Проект мини – музей «Игрушки наших мам и бабушек»
учебно-методический материал (средняя группа)
В современных условиях жизни общества одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно-нравственное воспитание. Наши дети живут в очень сложное время, когда перекраивают ход истории, когда отклонения становятся нормой. Сохранить все человеческое в детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, вот главные идеи воспитания духовно - нравственных чувств дошкольников. Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
М. В. Чеботарева,
воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида
№ 18 п.Разумное Белгородского района Белгородской области»
Проект мини – музей «Игрушки наших мам и бабушек»
В современных условиях жизни общества одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно-нравственное воспитание. Наши дети живут в очень сложное время, когда перекраивают ход истории, когда отклонения становятся нормой. Сохранить все человеческое в детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, вот главные идеи воспитания духовно - нравственных чувств дошкольников. Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям.
Актуальность данной темы заключается в том, что воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры и ее ценности.
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Поэтому мы решили реализовать в нашей группе проект мини – музей «Игрушки наших мам и бабушек», который создавался совместно с родителями.
Цель проекта: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно игрушки.
Задачи проекта:
- Дать представления об игрушке и элементарное представление об истории возникновения игрушки.
- Знакомить детей с материалами, из которых могут быть изготовлены игрушки.
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы.
- Воспитывать интерес к игрушке, развивать любознательность.
- Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
Тип проекта: познавательный.
Длительность проекта: 2 недели.
Участники: дети, воспитатель, родители.
Возможные риски при реализации проекта:
изменение сроков запланированных работ в связи с:
- проведением на базе МДОУ №18 внеплановых мероприятий;
- периодом массовых заболеваний (карантин);
Методы исследования:
-фондовая;
- поисковая;
-научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Ожидаемый результат:
-развитие интереса к игрушке;
-развитие любознательности;
-умение работать в группе активно, сообща;
-формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
Реализация проекта:
I Этап Подготовительный (организационный)
- Разработка проекта;
- обозначение темы проекта;
- разработка анкеты для родителей «Посещаете ли Вы музеи с ребенком?»;
- оформление консультаций для родителей;
- разработка памятки для родителей «Какую роль играет игрушка в жизни ребенка»;
- подбор и изучение методической литературы по данному вопросу;
- организация предметно-пространственной среды;
- подбор дидактических игр, стихотворений, сказок, рассказов, мультфильмов по данной теме;
- сбор экспонатов;
- оформление мини-музея.
Второй этап. Практический (деятельностный)
Дата проведения мероприятия | Наименование мероприятия |
17.03. | -Экскурсия в музей детского сада «Быт русской старины»; -Знакомство: с музеем; с названием музея; экспонатами музея; -Беседа: «Что такое игрушка?». (Приложение, слайд 2-3) |
18.03. | -Просмотр презентации: «Русская народная игрушка»; -Танец-игра с матрешками (по показу воспитателя) русская - народная "Пляска"; -Игра «Собери матрешку»; -Рисование «Платочек и платье для матрешки». (Приложение, слайд 4) |
19.03. | -Познавательное занятие «В мире пластмассы»; -Отгадывание загадок по теме; - Игра «Тонет- не тонет»; -Игра: «Расскажи Незнайке о предмете». (Приложение, слайд 5) |
22.03. | -Познакомить детей с материалом: дерево; -Знакомство с русской народной игрушкой – свистулькой; -Показ презентации: «Как делали свистульки?»; - Рассматривание свистульки и игры с ней. (Приложение, слайд 6) |
23.03. | -Познакомить детей с материалом: резина; - Отгадывание загадок по теме; - Игры с шариками; - Опыт «Тонет – не тонет». (Приложение, слайд 7) |
24.03. | - Познакомить детей с природным материалом — соломой, ее особенностями; -Образовательно-познавательная деятельность «Необычные куклы из соломы»; -Чтение стихотворения А. Тарханова: «Вырастут в поле и рожь и пшеница…»; - Коллективная аппликация «Растет в поле колосок». (Приложение, слайд 8) |
25.03. | -Знакомство детей с куклой – самокруткой; - Рассматривание тряпичной куклы и игры с ней; -Прослушивание пьесы «Новая кукла», П. И. Чайковского; -Просмотр сказки «Болезнь куклы»; - Игра «Назови имя ласково». (Приложение, слайд 9) |
26.03. | - Закрепление представлений о различных видах развивающей игрушки; - Игры: «Волшебный мешочек», «Пирамидка»; -Отгадывание загадок по теме; -Танец «Весёлые матрёшки». (Приложение, слайд 10) |
15.03. | Анкета для родителей «Посещаете ли Вы музеи с ребенком?» |
16.03. | Опрос родителей «Во что и как играют дети дома» |
17.03. | Беседа с родителями «Важная особенность мини - музеев». (Слайд11) |
18.03. | Памятка для родителей: «Роль игрушки в жизни ребенка». (Слайд11) |
19.03. | Консультация «Для чего предназначены мини – музеи в детском саду». |
23.13. | Рекомендации для родителей: «В музей с ребенком». |
24.03. | Мастер – класс для родителей «Изготовление куклы - самокрутки». (Слайд12) |
25.03. | Совместное изготовление (детей и родителей) кукол – самокруток. (Слайд13) |
III Этап Заключительный (итоговый).
-Выставка экспонатов мини-музея (Слайд14);
- проведение экскурсий для других групп детского сада (Слайд15).
Главным итогом работы над проектом явилось активное и заинтересованное отношение детей к опытно – исследовательской, музыкальной образовательной деятельности, развитие эмоциональной сферы воспитанников.
· Каждый ребенок положительно переживал свое участие в организованных видах познавательной активности.
· Каждый воспитанник, совместно с родителями, смог сделать презентацию творческих работ (создание куклы-самокрутки).
· Каждому желающему родителю была предоставлена возможность принять активное участие в подготовке и проведении итогового мероприятия по проекту (учить тексты песен и стихотворений, проведение опытов в домашних условиях, подготовить атрибуты).
· Совершенствовались знания, полученные в результате совместной работы, по подготовке и участия в проекте развивались навыки общения и коллективного творчества.
Таким образом мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребятам из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками, экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Важная особенность этих элементов развивающей среды- участие в их создании детей и родителей.
Список литературы:
- Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, февраль 2013 г.
- Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 3, март 2013 г.
- Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 4, апрель 2013 г.
- Мини – музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008. 256 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Второй этап. Практический (деятельностный)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини – музей «Игрушки наших Бабушек и мам»
Пока ребенок маленький, с ним играют взрослые – рассказывают сказки, поют колыбельные песни, читают ему стихи, потешки, пеструшки, загадки. Когда ребенок немного подрастет, он испо...
Презентация мини- музей "Игрушки наших мам"
Воспитание у дошкольников музейной культуры, расширение кругозора.Укрепление сотрудничества педагогов, детей и родителей...
Паспорт Мини-музея "Игрушки наших мам и бабушек"
Мини-музей в рамках программы "Социокультурные истоки"...
Методическая разработка для детей раннего возраста «Мини-музей игрушки наших мам и пап»
Проект для детей раннего возраста разработан с целью формирования у них познавательных интересов путем использования игрушки....
Мини-музей " Игрушки наших родителей" в первой младшей группе.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22935512","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Мини музей создан в группе с основной целью: Проявить у детей любознательность,интере...
Мини-музей "Игрушки наших родителей"
.Наш мини музей создавался согласно возрастным особенностям воспитанников. Так как наша группа является младшей, мы решили создать мини-музей «Игрушки наших родителей».Актуальность. Всем р...
Проект мини-музей "Игрушки наших родителей"
МИНИ-МУЗЕЙ «ИГРУШКИ НАШИХ РОДИТЕЛЕЙ»...