Методическая модель трудового воспитания в ДОУ
материал
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_trud_2021_g.docx | 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»)
ул.Зверева 44 А, г. Надым, ЯНАО, 629735, тел/факс: (3499)52 – 61 – 72
ОКПО 54107289, ИНН 8903020394, КПП 890301001, р/с 40204810000000000007 в РКЦ г. Салехард
Семинар-практикум «Методическая модель трудового воспитания в ДОУ»
Воспитатель МДОУ
«Детский сад «Улыбка» г. Надыма»
Н.А. Булыга
г. Надым, 2021г.
«Труд - это могучий воспитатель в
педагогической системе воспитания».
Антона Семеновича Макаренко.
Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я проведу семинар-практикум, посвященный теме «Методическая модель трудового воспитания в ДОУ»
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной. В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
Содействие си сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий )
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
В трудовой деятельности формируется ценностное отношение к труду как социально значимой деятельности.
Компоненты трудовой деятельности:
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент
Цель - это то, к чему надо стремиться.
Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:
Ранняя группа- Начинается приобщение детей к трудовой деятельности . Основной вид труда в этом возрасте самообслуживание
Младшая группа - Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Средняя группа - Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно- бытового труда и самообслуживания
Старшая группа- Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
Подготовительная группа- Сформированные навыки и умения совершенствуются.
Примерная сетка совместной образовательной деятельности
И культурных практик в режимных моментах:
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Младшая группа - Ежедневно
Средняя группа - Ежедневно
Старшая группа - Ежедневно
Подготовительная группа- Ежедневно
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)
Младшая группа - Ежедневно
Средняя группа - Ежедневно
Старшая группа - Ежедневно
Подготовительная группа- Ежедневно
Трудовые поручения (общий и совместный труд)
Средняя группа - -1 раз в неделю
Старшая группа - 1 раз в 2 недели
Подготовительная группа- 1 раз в 2 недели
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания
Старший дошкольный возраст- Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе Хозяйственно-бытового труда .
Старший дошкольный возраст - Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.Удетей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе.
Старший дошкольный возраст- Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег. собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда
Старшая группа - В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам
Подготовительная группа- самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).
Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогам может помочь письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
1.А сейчас давайте вспомнить пословицы и поговорки про труд.
Глазам страшно, а руки сделают.
Семь дел в одни руки не берут.
За всякое дело берись умело.
Муравей не велик, а горы копает.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Не хвались наперед, погляди в конец: каков делу конец будет.
Хвались урожаем, когда в амбаре засыпаешь.
Уменье и труд все перетрут.
Землю красит солнце, а человека труд.
Без труда нет плода.
Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
2. Следующее задание – назовите виды трудовой деятельности в ДОУ по старшему и подготовительному возрасту.
3.Прослушайте проблемные ситуации и предложите свой вариант решения:
1. Утром в садике воспитатель спрашивает детей, кто бы хотел быть дежурным, один мальчик поднял руку, больше никто не поднял
2. Мама Наташи (6 лет) говорит: «У моей дочери есть желание мне помогать. За какую бы работу я ни взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь, одна помеха! Я отправляю ее гулять, без нее я быстрее управляюсь по хозяйству».
Права ли мама Наташи? Что можно посоветовать маме?
Решение. Мама Наташи не права. При таком подходе желание трудиться у Наташи может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя ее действия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Наташу конкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы.
! Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.
4. Работа с карточками.
«Назовите задачи и содержание знаний детей о профессиях людей по каждой возрастной групп
-старшая
- подготовительная
Расширять представления о людях разных профессий (строители, земледельцы; работники транспорта, связи и т.д.). рассказывать о важности и значимости труда. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Продолжать расширять представления о людях разных профессий (творческих : художники – модельеры, портные и т.д., предприятий города, района, края, страны, новыми профессиями: менеджер, рекламный агент, фермер и т.д), о значении их труда для общества
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что главной задачей трудового воспитания является формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности. Необходимо углублять и закреплять представления детей о труде взрослых, воспитывать интерес и уважение к нему. Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка. Трудовое, нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями семьи и общественности.
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
А в помощь вам я хочу раздать памятки по трудовому воспитанию.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ
Методическая модель трудового воспитания детей может быть использована в качестве консультации для воспитателей или обсуждения на педагогическом совете....
Методическая модель трудового воспитания
Методическая модель трудового воспитания...
"Методическая модель трудового воспитания в ДОУ"
Методическая модель трудового воспитания в ДОУ расчитана на все возрастные группы....
Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ. Задачи и содержание работы воспитателя
Методическая модель трудового воспитания значительно облегчит педагогам осуществление перспективного и календарного планирования работы с детьми, позволит последовательно и системно организовать всю р...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях доу...
Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ. Задачи и содержание работы воспитателя
Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ. Задачи и содержание работы воспитателя...
Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ
Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ...