать из журнала или нарисовать.
«Пылесос»
Используется в играх: «Семья», «Детский сад», «Служба быта», «Магазин бытовой техники».
Игровые действия: чистка, продажа, покупка ковров, мягкой мебели.
Материалы: пластиковая бутылка с ручкой (из-под кондиционера для белья или шампуня), пенопленовая труба, 2 колеса от машины на спице, большая пуговица, щетка для хозяйственных нужд, цветная самоклейка, эмблема фирмы-изготовителя пылесоса.
Инструменты: ножницы, шило, клей ПВА, жесткая алюминевая проволока.
Этапы изготовления.
- Расположить бутылку ручкой вверх – это ручка пылесоса. В нижней части сделать отверстия шилом с 2-х сторон на равном расстоянии. Вставит спицуи закрепить на ней колеса. Теперь пылесос будет ездить.
- В пробке бутылки вырезать отверстие по диаметру пенопленовой трубы.
- Вставить пенопленовую трубу в отверстие. Длина пенопленовой трубы должна соответствовать росту ребенка.
- Отступить 10 см от пробки бутылки и приклеить на клей ПВА пуговицу. Это переключатель режима работы.
- На конце пенопленовой трубы с помощью проволоки закрепить щетку.
- Украсить бутылку используя самоклейку.
- Приклеить эмблему фирмы-изготовителя пылесоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерный подход к воспитанию дошкольников
Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до ...
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному....
Презентация. Гендерный подход в воспитании дошкольников.
Презентация для родителей....
Гендерный подход в воспитании дошкольников
Все мы знаем, что мозг у мужчин и женщин с самого детства работает по-разному. С первых дней жизни процессы восприятия мира и анализ информации, очередность созревания психичес...
Гендерный подход в воспитании дошкольников
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола....
Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждениях.
Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и д...
"Особенности развития мальчиков и девочек. Гендерный подход в воспитании дошкольника".
Чем отличаются в своем развитии мальчики и девочки, какие подходы выбрать родителям и педагогам?...