«Развитие эмоционального интеллекта: игры и упражнения»
консультация
Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. В дошкольный период происходят интенсивное интеллектуальное развитие и рост ребенка. Именно в это время формируется его умственный и эмоциональный интеллект – основа для дальнейшей успешной адаптации в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnogo_intellekta.igry_i_upr-iya.docx | 17.45 КБ |
emotsii.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Развитие эмоционального интеллекта:
игры и упражнения»
Выполнила: Полтарацкая К. Е.
Энгельс 2023г.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.
Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. В дошкольный период происходят интенсивное интеллектуальное развитие и рост ребенка. Именно в это время формируется его умственный и эмоциональный интеллект – основа для дальнейшей успешной адаптации в социуме.
Зачем развивать эмоциональный интеллект?
Дети очень эмоциональны от природы и имеют целую гамму чувств. Однако научиться управлять ими – задача не из лёгких.
Почему так важно научить ребёнка понимать, что он чувствует в различных ситуациях?
-Во-первых, когда ребёнок знает, почему у него возникает определённая эмоция, ему становится легче управлять ей и регулировать в целом своё поведение.
-Во-вторых, понимая себя, ребёнок учится понимать других.
Это важная составляющая для вхождения в общество детей и взрослых. Ребёнок овладевает таким важным качеством, как эмпатия – способностью сопереживать другим людям. Понимая чувства окружающих людей, ребёнок становится ответственным за свои действия, прогнозирует возможные последствия.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Взрослый должен объяснить ребёнку все многообразие эмоций и чувств, объяснить, что испытывать те или иные эмоции нормально, даже если это злость или страх. Ребёнок начинает понимать свои чувства. Важно также научить поднимать себе настроение подходящими для ребёнка способами. Выясните, что ребёнку больше всего нравится и от чего у него улучшается настроение. Самое приятное для каждого ребёнка занятие – игра. С помощью игр можно научить малыша понимать и принимать все чувства и эмоции, которые он испытывает.
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребенка:
- «Эмоциональные пиктограммы»
Для этой игры необходимы карточки, на которых нарисованы эмоции. Лучше, если это будут изображения человеческих лиц. Ребенок вытягивает любую карточку и изображает ту эмоцию, которая нарисована на картинке, а другие участники угадывают ее.
- «Что я чувствую»
Для этой игры подойдут те же карточки с эмоциями, что использовались в упражнении выше. Каждый день предлагайте ребенку выбрать карточку с той эмоцией, которую он сегодня испытывал, и попросите рассказать о ней.
- «Четвёртый лишний»
Детям предлагаются четыре пиктограммы эмоциональных состояний.
Ребёнок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:
• Радость, добродушие, отзывчивость, жадность.
• Грусть, обида, вина, радость.
• Трудолюбие, лень, жадность, зависть.
• Жадность, злость, зависть, отзывчивость.
- «Горячо-холодно»
Подготовьте какой-то сюрприз для малыша и спрячьте его, а затем предложите ребенку его отыскать. Если малыш удаляется от цели, ваше лицо становится все грустнее, если приближается, оно становится все более радостным. Когда сюрприз найден — все счастливы, радуются и обнимаются.
- «Изобрази настроение»
Цель: развивать воображение, выразительность движений.
Ведущий произносит фразы («О, горе мне, горе.», «Ах, какой счастливый
день!», «Ура, я еду на море!», «Бедная я, несчастная», «У меня болит
живот», «Мне холодно», а дети изображают предполагаемое эмоциональное
состояние.
- «Зеркало»
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы— зеркала, другая — разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
- «Эстафета добра»
Все участники игры садятся на ковёр в кружочек, как можно ближе друг к другу. Ведущий поворачивается к своему соседу справа и говорит ему какой-то комплимент, что-то приятное:
-«Мне очень нравится твоя улыбка…»
-«Ты слепил очень красивую гусеницу…»
-«Я рад, что мы с тобой друзья…»
Тот, кому адресованы «приятности», не забыв поблагодарить за них, поворачивается к своему соседу слева и передает «эстафету добра».
- «Фантазёры»
Подготовить несколько картинок, на которых изображены эмоции людей.
Пусть ребенок опишет, что видит. Затем можно попросить его придумать, что предшествовало изображенному моменту. Пофантазируйте вместе, что может случиться дальше.
- «Копилка добрых дел»
Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он совершил. Если ребенок затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулировать детей делать что-то хорошее.
Взрослые, окружающие ребенка, должны помнить, что эмоциональное благополучие малыша — главное условие его физического и душевного здоровья. Эмоции не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди.
Эмоции являются важной составляющей жизни каждого человека, непосредственно влияя на повседневную деятельность. Если создать оптимальный эмоциональный и воспитательный микроклимат в семье или детском саду, ребенок обязательно построит позитивный образ самого себя, разовьет эмпатию, социальные навыки, характеризующие эмоциональный интеллект, развитие которого должно быть одним из приоритетных направлений в воспитании дошкольника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка . В дошкольный период происходят интенсивное интеллектуальное развитие и рост ребенка . Именно в это время формируется его умственный и эмоциональный интеллект – основа для дальнейшей успешной адаптации в социуме.
Зачем развивать эмоциональный интеллект? Дети очень эмоциональны от природы и имеют целую гамму чувств. Однако научиться управлять ими – задача не из лёгких. Почему так важно научить ребёнка понимать, что он чувствует в различных ситуациях? - Во-первых, когда ребёнок знает, почему у него возникает определённая эмоция, ему становится легче управлять ей и регулировать в целом своё поведение. -Во-вторых, понимая себя, ребёнок учится понимать других.
Как развивать эмоциональный интеллект ? Самое приятное для каждого ребёнка занятие – игра. С помощью игр можно научить малыша понимать и принимать все чувства и эмоции, которые он испытывает.
• «Эмоциональные пиктограммы»
« Что я чувствую» Для этой игры подойдут те же карточки с эмоциями, что использовались в упражнении выше. Каждый день предлагайте ребенку выбрать карточку с той эмоцией, которую он сегодня испытывал, и попросите рассказать о ней.
«Четвёртый лишний» Детям предлагаются четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребёнок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным: Радость, добродушие, отзывчивость, жадность. Грусть, обида, вина, радость. Трудолюбие , лень, жадность, зависть. Жадность , злость, зависть, отзывчивость .
«Горячо-холодно» Подготовьте какой-то сюрприз для малыша и спрячьте его, а затем предложите ребенку его отыскать. Если малыш удаляется от цели, ваше лицо становится все грустнее, если приближается, оно становится все более радостным. Когда сюрприз найден — все счастливы, радуются и обнимаются .
« Изобрази настроение» Цель: развивать воображение, выразительность движений. Ведущий произносит фразы: «О , горе мне, горе .», « Ах, какой счастливый день !», « Ура, я еду на море!», «Бедная я, несчастная», «У меня болит живот », «Мне холодно»…. А дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние .
«Зеркало» Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы— зеркала, другая — разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
«Эстафета добра» Все участники игры садятся на ковёр в кружочек, как можно ближе друг к другу. Ведущий поворачивается к своему соседу справа и говорит ему какой-то комплимент, что-то приятное: -«Мне очень нравится твоя улыбка…» -«Ты слепил очень красивую гусеницу…» -«Я рад, что мы с тобой друзья…» Тот, кому адресованы «приятности», не забыв поблагодарить за них, поворачивается к своему соседу слева и передает «эстафету добра».
«Фантазёры» Подготовить несколько картинок, на которых изображены эмоции людей. Пусть ребенок опишет, что видит. Затем можно попросить его придумать, что предшествовало изображенному моменту. Пофантазируйте вместе, что может случиться дальше.
«Копилка добрых дел» Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он совершил. Если ребенок затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулировать детей делать что-то хорошее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать вы...
Развитие эмоционального интеллекта у ребенка: упражнения, игры
Игры на развитие эмоционального интеллекта для детей любого возраста, которые помогают понять и почуствовать внутреннее состояние ребенка...
6 упражнений на развитие эмоционального интеллекта детей
В статье рассказывается о развитии эмоций детей...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Цветотерапия.Картотека упражнений.
Красный цвет.Упражнение №1 Цель: коррекция страхов, инертности, апатии.Ход: в пластиковые тарелки налить пальчиковую краску красного цвета. Под музыку мизинцами левой руки и правой руки...
Игры, упражнения для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Игры на эмоциональное развитие — это организованная игровая деятельность, призванная показать детям способы направления своих переживаний в нужное русло, считывания чувств окружающих, что впосле...
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужиеэмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать...