Программа кружковой работы "Изобразилия"
материал
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ "ИЗОБРАЗИЛИЯ" ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 4 – 5 лет
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:
Юлдашева Зульфия Хуббитдиновна
2019г.
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев…»
В.И.Сухомлинский
Пояснительная записка
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированость графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря в группе, разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
К нетрадиционным способам рисования относится: рисование пальцами, восковые мелки, свеча, акварель, оттиск смятой бумагой, печать по трафарету, рисование по точкам, пластилиновое рисование, кляксография обычная, монотипия, монотипия пейзажная, набрызг, отпечатки листьев, тычкование, рисование манкой.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. использование различных техник и жанров изобразительного искусства развивает творческие способности детей, раскрывает творческий потенциал и личностные качества дошкольников в условиях реализации программы с учётом ФГОС.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 3 - 4 года.
Направленность данной дополнительной программы: учить передавать образную выразительность изображаемых предметов, развивать эстетическое восприятие, развивать пространственное мышление, тактильную память, мелкую моторику, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту создаваемых работ, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования, экспериментирование с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи:
- Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
- Обучать основам создания художественных образов.
- Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами.
- Создание условий для активизации познавательной активности наблюдательности и творческого воображения, ассоциативного мышления и любознательности.
- Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
- Вовлекать детей в диалог в процессе создания коллективных и индивидуальных работ.
- Способствовать развитию у детей эстетической восприимчивости.
Формы работы:
- Практические занятия, в т. ч. беседы об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов, рассматривание художественных альбомов, иллюстраций, репродукций.
- Выставки работ.
В работе используются различные методы и приемы: обследования, наглядности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.
Нетрадиционные техники рисования
- МЕТОД «ТЫЧКА» (рисование жесткой полусухой кистью)
Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов.
Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.
Материал: Альбомный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, жесткие и мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы:
Рисуем простым карандашом контурное изображение животного .На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного.
Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.
Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое.
- РИСОВАНИЕ ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ
Получающиеся картинки, нарисованные точками, похожи на древние фрески. Оформив рисунок ребенка рамкой, вы можете украсить его комнату картиной «собственного производства».
Материал: Половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски), баночка с водой, тряпочка.
Ход работы
- Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например бабочки.
- Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы сменить цвет, приготовьте чистую ватную палочку.
- Из точек на крыльях бабочки составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы и т.д.
Варианты работ
Точками можно рисовать что угодно, бабочку, стрекозу, змею, рыбу, ежа, медузу, зверей, деревья, пейзажи и т.д.
С детьми, более старшего возраста можно рисовать более мелкие предметы и сразу ватной палочкой без наметок простым карандашом.
- НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ - ОТТИСКИ
Если нужно передать фактуру предмета, то нам на помощь приходят оттиски различными материалами с текстурированной поверхностью: поролоновым тампоном, смятой бумагой, полиэтиленом, пенопластом, ластиком, веревкой для белья, закрепленной на конце толстого бруска, и т.д.. Ребенок учится экспериментировать новыми материалами. И это доставляет ему огромное удовольствие. Ведь с помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью – передать пушистость, мягкость, ноздреватость, кучерявость, колкость и т.д.
Материал. Альбомный лист, простой карандаш, мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью (или блюдце с краской), поролоновый тампон, гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы
Простым карандашом намечаем контур предмета, например, овечки.
Затем кончик поролонового тампона прижимаем к штемпельной подушке с краской и делаем отпечатки на силуэте овечки. Если надо использовать новый цвет, необходимо взять другую мисочку со штемпельной подушкой и чистый инструмент для рисования.
Когда краска подсохнет, овечке тонкой кисточкой дорисовываем рога, глаза, хвост.
Варианты работ. С помощью оттисков поролоновым тампоном, комком смятой бумаги или полиэтилена можно нарисовать елку, животного, птицу, крону дерева, сугробы снега, снеговика. Отпечатки поролоном пригодятся для передачи фактуры дома, одежды, шерсти животного. Веревкой для белья изобразим змею, овечку, облака. Ластиком отпечатаем каждый кирпичик на кремлевской стене или плетенную корзинку.
- РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ
Один из самых первых инструментов, при помощи которого можно создавать яркие и оригинальные шедевры, – это детские ладошки. Шлеп, и отпечаток готов! А теперь вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след? Добавим несколько штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым медведем или ёжиком. Дети очень любят такие увлекательные превращения. Ведь знакомые ребенку ладошки могут преобразовываться во вполне узнаваемые предметы.
Материал: альбомный лист или цветная бумага любого цвета,
широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной водой гуашью (или пальчиковыми красками),гуашь, тонкая и широкая кисточка, мисочка с водой, чтобы помыть руки, тряпочка.
Ход работы
- В начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью.
- Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в мисочку с гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой краски непосредственно на ладонь малыша.
- Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком "вверх ногами".
- Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет, доводим его до нужного образа, например , свинье дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны - хвост-крючок.
Маленькие хитрости
Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист и т.д.
Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка.
Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека).
Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью, чтобы не пачкать другую.
Рисовать ладошками можно на листах бумаги большого формата.
Детей постарше можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа при помощи цветных карандашей.
5.РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ
Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Малыши еще не могут изображать предметы. К тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй. Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы. Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц.
К тому же в последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются с рук и хорошо отстирываются с одежды. Можно и самим приготовить краски для рисования пальчиками.
Самый легкий способ - развести гуашь, небольшим количеством воды, добавив в неё несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал.
Более сложный рецепт - сварить густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и стакана воды, остудить, разделить на несколько частей. В каждую порцию добавить пищевой краситель разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые краски готовы.
Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками, заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочке на платье и т.д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т.д.). Для начала можно предложить ребенку рисовать пальчиком на подносе с манкой, солью или речным песком.
Ход работы
- Ребенок опускает кончик пальчика в краску. Следите, чтобы малыш неглубоко опускал пальчик в баночку с краской.
- Покажите малышу, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. При необходимости, возьмите руку ребёнка в свою и нарисуйте несколько точек.
- При смене цвета пальчик промываем.
6.СКАТЫВАНИЕ БУМАГИ.
Ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
7. РИСОВАНИЕ МАНКОЙ.
Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Структура занятия:
- Вступительная беседа (5 мин).
Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор того или иного материала для изображения созданного им образа.
- Выполнение задания (10 мин).
- Заключительная часть (5 мин).
Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.
Программа «Изобразилия» реализуется в рамках проведения дополнительных занятий. Предполагает проведение одного дополнительного занятия в неделю в течение 20 мин.
Модель реализации программы
Направления работы
| Содержание деятельности
| Срок исполнения
|
1. Работа с детьми
| 1. Игры-занятия в рамках дополнительной работы.
| В течение учебного года |
2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков | 2 раза в год (октябрь, апрель) | |
3. Рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций, открыток, иллюстраций к художественным изданиям. | В течение учебного года | |
4.Чтение художественной литературы. | В течение учебного года | |
5.Театрализованные игры, хороводные игры | В течение учебного года | |
6. Продуктивная деятельность детей. | В течение учебного года | |
7. Участие в выставках детского творчества, которые организовываются в детском саду | В течение учебного года | |
8. Творческие отчеты – организация выставки работ. | В течение учебного года Итоговый 1 раз в год (май) | |
2.Сотрудничество с родителями
| 1.Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе. | В течение учебного года
|
2. Участие родителей в совместных конкурсах, которые организовываются в детском саду | В течение учебного года | |
3. Участие в викторинах и конкурсах. | В течение учебного года | |
3. Методическое сопровождение
| 1.Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. | В течение реализации программы |
2.Подборка художественной литературы | В течение учебного года | |
3.Картотека нетрадиционных способов рисования. | Май | |
4. Консультационный материал для педагогов. | В течение реализации программы | |
5. Консультационный материал для родителей. | В течение реализации программы | |
4. Работа с педагогами
| 1. Выступления на педагогических советах, методических объединениях. | В течение учебного года |
2. Консультации для педагогов. | В течение реализации программы | |
3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками). | В течение реализации программы | |
4.Работа в творческой группе педагогов. | В течение реализации программы |
Ресурсное обеспечение программы:
- Уголок изобразительной деятельности в группе.
-Методический инструментарий (картотека нетрадиционных способов рисования, подборка репродукций картин известных художников, оформление альбомов, сбор иллюстративного материала, аудио - видео записи).
Ожидаемые результаты:
Основное внимание следует уделять не столько сформированности конкретных представлений, развитию умений, сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа.
По итогам учебного года дети должны:
- Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам
(репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).
- Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, тампоном, крупой.
- Украшать силуэты элементами росписи, используя оттиск.
- Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
- Делать фон для своей будущей работы.
При разработке программы учитывались принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
Принцип динамичности - каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
Принцип сравнений - подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
Принцип выбора - подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Способы определения результативности:
Диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май).
Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности»
№п/n |
Ф.И. Ребенка | Техническ.навыки | Точность движе-ний | Средства выразительности (цвет, форма и др.) | Нали-чие замыс-ла | Проявление самостоят. | Отношение к рисо-ванию | Речь в про-цессе рисо-вания | |||||||
Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н.- начало года
К.- конец года
Календарно-тематическое планирование
№
| Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование | |||
СЕНТЯБРЬ | |||||||
1. | Осеннее дерево (коллективная работа) | Рисование отпечатками листьев | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой отпечатками листьев. Показать приёмы получения листвы дерева. | Лист ватмана с контурным изображением дерева, листья разных деревьев, акварельные краски, гуашь, кисточки, салфетки. | |||
2. | Веточка рябины | Рисование ватными палочками, пальчиками | Упражнять в рисовании ватными палочками, изображая на ветке ягоды. Развивать чувство композиции и цвета. Закрепить знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). | Гроздь рябины, гуашь красного цвета, ватные палочки, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины. | |||
3. | Грибочки | Рисование ватными палочками | Упражнять в рисовании ватными палочками, изображая грибы. Развивать чувство композиции и цвета. | Муляжи грибов, гуашь красного, зеленого, коричневого, белого цвета, салфетки, листы с изображением грибов. | |||
ОКТЯБРЬ | |||||||
1. | Мониторинг Дом, в котором мы живем | Томпонирование, рисование ватными палочками | Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста. Учить передавать образ дома, его строение и форму используя поролоновый тампон и палочки ватные. Закрепить знания цветов. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. | Альбомные листы с изображением дома, краска разных цветов, иллюстрации с изображением домов, салфетки. | |||
2. | Корзинка для урожая | Рисование ватными палочками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой ватными палочками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить украшать корзинку полосками и точками разного цвета. | Вырезанные из цветной бумаги корзинки. Синяя и желтая гуашь в мисочках, салфетки, муляжи овощей и фруктов в корзинках. | |||
3. | Яблоки на тарелочке | Оттиск печатками из картофеля | Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки на тарелке, используя цвета. Развивать чувство композиции. | Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках жёлтого и зелёного цветов, различные печатки, салфетки, груши муляжи. | |||
4. | Цыпленок | Тычок жесткой кистью | Учить рисовать оперение цыпленка жесткой кистью. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность. | Лист с контурным изображением цыпленка, желтая краска, салфетки. | |||
НОЯБРЬ | |||||||
1. | «Первый снег» | Тычкование | Упражнять в технике печатания тычком. Воспитывать эстетический вкус у детей. | Лист бумаги тонированный, кисточки, голубая, салфетки. | |||
2. | Цветы в подарок маме | Тычкование | Упражнять в технике печатания тычком. Вызвать желание украсить вазу в подарок для мамы. Воспитывать эстетический вкус у детей. | Лист бумаги тонированный, кисточки, краска зеленая, синяя, красная и т.п., салфетки. | |||
3. | «Подсолнух». | Техника рисования крупой | Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. | Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа. | |||
4. | «Зайчик беленький сидит» | Тычкование | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки. | |||
ДЕКАБРЬ | |||||||
1 | Украшение кумалана | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги круги разной формы и размера, разноцветная краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка кумаланов. | |||
2. | Снег, снежок, белая вся улица (коллективная работа) | Рисование ватными палочками | Упражнять в рисовании ватными палочками, изображая снежинки. Развивать чувство композиции и цвета. Закрепить знания и представления о цвете, величине, количестве (много). | Лист ватмана тонированный, гуашь белая, салфетки, ватные палочки. | |||
3. | Елочка пушистая, нарядная | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. | Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки | |||
4. | Рукавички Дед Мороза | Оттиск печатками, рисование ватными палочками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги рукавички, печатки, краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки. | |||
ЯНВАРЬ | |||||||
1. | Веселый снеговик | Тычок жесткой полусухой кистью | Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. | Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки.
| |||
2. | На что это похоже | Кляксография | Познакомить с техникой кляксография. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок. Развивать чувство ритма. | Бумага А4 белая, гуашь разного цвета, кисть. | |||
3. | Нарядные валенки | Рисование ватными палочками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. | Вырезанные из бумаги валенки, краска в мисочках, выставка валенок, салфетки. | |||
ФЕВРАЛЬ | |||||||
1. | Мишка по лесу идет | Рисование малым тычком | Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования –«тычкованием». Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Развивать ритм и цветовосприятие. | Лист А4 с раскраской по теме; гуашь разных цветов, салфетки. | |||
2. | Танк | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов. | Лист А4 с раскраской по теме; гуашь зеленого цвета, салфетки. | |||
3. | Волшебный цветочек для папы | Оттиск печатками из картофеля | Продолжать знакомить с техникой печатания печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать цветы, используя цвета. Развивать чувство композиции. | Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках разных цветов, различные печатки, салфетки. | |||
4. | Ветка мимозы для мамы | Тычкование | Развивать чувство композиции. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета. | Листы с изображением ветки, желтая гуашь, ветка мимозы в вазе. | |||
МАРТ | |||||||
1. | Красивая салфетка | Рисование пальчиками | Закрепить данный прием рисования. Развивать чувство композиции | Лист с изображением салфетки, краска, салфетки, эскизы и иллюстрации | |||
2. | Рыбки в аквариуме (коллективная работа) | Рисование ладошкой, пальчиками | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Лист ватмана тонированный (светло-голубой), краска, салфетка, иллюстрации. | |||
3. | Нарядные матрешки | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, краска , салфетки. | |||
4. | Красивый чайный сервиз | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды | |||
АПРЕЛЬ | |||||||
1. | Веселая птичка | Рисование пальчиками | Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность. | Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки, | |||
2. | Звездное небо | Рисование манкой, скатывание салфеток | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки | |||
3. | Солнышко, которое мне светит | Рисование ладошкой | Учить наносить отпечатки– лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине,пальчиковая краска желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка. | |||
4. | Бабочки на лугу | Тычок жесткой полусухой кистью | Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. | Бумага тонированная (синяя). Гуашь разноцветная, жесткая кисть, салфетки.
| |||
МАЙ | |||||||
1. | На что это похоже | Кляксография | Познакомить с техникой кляксография. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок. Развивать чувство ритма. | Бумага А4 белая, гуашь разного цвета, кисть. | |||
2. | Одуванчики | Тычок жесткой полусухой кистью | Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. | Альбомные листы, краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки. | |||
3. | Сиреневый букет (коллективная работа) | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. | Лист ватмана с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени. | |||
4. | Мониторинг |
Список используемой литературы:
- И.А.Лыкова Цветные ладошки
- Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
- Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»
Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...
Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.
Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...
Программа кружковой работы в младшей группе. Тема "Пальчик, ручка, язычок", программа кружковой работы по речевому развитию в средней, старшей группе и по подготовке к письму в подготовительной группе
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа б...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...