Гендерный подход в воспитании дошкольников. Методические рекомендации по изготовлению игрушек.
методическая разработка

Дьяченко Клавдия Александровна

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о половой роли или гендерной модели поведения, которой должен придерживаться человек, чтобы его определяли как девочку или мальчика, а в дальнейшем как женщину или мужчину.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе: деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_izgotovleniyu_igrushek.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерный подход в воспитании дошкольников. Методические рекомендации по изготовлению игрушек

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о половой роли или гендерной модели поведения, которой должен придерживаться человек, чтобы его определяли как девочку или мальчика, а в дальнейшем как женщину или мужчину.

В рамках гендерной социализации начиная с момента рождения ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной, т.е. происходит усвоение социально принятых моделей поведения, которые в данном обществе рассматриваются как мужские и женские. Таким образом, общество оказывает воздействие на человека, предлагая ему для воспроизведения жесткие полотипичные модели поведения. Усвоив эти модели поведения, человек воспроизводит их на практике. Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес.

Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребенка решающую роль играют и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своем обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причем женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот − маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе: деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия.

Методические рекомендации по изготовлению игрушек-самоделок

Одним из важных условий изготовления игрушек-самоделок является заготовка сырья. Сырье для игрушек-самоделок не купишь в магазине – его надо разыскивать. Если обычно, покупая в магазине товар, упаковку выбрасывают, то для того, чтобы сделать атрибут для игры, ее надо сохранить, внимательно рассмотреть и придумать, на что она похожа и какую игрушку можно сделать.

        Запастись сырьем можно не выходя из дома – не выбрасывайте коробки, бутылочки, баночки, детали от игрушек, пришедших в негодность.

        Бросовый материал, предоставляемый детям в самостоятельное пользование, должен быть безопасным (не токсичный, не вызывающий аллергию, без острых углов, не режущий руки); тщательно промытый и высушенный; доступен обработке (сгибаться, вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.); не вызывать чувство брезгливости, соответствовать моральным нормам – нельзя использовать пачки из-под сигарет, бутылки из-под пива и т.д.

        Прежде чем приступить к работе, сырье или бросовый материал надо обработать. Пластик промойте в теплой воде с моющим средством, хорошо просушите. Картонные коробки обработайте тряпочкой, смоченной в растворе пищевой соды.

        Нельзя использовать материал из стекла, жести и пластиковых емкостей из-под ядовитых веществ (бензин, машинное масло, кислота и др.).

        Второе условие. Отведите место для постоянного хранения бросового материала.

        Третье условие. Сформируйте у ребенка положительную мотивацию на изготовление игрушек из бросового материала.

        Четвертое условие. Доброжелательное взаимодействие взрослых и детей.

        Пятое условие. Активное включение игрушки-самоделки в игровую деятельность детей. Сделанная игрушка должна быть обыграна.

        Шестое условие. Определите правила работы с детьми по изготовлению игрушек-самоделок.

Рукотворные игрушки для сюжетно-ролевых игр мальчиков

«Чемоданчик для хранения инструментов»

        Используется в играх: «Слесарная мастерская», «ЖКХ», «Автомастерская», «Служба спасения», «Стройка».

        Игровые действия: хранение инструментов, доставка их на объект.

        Материалы: коробка из-под конфет с откидным верхом или бумажная коробка с ручкой и большой откидной крышкой, толстая веревка, скотч, бельевая резинка, нитки, самоклейка или цветная бумага.

        Инструменты: ножницы, нож, иголка, клей ПВА, простой карандаш.

        Этапы изготовления.

  1. Если это коробка из-под конфет, поставить ее так, чтобы крышка открывалась сбоку сверху вниз. На верхней узкой стороне основания коробки прорезать 2 отверстия для крепления ручки. Отрезать веревку размером 20 см и вставить в отверстия таким образом, чтобы проходила рука ребенка. Закрепить веревку изнутри коробки скотчем.
  2. Нарезать бельевую резинку по количеству инструментов, которые ребенок будет хранить в чемоданчике, таким образом, чтобы размер каждой части был больше на 2 см ширины инструмента.
  3. Расположить инструменты в чемоданчике, сделать разметку крепления резинки (наложить ее сверху инструмента и обвести концы простым карандашом). Пришить резинку к чемоданчику в местах предполагаемого крепления.
  4. Обклеить коробку бумагой или самоклейкой, выбрав цвет по желанию ребенка.
  5. Сделать на чемоданчике эмблему, вырезав из самоклейки силуэты инструментов (отвертка, молоток) и приклеить их на крышку.

«Пила»

        Используется в играх: «Семья», «Стройка», «Служба спасения», «Слесарная мастерская»,  «ЖКХ», «Автосервис».

        Игровые действия: резка досок, бревен, труб, железа.

        Материалы: бутылка с ручкой из-под моющего средства «Калгонит», пластиковая бутылка, бутылка из-под йогурта «Данон», бутылка из-под шампуня, цветная самоклейка.

        Инструменты: ножницы, скотч, шило, клей «Момент», фломастеры.

        Этапы изготовления.

  1. Разрезать вдоль бутылку из-под шампуня, не доходя до резьбы 2 см. Вырезать по кругу зубчики симметрично у каждой половинки. Склеить половинки так, чтобы зубчики совпадали. Это лезвие пилы.
  2. На крышке бутылки из-под моющего средства сделать отверстие размером с горлышко бутылки из-под шампуня. Открутить крышку у бутылки из-под моющего средства, вставить туда горлышко бутылки из-под шампуня, закрутить его своей крышкой, а затем закрутить крышку на бутылке из-под моющего средства.
  3. Снять крышку с бутылки из-под дезодоранта. С одного бока бутылки из-под моющего средства сделать отверстие чуть меньшего размера, чем горлышко бутылки из-под дезодоранта. Вставить горлышко в отверстие. Это ручка пилы.
  4. У бутылки из-под йогурта отрезать крышку с небольшой частью горлышка (3см). Сама бутылка не потребуется. На бутылке из-под моющего средства сделать отверстие чуть меньшего размера, чем горлышко отрезанной бутылки ( с противоположной стороны от ручки). Вставить горлышко в отверстие пробкой наружу. Это переключатель скорости.
  5. Там, где ручка из черной самоклейки, вырезать и приклеить полоски параллельно друг другу. Это воздухосборник.
  6. Вокруг переключателя нарисовать цифры (скорость работы пилы).
  7. Из самоклейки вырезать кнопку включения и выключения, приклеить на узкую ручку бутылки.
  8. Закрепить с помощью скотча на пиле эмблему фирмы-изготовителя, которую можно вырезать из журнала или нарисовать.

«Автомобиль»

        Используется в играх: «Семья», «Дорожное движение», «Автосалон», «Автомастерская», «ГАИ», «Такси» и т.д.

        Игровые действия: ремонт, покупка, продажа, мойка, заправка бензином, перевозка груза или пассажиров.

        Материалы: 2 коробки: большая и маленькая, цветная бумага или самоклейка.

        Инструменты: ножницы, клей ПВА, цветная бумага или самоклейка, фломастеры.

        Этапы изготовления.

  1. Обклеить коробки бумагой или самоклейкой, выбрав цвет по желанию ребенка. Подсказка! Верхнюю крышку у коробок можно отрезать, сделав их полыми. Тогда, играя, ребенок сможет складывать внутрь кабины права, ключи, документы, инструменты.
  2. Склеить коробки между собой следующим образом: большая внизу, маленькая вверху. Если у коробок оставлены отверстия, они должны находиться друг над другом. Подсказка! Если коробки обклеены бумагой, их можно покрыть лаком, тогда они дольше прослужат.
  3. Вырезать из белой бумаги или самоклейки лобовое стекло – овал или полуовал чуть меньше размера верхней коробки. Приклеить его к широкой стороне верхней коробки. Нарисовать фломастером дворники.
  4. На нижней коробке под лобовым стеклом вырезать из цветной бумаги и приклеить радиатор (параллельные полоски на черном прямоугольнике, равноудаленные друг от друга) и фары (круг из 2-х половинок – желтой и черной).

Рукотворные игрушки для сюжетно-ролевых игр девочек

«Электрическая плита»

        Используется в играх: «Семья», «Детский сад», «Школа», «Кафе», «Ресторан», «Магазин».

        Игровые действия: покупка, продажа, установка и ремонт плиты, приготовление пищи.

        Материалы: коробка из-под конфет, 2 крышки от ведерка из-под майонеза, 4 бутылки из-под йогурта «Растишка», цветная самоклейка (блестящая, черная, красная), 2 пробки от лекарств, скотч.

        Инструменты: ножницы, нож, клей «Момент».

        Этапы изготовления.

  1. Обклеить коробку из-под конфет блестящей самоклейкой. Это основание плиты.
  2. На широкую сторону коробки приклеить крышки от ведерка из-под майонеза, расположив их симметрично. Это конфорки.
  3. Обклеить конфорки сверху черной самоклейкой. Вырезать из красной самоклейки красные круги и приклеить их в центр каждой конфорки.
  4. На боковую грань коробки напротив каждой из конфорок приклеить пробки от лекарств. Это регуляторы нагрева.
  5. У всех бутылок из-под йогурта срезать пробку с горлышком на одинаковом расстоянии. Это ножки плиты.
  6. На противоположной от конфорок стороне коробки на одинаковом расстоянии друг от друга вырезать отверстия для ножек плиты.
  7. Намазать основание каждой пробки клеем и вставит в отверстия.
  8. Закрепить с помощью скотча на плите эмблему фирмы-изготовителя, которую можно вырезать из журнала или нарисовать.

«Пылесос»

        Используется в играх: «Семья», «Детский сад», «Служба быта», «Магазин бытовой техники».

        Игровые действия: чистка, продажа, покупка ковров, мягкой мебели.

        Материалы: пластиковая бутылка с ручкой (из-под кондиционера для белья или шампуня), пенопленовая труба, 2 колеса от машины на спице, большая пуговица, щетка для хозяйственных нужд, цветная самоклейка, эмблема фирмы-изготовителя пылесоса.

        Инструменты: ножницы, шило, клей ПВА, жесткая алюминевая проволока.

        Этапы изготовления.

  1. Расположить бутылку ручкой вверх – это ручка пылесоса. В нижней части сделать отверстия шилом с 2-х сторон на равном расстоянии. Вставит спицуи закрепить на ней колеса. Теперь пылесос будет ездить.
  2. В пробке бутылки вырезать отверстие по диаметру пенопленовой трубы.
  3. Вставить пенопленовую трубу в отверстие. Длина пенопленовой трубы должна соответствовать росту ребенка.
  4. Отступить 10 см от пробки бутылки и приклеить на клей ПВА пуговицу. Это переключатель режима работы.
  5.  На конце пенопленовой трубы с помощью проволоки закрепить щетку.
  6. Украсить бутылку используя самоклейку.
  7. Приклеить эмблему фирмы-изготовителя пылесоса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход к воспитанию дошкольников

          Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до ...

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному....

Гендерный подход в воспитании дошкольников

Все мы знаем, что мозг у мужчин и женщин с самого детства работает по-разному. С первых дней жизни процессы восприятия мира и анализ информации, очередность созревания психичес...

Гендерный подход в воспитании дошкольников

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола....

Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждениях.

Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и д...

"Особенности развития мальчиков и девочек. Гендерный подход в воспитании дошкольника".

Чем отличаются в своем развитии мальчики и девочки, какие подходы выбрать родителям и педагогам?...