Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на стойбище»
план-конспект занятия

Смагина Ирина Сергеевна

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на стойбище»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosnpekt_s-r_igry_puteshestvie_na_stoybishche.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на стойбище».

Цель: Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать   творческую активность детей в игре. Закрепить ранее полученные знания о жизни Хантов.

Задачи:

1.Формировать умение распределять на группы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив;

2.Учить пользоваться предметами-заменителями, моделировать ролевой диалог;

3. Развивать воображение детей, память, речь;

4. Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям коренных

 народов Севера.

Предварительная работа:

Чтение детской художественной литературы о Севере, о жизни коренных народов Севера; рассматривание иллюстраций «Жители Севера», гербария «Растения нашего края» с последующим обсуждением; разучивание национальных подвижных игр; изготовление атрибутов для игры

Оборудование и материалы:

Чум – шесты, ткань.

Ход игры.

Воспитатель: Мы с вами живем в богатом Югорском краю. Это чудесный край - край необъятной тайги с её щедрыми дарами, большими реками, бесчисленными речушками, болотами с зелёным мхом, усыпанным красной клюквой и янтарной морошкой, богатейших недр. Издревле эти земли принадлежат коренным представителям Югры - народам ханты и манси.  У них есть свои обряды, они очень гостеприимные. И сегодня они нас приглашают  к себе в гости. Что отправимся в гости на стойбище к кореным жителям?

Дети: Да.

Воспитатель: На каком транспорте мы можем доехать до стойбище.

Дети: на машине, автобусе.

Воспитатель: Давайте сейчас мы построим автобус (выстраиваем стульчики друг за другом).
Воспитатель: Водителям у нас будет … надевай кепку и бери руль. Садимся на свои места, пристегнули ремни безопасности. Ну что поехали.

Би- би- би – гудит машина.

(Ритмично постукивают кулачком

одной руки о кулачок другой руки)

Тук-тук-тук – мотор стучит.

(Ритмично хлопают в ладоши)

Едем, едем, едем, едем –

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу:

Шу- шу- шу – они шуршат.

(Потирают ладони друг о друга)

Быстро крутятся колёса:

Та-та-та – вперёд спешат.

(Ритмично вертят руками).

Воспитатель: Вот мы с вами и приехали на стойбище. Северный край – край холодный и суровый. Чтобы выжить в таких нелегких условиях, нам нужно теплое и надежное жилье. Как называется наш хантыйский дом?

Дети: Чум.

Воспитатель: Из чего состоит чум?

Дети: Чум состоит из шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается шкурами оленей.

Воспитатель: Как вы думаете, почему чум, а не дом?

Дети: Они часто переезжают с места на место, в поисках пищи для своих оленей. Чум легко, быстро разобрать и собрать.

Воспитатель: Ребята, а кто живёт в чуме?

Воспитатель: Давайте и мы с вами построим чум. Нам необходимы шесты, мы без них чум не сможем построить. Сверху покрываем плотной тканью.

Стихотворение «Чум »

« Связали шест с другим шестом,

 потом еще с одним шестом,

покрыв оленьей шкурой.

И вот готов хантыйский дом.

Мы чумом этот дом зовем в тайге холодной, хмурой»

Воспитатель: Давайте заглянем вовнутрь чума, что там есть.

Дети: постель, стол, печка.

Воспитатель: Правильно. На постели нельзя прыгать. В чуме громко разговаривать тоже нельзя. В тундре при беседе нельзя перебивать старших и вмешиваться в их разговаривать.

Воспитатель: Как вы думаете, почему чум, а не дом?

Дети: Они часто переезжают с места на место, в поисках пищи для своих оленей. Чум легко, быстро разобрать и собрать.

Воспитатель: Ребята, а кто живёт в чуме?

Дети:  папа, мама, дети, ещё могут жить бабушка и дедушка.

Воспитатель: Женщины занимаются хозяйством, это как?

Дети: Хозяйка варит еду, собирает чум, убирает в чуме, смотрит за детьми, занимается рукоделием, выделывает шкуры, шьёт одежду для всех членов семьи, собирает ягоды и грибы.

Воспитатель: У хозяина тоже много работы, чем он занимается?

Дети: Пасёт оленей, ловит рыбу, занимается охотой.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашим хозяевам. Девочки будут собирать ягоды и грибы. А мальчики немного порыбачат.

Воспитатель: Вот молодцы, девочки настоящие хантыечки собрали очень много ягод. А мальчики рыболовы. А что мы можем приготовить из рыбы?

Дети: уху.

Воспитатель: Ханты очень любят рыбу, девочки приготовят одно из блюд- уху.

        Что нужно сделать сначала с рыбой?

Дети: почистить, помыть.

Воспитатель: Девочки могут приступать к приготовлению. Но мужчины - ханты в это время не сидят без дела. Вам нужно поймать и загнать всех оленей в стойбище.

Воспитатель: Молодцы. Мы очень хорошо помогли коренному народу Севера- хантам, но нам пора возвращаться домой.

        Занимаем места в автобусе, пристегнули ремни безопасности. Поехали.

Би- би- би – гудит машина.

(Ритмично постукивают кулачком

одной руки о кулачок другой руки)

Тук-тук-тук – мотор стучит.

(Ритмично хлопают в ладоши)

Едем, едем, едем, едем –

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу:

Шу- шу- шу – они шуршат.

(Потирают ладони друг о друга)

Быстро крутятся колёса:

Та-та-та – вперёд спешат.

(Ритмично вертят руками).

Воспитатель: Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие?

Где живут ханты?

Как называется их жилище?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Моделирование сюжетно -ролевой игры "Поликлиника" старшая группа Конспект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Содержание игры:Способы вовлечения в игру детей, имеющих различные способности, особенности и интересы.Ситуация удивления для развития и обогащения сюжета.Усложняющие занятия для детейОборудование...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница для игрушек» по руководству сюжетно - ролевой игрой «Больница для игрушек» во 2 младшей группе

Задачи :1) познакомить детей с работой больницы, формировать у детей представленияо профессии врача и медицинской сестры, развивать интерес к работебольницы;2) формирование игровой деятельности:...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группе «В» Тема: Сюжетно-ролевой игры «Лесная больница»

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группеЦель: формирование игровых умений, создание условий для сюжетно-ролевой игры.Задачи:1. Формировать умение прини...

Конспект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «У врача» Сюжетно – ролевая игра «У врача».

Конспект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «У врача» Сюжетно – ролевая игра «У врача». Цель: Дать возможность самостоятельно планировать игровые задачи; учить использовать предметы замест...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...