"Формирование и поддержка привычки к трудовым усилиям в семье"
план-конспект занятия (младшая группа)

Хайдаршина Расиля Мадавиевна

Участие в едином методическом дне "Трудовое воспитание в соответствии с ФОП ДО: развиваем ценностное отношение к труду" 25.10.2023г. с презентацией опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ласточка»

Формирование и поддержка привычки к трудовым усилиям в семье

Составитель: Хайдаршина Расиля Мадавиевна, воспитатель

2023г.

Работа, труд, обязанности — казалось бы, какое отношение эти «взрослые понятия» имеют к детям? Оказывается, самое прямое. Раннее развитие детей будет неполным, если в него не заложить программу трудолюбия, которая важна для формирования личности.

    Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, средством для формирования культуры межличностных отношений и физического развития.

С какого возраста нужно воспитывать у ребенка трудолюбие?

Многие считают, что приучать ребёнка к труду и работе по дому имеет смысл лет с пяти, когда он сможет уже осмысленно справляться с элементарными обязанностями — обслуживать себя и выдерживать дополнительную физическую нагрузку.

Это большое заблуждение. Стремление продлить беззаботное детство может только навредить полноценному развитию ребёнка. Как только ребёнок научился ходить и говорить, ему уже можно давать легкие задания по дому, которые постепенно приучат его к труду во всех смыслах этого слова. Так что можно сказать, что развитие ребёнка, выраженное в его трудовых успехах, можно начинать с самого раннего детства.

Реализация Федеральной образовательной программы предусматривает оказание психолого-педагогической, методической помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста, построение продуктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью создания единого/общего пространства развития ребенка. Цель воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относится к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам своего труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

Наша задача - направить работу таким образом, чтобы навыки трудового воспитания прививались не только в детском саду, но и дома, активизировать родителей к совместной деятельности по вопросам трудового воспитания, установить взаимосвязь между семьёй каждого ребёнка, создать атмосферу взаимопонимания, взаимоподдержки.

Целевые ориентиры раннего и младшего дошкольного возраста предполагают, что наши воспитанники должны уметь и стремиться поддерживать элементарный порядок в окружающей обстановке, стремиться помогать старшим в доступных трудовых действиях. Мы должны воспитывать в наших малышах стремление к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности.

Работая воспитателем групп раннего возраста и младших групп, заметила, что   дети раннего возраста очень любят помогать взрослым. В этом возрасте все успехи детей в трудовой деятельности начинаются с подражания. Полуторагодовалый ребёнок с удовольствием повторяет наши действия, когда  мы трудимся. Пусть делает он это неумело, все роняя и проливая. С  нашей стороны важно правильно реагировать на эти действия, и не отбить у ребёнка охоту трудиться. Поэтому мы стараемся подобрать в детском саду те виды работ, которые будут ему интересны, окажутся по силам и нанесут наименьший урон обстановке.

Мы стараемся воспитать в ребенке ценность труда и уважение к чужому труду с раннего возраста, но первые навыки труда дети получают в семье, и домашний труд — тот самый исходный момент, от которого будет зависеть дальнейший жизненный путь, карьерные успехи ребенка.     Поэтому в нашем детском саду уделяется большое внимание работе с родителями, в том числе, активизацию и обогащение воспитательных навыков родителей по трудовому воспитанию детей в семье.

Как объяснить и показать родителям важность трудового воспитания?

Для этих целей мы применяем разные формы  работы с семьями воспитанников: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы вы все знаете: родительские собрания, консультации, памятки. Я хочу вас познакомить с нетрадиционными формами.

    1. Семейные конкурсы. В нашем детском саду 4 раза в год организовываются семейные творческие конкурсы, в которых родители вместе с детьми создают совместные произведения.

Это не только трудовые усилия, но и развитие творчества, фантазии.  Ребенок учится ценить свой труд и труд родителей, которые создавали совместную поделку.  

2. Прогулки-походы выходного дня. Это тоже традиция нашего детского сада. Во время походов на природу дети помогают и накрывать на стол, и убирать мусор. В этом случае, личный пример родителей имеет огромное значение для формирования трудового и экологического воспитания.

Даже поход в контактный зоопарк требует приложить некоторые трудовые усилия: приготовить корм для животных, мыть, сушить, складывать в пакеты овощи и фрукты. И это тоже совместный труд в семье, который приносит положительные эмоции.

3. Проектная деятельность. В нашей группе реализуются очень много совместных с родителями и детьми проектов: результатом деятельности проектов является продуктивная деятельность.

На слайде вы видите совместные работы родителей и детей к проекту о птицах: кормушки и скворечники для птиц. На фото видно, как родители вместе с детьми мастерили скворечники, поделки.

4. Так же наши родители вовлекают малышей в общие семейные дела: вместе накрывают на стол, пекут печенье и булочки, поливают грядки и присылают нам домашние фотографии. т. д.

Самое главное для нас чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда со взрослым.

Я передаю слово родителю моей группы: Александре  Евгеньевне. Александра Евгеньевна расскажет, как происходит приобщению к труду в их семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему " Интеграция воспитательных усилий школы,семьи и общества"

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Интеграция-воспитание родителей- международный термин, од которым понимается помощь родителям в выпо...

Общее собрание по теме: «Трудовое воспитание в семье» (опыт трудового воспитания в семье).

Цель:  Расширить представление взрослых о труде детей через (сценки, песни, танцы, пословицы) выступления родителей и  воспитателей о труде.  Систематизировать  знания родителей...

Семейный клуб "Формирование навыков и привычек у детей в семье"

Цель объединение усилий родителей и педагогов в вопросе формирования у детей культурно-гигиенических навыков....

зож "инновационные формы работы взаимодействия с семьей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни"

зож -работа с родителями в младшей группе. Воспитатель Трапезникова Ольга Викторовна " инновационные формы взаимодействия с семьей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни"...