Представление опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
презентация
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:
· односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
· неспособность грамматически правильно построить распространённые предложения;
· бедность речи;
· недостаточный словарный запас;
· преобладание пассивного запаса слов над активным;
· ограничено использование в речи прилагательных, глаголов;
· употребление нелитературных слов и выражений;
· бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
· неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
· нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенное логическое мышление.
Актуальным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники. Использование мнемотаблиц в детском саду позволяет научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей и своей жизни, обогащает словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 19.85 КБ |
ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_v_razvitii_rechi.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Яблонька № 11»
Воспитатель:
Ничипорчук Е.В.
«Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Здесь на помощь приходят сюжетные картинки.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространённые предложения;
- бедность речи;
- недостаточный словарный запас;
- преобладание пассивного запаса слов над активным;
- ограничено использование в речи прилагательных, глаголов;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
- нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенное логическое мышление.
Актуальным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники. Использование мнемотаблиц в детском саду позволяет научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей и своей жизни, обогащает словарный запас. Информация с помощью наглядного материала у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в образовательном процессе по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Чем же отличается мнемотехника от других технологий?
- Интегративностью – образовательная деятельность реализуется во всех образовательных облястях.
- Экономичностью – используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства, не требующие финансовых затрат.
- Процессуальностью – развитие ребенка рассматривается как процесс.
- Здоровьезбережением – реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
- Универсальностью – может использоваться любым педагогом и родителем.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.
Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, я использую приемы мнемотехники в течение трех лет.
Цель: развитие связной речи у детей дошкольного возраста через использование элементов мнемотехники.
Задачи:
- обогащение словарного запаса детей;
- совершенствование грамматического строя речи;
- упражнение детей в пересказе, составлении рассказов, загадок, заучивании стихотворений;
- обучение детей правильному звукопроизношению;
- расширение кругозора.
Прогнозируемый результат:
- обогатиться словарный запас детей;
- усовершенствуется грамматический строй речи;
- повыситься чёткость звукопроизношения;
- сформируются навыки культуры речи;
- дети научаться заучивать стихотворения, последовательно, выразительно пересказывать, самостоятельно составлять описательный и повествовательный рассказы, развивать сюжетную линию.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематически. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель должен поставить перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:
1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
2 этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемодорожки и мнемотаблицы, для этого разделимся на две команды.
- Зашифровать пословицы в мнемодорожку
Под лежачий камень вода не бежит
Яблоко от яблони не далеко падает
- Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
- Зашифровать в мнемотаблицу сказку «Три медведя»
Рефлексия Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка":
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».
Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы в развитии речи: Бедный словарный запас Неумение согласовывать слова в предложении Нарушение звукопроизношения Неспособность построить монолог Бедная диалогическая речь Плохое развитие связной речи Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи
Мнемотехника Интегративность Экономичность Универсальность Процессуальность Здоровьесбережение
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками , и он усвоит их на лету». К.Д.Ушинский.
Цель: развитие связной речи у детей дошкольного возраста через использование элементов мнемотехники.
Задачи: обогащение словарного запаса детей; совершенствование грамматического строя речи; упражнение детей в пересказе, составлении рассказов, загадок, заучивании стихотворений; обучение детей правильному звукопроизношению; расширение кругозора.
Прогнозируемый результат : Обогатиться словарный запас детей; Усовершенствуется грамматический строй речи; Повыситься чёткость звукопроизношения; Сформируются навыки культуры речи; Дети научаться заучивать стихотворения, последовательно, выразительно пересказывать, самостоятельно составлять описательный и повествовательный рассказы, развивать сюжетную линию.
Задачи: Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Этапы развития элементов мнемотехники: Работа на занятиях по мнемотехнике состоит из III этапов: I этап – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано. II этап – осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. III этап – осуществление пересказа сказки, рассказа или стихотворения. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом, который помогает в непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.
Этапы работы : 1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами .
Мнемодорожка 2 этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками .
Мнемотаблица 3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами .
В результате применения мнемотехники: • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире; • Появляется желание пересказывать- ребенок понимает, что это совсем не трудно; • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям;
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....
Доклад для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Материал может быть полезен воспитателям ДОУ...
Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» ...
Работа по самообразованию на тему"Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
2016-2017; 2017-2018 уч год...