Главные вкладки
Дидактические игры с детьми.
методическая разработка (старшая группа)
Дидактическая игра является одним из эффективных средств по развитию речи. Игра учит ребенка общаться и понимать других людей. Дидактические игры мы используем во всех образовательных оюластях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_s_regionalnym_komponentom.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно она пронизывает всю жизнь ребенка, способствует его физическому и духовному развитию, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей.
Игра-это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь, критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго. Игра учит детей общаться и понимать других людей. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Прежде всего она должна содержать задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом являются правила игры, благодаря которым можно управлять действиями детей. Один из видов игровой деятельности - дидактическая игра, мы уделяем ей особое внимание. Дидактической игра является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В своей работе мы используем различные дидактические игры: игры с предметами, настольные - печатные и словесные. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.
Дидактические игры мы используем во всех образовательных областях.
• В социально-коммуникативном развитии: словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.
• В познавательном развитии: словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.
• В художественно-эстетическом развитии: музыкально-дидактические, игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры.
• В речевом развитии: словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.
• В физическом развитии: подвижно-дидактические, настольно-печатные, словесные игры.
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевого общения, что создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок. Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.
Актуальность:
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как основа воспитания и обучения детей. Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на дальнейшее общее развитие ребенка.
Цель:
формирование у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной народной культуре и развитие речи детей , посредством дидактических игр с содержанием регионального компонента
Задачи:
-Формировать правильное понимание слов, их употребление и дальнейшее обогащение активного словаря.
- Воспитание звуковой культуры речи. Развивать фонетическую сторону речи дошкольников и связную речь.
-Воспитание культуры речевого общения.
-Привлечение родителей к участию в проекте.
-Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей;
-Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях своего народа:
- Создание условий для воспитания детей и формирование интереса к духовно-нравственному наследию своего народа:
-Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию :
Ожидаемые результаты:
.
-Расширение знаний детей о малой Родине, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, представлений об обычаях, традициях,
-Усвоение детьми нравственных правил и норм поведения в обществе, толерантное, уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей Республике
-Бережное отношение к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему с рождения.
-Качественное расширение активного словаря дошкольников
(дети обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, знают синонимы, антонимы, многозначные слова…)
-Дети овладевают грамматическим строем речи (морфологией, словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом (построением предложений)).
-Связная речь - дети умеют составлять рассказы об игрушках, умеют логически правильно выстроить рассказ по последовательным картинкам.
-Взаимодействие родителей с педагогами по вопросам речевого развития
Этапы реализации:
I этап: Подготовительный
-Подобрана специальная методическая литература по данной теме, создана развивающая среда в группе с учетом регионального компонента , помогающая детям закреплять, развивать ранее полученные знания.
-Игровой и дидактический материал доступен детям и расположен в их поле зрения. --Проведена работа с родителями, подготовлены консультации и рекомендации, для того, чтобы они получили как можно больше информации о развитие речи ребенка.
-Создана развивающая среда в группе, изготовлены игры и пособия с региональным компонентом
2 этап: Проектные мероприятия (содержание проекта)
Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование. В него включила дидактические игры (игры с предметами, настольные - печатные, словесные), игры и упражнения с использованием регионального компонента .
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, внедрение новых технологий, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Одним из ведущих компонентов культурно-образовательной среды современного образовательного учреждения должна стать традиционная народная культура, обладающая громадным воспитательным потенциалом. Традиционная культура всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека.Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних традиций в контексте региональной культуры, изучение и раскрытие их педагогического потенциала имеет большую практическую значимость, прежде всего в сфере воспитательной работы с детьми. К сожалению, приобщение детей к богатейшему наследию народной культуры, с целью их нравственного, эстетического воспитания, носит на данный момент бессистемный, эпизодический характер. Вот поэтому темой моей работы был мини-проект по приобщению дошкольников к национальной культуре. В структуру проекта включены занятия, беседы, смотры-конкурсы и развлечения. Работа по проекту планируется в течение года. Прогнозируемые результаты такой работы это - осознание воспитанниками ДОУ себя, как носителей национальной региональной культуры, обогащение знаний ребят о своей малой Родине, расширение кругозора дошкольников, обогащение и активизация словарного запаса детей.
Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента:
• изучение национальных традиций и обычаев,
• воспитание любви к природе родного края и его обитателям,
• уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову,
преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим
Основными целями регионального компонента являются:
-создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
-обеспечение единства образовательного пространства.
Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития
С помощью родителей оформили национальный уголок «Моя республика Якутия», где дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родной республике (городе Якутске , Республике Саха Якутия ). Изготовили дидактические игры, много художественной литературы с яркими иллюстрациями, атрибуты для подвижных народных игр, есть куклы в русских, якутских народных костюмах. В якутском уголке находятся иллюстрации ,снимки достопримечательностей города, произведения устного народного фольклора ,образцы герба и флага Росси и Якутии , картотеки якутских и русских народных игр, настольные игры «Найди флаг республики», «Собери национальный костюм», «Разрезные картинки» (по теме).
Так же совместно с родителями проводим разные акции, например посвященное ко Дню Победы акция «Поздравь ветерана».
Дидактические игры с содержанием регионального компонента
-Игра «Чья лошадка быстрее».
Цель : Развитие моторики рук. Воспитывать умение доводить игру до конца.
Играют двое детей. Они берут по лошадке. У каждой лошадки палочка со шнуром. Дети по команде начинают наматывать шнур на палочку. Чья лошадка быстрее доберется до финиша, тот побеждает.
-Игра «Якутский балаган». Макет балагана и двор.
Цель: Познакомить детей с народным и национальным бытом якутов.
-Игра «Поиграем с лучиками солнца».
Цель: Развитие моторики рук. Развитие быстроты реакции. Играют 6 детей. По команде наматывают на палочку ленту(лучики). Побеждает тот, кто доберется быстрей.
-Пособие «Вышиваем узор».
Цель: Развитие мелкой моторики рук и творческого воображения. Воспитывать умение доводить начатое до конца.
Ребенок берет шнур из конских волос и вдевая в отверстия создает узор.
-Игра «Белкины запасы».
Цель: Развитие тактильных восприятий, мелкой моторики рук. Развитие речи. Воспитывать доброе отношение к животным.
Перед ребенком коробка, внутри которого песок. На коробке два отверстия для рук. По бокам коробки две емкости. Ребенок опускают руки через отверстие .Он должен собрать в одну емкость орешки, в другую емкость шишки для белки.
-Пазлы «Собери флаг Республики», «Ньургун Ботур Стремительный».
Цель: Развитие логического мышления, логики. Развитие мелкой моторики рук.
Ребенок по образцу собирает картинку, разрезанную на части.
-Лото-пазл «Якутские украшения», «Саха сирин отонноро», «Моя Якутия», «Мой край родной-Якутия».
Цель: Развитие процессов мышления: (анализа, синтеза, классификации, внимания, памяти, речи. Привитие любви к родному краю, природе. Обучение якутскому языку, расширение словарного запаса.
Все пазлы с изображениями перемешиваются, а дети выбирают и прикрепляют только те изображения, которые подходят к центральному пазлу.
-Игра- серсо «Поймай пчелку».
Цель: Развитие моторики рук, развитие ловкости.
Ребенок правой рукой бросает кольцо снизу вперед-наверх так, чтобы его удобно было ловить.
Работа с родителями:
На родительском собрание, познакомили родителей с темой и содержанием проекта. Провела анкетирование, по его результатам были разработаны необходимые рекомендации по речевому развитию детей и размещены в «уголке для родителей», а именно:
-игровые дыхательные упражнения,
-пальчиковые игры и упражнения;
- дидактические игры, направленные на обогащение словаря, развития грамматического строя речи
Взаимодействие детского сада и семьи, направленно на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.
С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития, проводила консультаций:
«Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка»;
«Роль родителей в развитии речи детей»;
«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»;
«Значение дидактических игр в развитие речи»;
«Влияние речевых нарушений на школьное обучение»;
«Какие игры предложить дома»;
«Культура речи».
На игровых тренингах, где родители выступали в роли детей, знакомила их с различными дидактическими играми, обучала пальчиковым играм и дыхательным упражнениям, для дальнейшего использования их со своими детьми дома.
3 этап: Результаты проекта
В группе созданы условия для речевой деятельности детей, имеется разнообразные дидактические игры, дидактический материал для развития мелкой моторики. Дети с удовольствием играют с ними. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов. У детей повысился познавательный интерес, они проявляют самостоятельность, творческую инициативу, активность,
свободно высказываются, научились контролировать себя, помогают друг другу. У дошкольников расширился активный словарь (обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, употребляют в речи синонимы, антонимы, многозначные слова…). Дети овладевают грамматическим строем речи (морфологией, словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом (построением предложений)). Они способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги. Дети умеют составлять рассказы об игрушках, пересказывать и т. д.
По результатам проведенной работы уровень развития речи у детей значительно повысился по сравнению с началом учебного года. Можно сделать вывод, что цель и задачи проекта достигнуты.
Таким образом, работа по реализации регионального компонента у детей дошкольного возраста, посредством, дидактических игр позволяет сделать два основных вывода: во-первых, в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры; во-вторых, поддержание интереса к традициям культуры родной республики через разные виды деятельности позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал дошкольника. Воспитание любви к своей Родине, своей республике , родному городу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог-гуманист В.А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Уровни сформированности знаний детей о родном крае (6-7 лет)
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает название мкр, города, республики , свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации)
достопримечательности 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Якутска,
поможет объяснить символику; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родной республики,
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает название города, свой домашний адрес; флаг, герб; затрудняется назвать
достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого);
затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и
объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния
Список используемой литературы:
#1041;ондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада- 2-е изд., дораб.- М.; Просвещение, 160с.
#1053;еустроева Е.Н. «Национальные детские игры». – Якутск: Изд. ИРО МО РС(Я). 2005.
3. Платонова Т.В. Хохлова Е.Е. «Люби и знай родной край»- Якутск: Изд. ЯНЦ СО РАН, 2009
4. Шадрина А.А. «Якутские национальные игры».-Якутск. 2000. 6. Шамаев Н.К. «Семейное воспитание на основе национальных традиций» Якутск, 200
#1064;вайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/ Под. ред. В. В. Гербовой.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 64с.
Перспективный план работы
на 2020-2021 уч.год
Дата месяцы | Тема занятия |
Сентябрь | Беседа «Моя республика Якутия», Беседа «Что мы знаем о настольных играх «Знакомство с атрибутами якутских настольных игр» Беседа «Игры связаны с жизнью и бытом народа» Дидактическая игра «Найди флаг республики Якутия» Самостоятельные игры . Турнир «Чья лошадка быстрее ?» |
Октябрь | Знакомство с настольной игрой «Тыксаан» Беседа о значении игры в развитии ловкости пальчиков, внимания, терпения Рассказываем правила игры «Тыксаан» друг к другу» Дидактическая игра «Из чего сделано?» Дать задание родителям сделать «Тыксаан» из тальника
|
Ноябрь | Что такое игра «Тырыынка» (На что похожа? Почему народ саха придумал такую игру) Дидактическая игра «Делаем из тырыынок разные фигуры» Самостоятельная игра «Тыксаан» Игра «Назови площади города Якутска» |
Декабрь
| Игра «Якутский балаган» игра с макетом -Пазлы «Собери флаг Республики», «Ньургун Ботур Стремительный». Дидактическая игра «Отгадай чей след?» (следы животных) Игра «Назови снаряженья охотника и рыбака» (макеты атрибутов охотника и рыбака) Беседа « Великая река Лена» |
Февраль | Учить придумывать загадки о настольных играх Настольная игра «Тыксаан» Настольная игра «Шашки» -Лото-пазл «Якутские украшения», «Саха сирин отонноро», |
Март | Игра «Вышиваем узор». Игра «Поиграем с лучиками солнца -Лото-пазлы «Моя Якутия», «Мой край родной-Якутия». Самостоятельные игры по желанию |
Апрель | Игра «Белкины запасы». Игра «Назови правильно посуду» (якутская национальная посуда) Игра «Собери ягоды в туесок» Беседа «Как жили наши бабушки и дедушки раньше » |
Май | Знакомство с якутскими орнаментами Знакомство с настольной игрой – домино «Якутские орнаментами» Учить рисовать орнаменты и сделать самим домино Итоговый турнир «Знатоки якутских настольных игр» с вручением грамот и подарков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра с детьми 2 младшей группы
1. Закрепить знание детей о свойствах песка: песок – сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный, меняет цвет от воды.2. Устанавливать простые логические связи: мокрый – лепится…3. Воспитывать...
Дидактические игры с детьми раннего возраста при восприятии цвета
В течении года мы с детишками изучаем цветовую палитру, и что бы им это было интересно, я использую в работе различные игры. Детишки в возрасте 2-3 лет....
Конспект НОД по методике Музыкально – ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ С детьми средней группы
1.Название Музыка для кукол 2.Програмное содержание Образовательные задачи -формировать представление...
Дидактическая игра с детьми 6-7 лет "Семейное древо"
Дидактическая игра по ознакомлению детей дошкольного возраста с семьей и семейными ценностями....
Дидактические игры с детьми 5-6 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания.
Дети 5-6 лет – это люди познающие, впитывающие информацию о мире, как маленькие губки, и люди размышляющие. Мышление детей этого возраста, очень важного в развитии познавательной сферы, характеризуетс...
Дидактические игры с детьми от 6 до 7 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания.
Логические детские игры помогают с ранних лет развивать мышление, желание экспериментировать, анализировать свои действия и их результат, делать верные выводы и учиться самостоятельно решать любые зад...
Дидактические игры с детьми раннего возраста
Дидактическая игра - это игра, с четко поставленной целью и системой контроля за ее достижением и процессом игры....