"Методическая модель трудового воспитания в ДОУ"
учебно-методический материал ( группа) по теме
Методическая модель трудового воспитания в ДОУ расчитана на все возрастные группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_trud_vosp.doc | 788 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Начальная школа – детский сад №33»
2011 год
2011 год
Содержание
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста
Алгоритмы навыков самообслуживания
Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом
Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями
Алгоритмы навыков ручного труда
Знания детей о трудовой деятельности взрослых
Критерии оценки реализации Программы трудового воспитания детей
Педагогическая диагностика усвоения детьми Программы трудового воспитания
Диагностика усвоения детьми Программы трудового воспитания
Введение
В данном материале представлен результат анализа «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (раздел «Трудовое воспитание»). Методическая модель трудового воспитана значительно облегчит педагогам осуществление перспективного и календарного планирования работы с детьми, позволит последовательно и системно организовать всю работу по трудовому воспитанию на основе созданной предметной среды для каждого вида труда. Воспитатели могут менять планирование работы с учетом алгоритма усвоения детьми конкретных трудовых навыков, умений, действий в каждой возрастной группе по всем четырем видам труда.
В сводных таблицах задач и содержания работы по каждому виду труда шрифтом выделены те, которые являются новыми для каждой возрастной группы в сравнении с предыдущей, что поможет педагогу своевременно приступить к работе по реализации новых задач трудового воспитания и продолжать работу над уже знакомыми, до полного формирования устойчивости трудовых навыков у детей.
В таблицах алгоритмов ознакомления детей с доступными им трудовыми операциями и действиями также выделены те трудовые навыки, которыми дети должны овладеть в данной группе.
Воспитатели смогут осуществлять самоанализ своей педагогической деятельности по организации трудового воспитания детей и педагогическую диагностику усвоения детьми программы по разделу «Трудовое воспитание». Причем в основу диагностики детей вместо традиционно-привычного диагностирования по уровням (высокий, средний низкий) положен принцип, позволяющий определить степень активности и успешности по отношению ребенка данному виду труда {активен или неактивен) и результату овладения им (успешен) или неовладения трудовыми операциями, действиями, навыками (неуспешен).
Такое оценивание результатов трудовой деятельности детей является более корректным.
Цель
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи
Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.
Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.
Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
Виды труда дошкольников
- Самообслуживание.
- Хозяйственно-бытовой труд.
- Труд в природе.
- Ручной труд.
Формы организации труда
- Поручения
- Дежурства.
- Коллективный труд (общий, совместный).
Методический комментарий
Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд — в старшей и подготовительной группах.
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.
В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.
Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.
Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности. Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Широко он используется только в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возрастные возможности детей позволяют воспитателю решить более сложные задачи трудового воспитания:
- приучать детей договариваться о
предстоящей работе; - работать в нужном темпе;
- выполнять задание в определенный срок.
В старшей группе педагог использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание).
В каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей. Должен рационально храниться инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться.
Содержание труда детей, система включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труд, методы и приемы, постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей должны соответствовать программе каждой возрастной группы.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста
1-я младшая группа
- Воспитывать уважение к людям любой профессии.
- Подчеркивать значимость результатов их труда.
- Поддерживать желание детей помогать взрослым.
- Приобщать детей к самообслуживанию
2-я младшая группа
1. Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.
Средняя группа
- Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
- Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
- Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).
- Разъяснять детям значимость их труда.
- Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Старшая группа
- Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное
время года. - Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников
сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др. - Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т. п.).
- Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников,
писателей, композиторов, мастеров на родного декоративно- прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства. - Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.
- Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
- Учить доводить начатое дело до конца.
- Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
- Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
- Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
- Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности
Подготовительная группа
- Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.
- Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
- Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.
- Формировать потребность трудиться.
- Воспитывать любовь к труду.
- Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.
Методический комментарий
- Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.
- Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
- Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей.
Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда. В старшей группе добавляется ручной труд.
- В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
- В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.
Самообслуживание
Группы | Задачи и содержание работы |
1-я младшая | 1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды). 2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. 3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого. 4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами {носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). 5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке. 6. Обучать детей порядку одевания и раздевания. 7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого. 8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. 9. Учить правильно надевать одежду и обувь. |
2-я младшая | 1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.). 2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. 3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком. 4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой. |
Средняя | 1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться: приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок — чистить, просушивать, 2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. 3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. 4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком. 5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком. 6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом). 7. Учить полоскать рот после еды. |
Старшая | 1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки. 2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место). 3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. 4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам. 5. Развивать желание помогать друг другу 6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей. 7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места. 8. Учить опрятно убирать постель. |
Подготовительная | 1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). 2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь. 3. Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию. 4. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном. К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок. |
Алгоритмы навыков самообслуживания
Группы | Навыки и умения | Условия для формирования самообслуживания |
1-я младшая | 1. Самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого). 2. При небольшой помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках. 3. Самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке. 4. Самостоятельно пользоваться индивидуальньши предметами — носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком 5. Усваивать порядок одевания и раздевания. 6. Аккуратно складывать снятую одежду и обувь. | 1. Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески. 2. Тарелки, ложки, чашки. 3. Шкафчики и стойки для полотенец с индивидуальной меткой ребенка. 4. Салфетки |
2-я младшая | 1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. 2. Складывать, вешать предметы одежды. 3. Мыть руки, лицо, уши аккуратно. 4. Насухо вытираться. 5. Вешать полотенце на место. 6. Пользоваться носовым платком (расческой). 7. Пользоваться правильно столовой и чайной ложками, вилкой салфеткой. | 1. Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески 2. Тарелки, ложки (столовые, чайные), чашки, вилки. 3. Салфетки. 4. Шкафчики для одежды и стойки для полотенец с индивидуальной меткой ребенка. 5. Рисуночные алгоритмы умывания, одевания и раздевания. |
Средняя | 1. Самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду. 2. С помощь взрослого приводить в порядок одежду — чистить, просушивать. 3. Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. 4. Пользоваться носовым платком и расческой. 5. При кашле и чихании прикрывать нос и рот платком, отворачиваться. 6. Правильно пользоваться столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом. 7. Полоскать рот после еды. | 1. Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески. 2. Тарелки, ложки (столовые и чайные), чашки, вилки, ножи. 3. Щетки для очистки одежды, обуви. 4. Стакан для полоскания рта после еды. 5. Рисуночные алгоритмы умывания, одевания и раздевания, 6. Шкафы для одежды, стойки для полотенец. |
Старшая | 1. Самостоятельно одеваться и раздеваться. 2. Аккуратно складывать свою одежду в шкаф. 3. Своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). 4. Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. 5. Ежедневно чистить зубы. 6. Следить за чистотой ногтей. 7. Раскладывать в своем шкафу одежду в определенные места. 8. Опрятно убирать постель. 9. Оказывать взаимную помощь в процессе одевания, раздевания. 10. Пользоваться носовым платком, расческой, салфеткой. 11. Пользоваться правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом. | 1. Щетки для чистки одежды, обуви. 2. Мыло, индивидуальное полотенце. 3. Индивидуальная расческа и носовой платок. 4. Столовые приборы: ложки, вилки, ножи, чашки, блюдца, салфетки. 5. Рисуночные алгоритмы умывания, раздевания, одевания, чистки зубов, уборки постели, сервировки стола. |
Подготовительная | 1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. 2. Аккуратно складывать в шкаф одежду. 3. Ставить на место обувь, мыть, протирать ее. 4. Своевременно сушить мокрые вещи. 5. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. 6. Тактично напоминать товарищу о непорядке в его костюме, обуви, помогать устранять их. 7. Самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию. 8. Чистить зубы, полоскать рот после еды. 9. Мыть ноги перед сном. | 1. Шкафы для одежды, стойки для полотенец. 2. Тазики для мытья ног. 3. Стаканы для полоскания рта. 4. Зубная щетка и паста (индивидуально для каждого). 5. Щетки для чистки одежды, обуви. 6. Индивидуальные носовые платки полотенца, расчески. 7. Губки для мытья обуви. |
Методические рекомендации
• Формирование навыков самообслуживающего труда тесно взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков и влияет на их совершенствование.
• Алгоритм поможет воспитателю в работе над перспективным планом, в выборе конкретных форм и методов работы для более полного и своевременного формирования всех навыков самообслуживающего труда у детей каждой возрастной группы
Хозяйственно-бытовой труд
Группы | Задачи и содержание работы |
1-я младшая | 1. Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. 2. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы. |
2-я младшая | 1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал, 2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. 3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. 4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой, помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т п.). |
Средняя | 1. Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки. 2. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи). |
Старшая | 1. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки. 2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице. 3. Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, убирать посуду после еды. 4. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы. |
Подготовительная | 1. Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки. 2. Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице. 3. Учить самостоятельно убирать постель после сна. 4. Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол. 5. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы. К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий. |
Методические рекомендации
- Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием общей культуры ребенка: правильно сервировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в комнате, на участке.
- Овладение трудовыми хозяйственно-бытовыми операциями делает ребенка самостоятельным, готовым к взрослой жизни.
Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом
Группы | Трудовые операции и действия | Условия для хозяйственно-бытового труда |
1-я младшая | 1. Поднять игрушку поставить ее в шкафчик или другое определенное место. 2. Поставить на стол пустую хлебницу. 3. Поставить на стол салфетницу с салфетками. | 1. Игрушки имеют постоянное место в групповой комнате. 2. В группе небьющиеся хлебницы и салфетницы. |
2-я младшая | 1. Подготовить материалы к занятию: разложить на столе кисточки, дощечки для лепки и пр. 2. Убирать игрушки и предметы на свое место после игр и действий с ними. 3. Раскладывать ложки, вилки, тарелки, чашки, ставить сапфетницы, хлебницы (со 2-й половины года). | 1. Все игрушки, предметы имеют постоянное место. 2. Материалы для занятий имеют определенное место, размещены удобно и доступно для детей. 3. Фартуки дежурных. 4. Ложки и вилки расположены ручкой вверх в емкостях для хранения. 5. Чашки с ручкой, блюдца. |
Средняя | 1. Убирать игрушки и строительный материал в отведенное им в группе место. 2. Подклеивать книги, коробки. 3. Самостоятельно выполнять обязанности дежурных (полная сервировка стола). | 1. Постоянное место в группе для игрушек и строительного материала. 2. Уголок дежурных (число дежурных по количеству сервируемых столов). 3. Материал и оборудование для подклеивания книг, коробок (кисточки для клея, ножницы, салфетки, клей). |
Старшая | 1. Протирать игрушки и учебные пособия. 2. Мыть игрушки, строительный материал. 3. Уметь наводить порядок на участке: подметать и убирать от мусора дорожки, очищать их от снега. 4. Поливать песок в песочнице. 5. Самостоятельно и добросовестно осуществлять полную сервировку стола. 6. убирать посуду после еды. 7. Самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий. 8. убирать после занятий, мыть кисточки, розетки для красок, палитру. 9. Протирать столы. | 1. Детские метлы, совки. 2. Деревянные лопатки для снега. 3. Ведра, лейки для полива песка в песочнице. 4. Тазики, тряпки (губки). 5. Уголок дежурных по столовой (по занятиям). 6. Фартуки дежурных. 7. Щетки-сметки, совок. 8. Губки (тряпки) для протирания столов. 9. Постоянное место для хранения каждой игрушки, игрового и строительного материала. 10. Бумага, ножницы, клеевые кисти, картон (для подклеивания книг, коробок). |
Подготовительная | 1. Поддерживать порядок в группе и на участке (постоянно и своевременно). 2. Мыть игрушки, строительный материал. 3. Подметать дорожки и очищать их от снега. 4. Поливать песок в песочнице. 5. Самостоятельно убирать постель после сна. 6. Полностью сервировать стол. 7. Раздавать второе и третье блюда. 8. Убирать посуду после еды 9. Подметать пол в группе. 10. Самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий. 11. Убирать материалы после занятия. 12. Мыть кисточки, розетки, палитру 13. Протирать столы. | 1. Постоянное место для игрушек, игрового и строительного материала. 2. Тазики, тряпки (губки). 3. Детские метлы, совки. 4. Деревянные лопатки для снега. 5. Ведра, лейки для полива песка в песочнице. 6. Рисуночный алгоритм уборки постели 7. Раздаточный стол (для вторых и третьих блюд и пустой посуды). 8. Фартуки дежурных 9. Веник. 10. Определенное место для хранения материалов для занятий. |
Труд в природе
Группы | Задачи и содержание работы |
1-я младшая | 1. Приучать в помещении и на участке помогать взрослым ухаживать за растениями и животными. |
2-я младшая |
3. Расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеечек |
Средняя |
4. Приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая). 5. Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место). |
Старшая |
8. Летом привлекать детей к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб. |
Подготовительная |
7. Летом привлекать детей к рыхлению почвы, к прополке и окучиванию, поливу грядок и клумб. К концу года дети могут: осуществлять простые виды трудовой деятельности в природе, по уходу за: животными, растениями на участке в соответствии с сезонными и погодными условиями |
Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями
Группы | Трудовые операции и действия | Условия в группе для труда в природе |
1-я младшая | 1. Помогать взрослым ухаживать за растениями и животными на участке. | 1. Природный уголок: растения, животные, оборудование для ухода за ними. 2. Календарь погоды. 3. Картинки: времена года, растения, животные. |
2-я младшая | 1. Кормить птиц, рыб {с помощью взрослых). 2. Поливать комнатные растения, растения на грядках. 3. Сажать лук, фасоль, горох, подсолнухи, огурцы. 4. Собирать урожай овощей на грядке. 5. Расчищать дорожки, скамейки от снега. | 1. Природный уголок в группе: комнатные растения и животные. 2. Календарь погоды. 3. Детский огород. Этикетки для грядок. 4. Мини-огород на окне (зимой). 5. Оборудование для ухода за растениями и животными в группе и на участке. 6. Картинки: времена года, растения, животные. |
Средняя | 1. Поливать и опрыскивать растения; рыхлить почву. 2. Кормить рыб, птиц (при участии воспитателя). 3. Мыть поилки 4. Выращивать зеленый корм для птиц в зимнее время (с помощью воспитателя). 5. Подкармливать зимующих птиц (с помощью воспитателя). 6. Сеять семена, поливать рассаду, прореживать, пропалывать, собирать урожай. 7. Приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очистка, просушивание). | 1. Природный уголок: растения, животные, оборудование для ухода за ними. 2. Паспорта растений. 3. Календарь погоды. 4. Детский огород. Этикетки для грядок. 5. Детские лопатки, грабли, ведра, лейки. 6. Мини-огород на окне (зимой). 7. Кормушки для птиц на участке. |
Старшая | 1. Выполнять поручения по уходу за растениями и животными в уголке природы. 2. Выполнять обязанности дежурного в уголке природы (полив, рыхление, опрыскивание и т д.). 3. Собирать урожай на грядке. 4. Пересаживать цветущие растения из грунта в уголок природы. 5. Сгребать снег к стволам деревьев и кустарников. 6. Выращивать корм для птиц, животных. 7. Сажать корнеплоды. 8. Делать фигурки, постройки из снега. 9, Сеять семена овощей (укропа, моркови и т. д.) и цветов. 10. Высаживать рассаду в грунт. 11. Рыхлить почву, поливать грядки и клумбы (с помощью взрослых). 12. Собирать растения для гербария. 13. Собирать природные материалы для коллекции. 14. Наблюдать за погодными и атмосферными явлениями. | 1. Природный уголок: растения, животные, |
Подготовительная | 1. Ухаживать за питомцами уголка природы. 2. Ухаживать за комнатными растениями с учетом их потребностей. 3. Собирать природный материал на участке. 4. Собирать семена дикорастущих растений для подкормки птиц зимой. 5. Собирать листья и растения для гербария. 6. Пересаживать цветущие растения с участка в уголок природы (ноготки, астры).
Работа на фитоогороде | 1. Природный уголок: растения, паспорта на них; животные, оборудование для ухода за ними. 2. Календарь погоды. Фенологический календарь. 3. Детский огород. Этикетки 4. Хозяйственный детский инвентарь. 5. Мини-огород на окне (зимой). 6. Кормушки для птиц на участке. 7. Коллекции:
10. Фитоогород |
Ручной труд
Группы | Задачи и содержание работы |
Старшая |
4. Привлекать к участию в ремонте книг, настольно-печатных игр и других пособий и приучать рационально расходовать материал |
Подготови-тельная |
К концу года дети могут: изготовлять игрушки, пособия для игр и занятий из разных материалов. |
Алгоритмы навыков ручного труда
Группы | Умения и навыки | Условия для ручного труда в группе |
Старшая | 1. Знать виды бумаги (плотная, тонкая, картон) и ее конструктивные свойства (бумагу можно складывать, сгибать, разрезать, склеивать, сминать). 2. Знать виды природных материалов (листья, ветки, желуди, орехи, шишки, солома, лоза и др.) и их конструктивные свойства для изготовления поделок, игрушек. 3. Использовать бросовый материал для изготовления игрушек, сувениров. 4. Делать выкройки изготавливаемого предмета, используя готовые лекала. 5. Сгибать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для елочных гирлянд). 6. Делать игрушки из бумаги, согнутой пополам, приклеивая к основной форме детали (домик, автобус).
8. Уметь, рассматривая природный материал, видеть в нем какой-либо | 1. Лекала, линейки, выкройки. 2. Ножницы. 3. Кисти с жестким ворсом. 4. Клей. 5. Проволока в цветной оболочке. 6. Шило (хранится у воспитателя). 7. Бумага плотная, тонкая, картон. 8. Природный материал. 9. Бросовый материал. 10. Подставки для кистей, клееночки, салфетки. 11. Пластилин (для скрепления природного материала). |
Подготови-тельная |
13. Изготовлять различные фигурки из бумажных цилиндров,
|
|
Методические рекомендации
• Педагогу следует обратить внимание на то, что основные навыки ручного труда активно формируются в старшей группе. В подготовительной группе формируется умение использовать приобретенные навыки самостоятельно, применяя полученный в старшей группе опыт ручного труда для изготовления по собственной инициативе игрушек для сюжетно-ролевых игр и сувениров.
- В подготовительной группе обучают детей навыкам работы с иглой, первоначальным, элементарным приемам шитья.
- Все умения и навыки ручного труда основаны на приобретении детьми опыта познания конструктивных свойств различных материалов (бумаги, картона, проволоки, бросового и природного материалов) и их использования для изготовления поделок, игрушек, сувениров.
- Основные приемы работы с бумагой: сгибание, складывание, разрезание, вырезывание, склеивание, сминание.
- Все навыки и умения у детей формируются в процессе изготовления поделок, и чем разнообразнее их тематика, используемый для этого материал, тем больший уровень навыков и умений ручного труда будет сформирован у детей. Все это должно быть учтено воспитателем при составлении перспективного плана работы по ручному труду
Знания детей о трудовой деятельности взрослых
Младший дошкольный возраст
• Дети должны иметь представление о профессиях:
- помощник воспитателя;
- строитель;
- повар;
- шофер;
- продавец.
Знать об основных трудовых процессах, о материалах, орудиях и инструментах, необходимых для работы в этих профессиях.
- Знать о труде взрослых в деревне.
- Иметь представление о детском саде, магазине.
Старший дошкольный возраст
Должны знать о трудовой деятельности взрослых в следующих сферах:
- промышленность;
- транспорт;
- строительство;
- учреждения культурно-бытового обслуживания;
- образование и медицина;
- сельское хозяйство.
Знать об основных трудовых процессах, о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы.
- Знать о взаимодействии людей разных профессий.
- Знать о героических профессиях (космонавты, полярники, спасатели)
Критерии оценки реализации Программы трудового воспитания детей
I. Знания, умения, навыки воспитателя. Планирование работы
- Знание воспитателем Программы трудового воспитания детей по разделам: «Самообслуживание», «Труд в природе», «Хозяйственно-бытовой труд», «Ручной труд».
- Методическое обеспечение педагогического процесса по трудовому воспитанию.
- Перспективное планирование работы.
- Календарное планирование различных видов трудового воспитания детей. Система работы. Взаимосвязь с другими видами детской деятельности.
- Методика проведения воспитателем занятий, руководство совместной и самостоятельной деятельностью по трудовому воспитанию детей. Индивидуальная работа.
II. Создание условий
- Наличие оборудования для каждого вида труда и целесообразность его размещения.
- Соответствие оборудования требованиям педагогики и СанПиНа.
III. Знания, умения, навыки детей.
- Владение детьми трудовыми умениями и навыками в соответствии с требованиями Программы трудового воспитания.
- Наличие интереса, самостоятельности и активности детей.
- Использование детьми умений и навыков в самостоятельной трудовой
деятельности. - Знания детей о трудовой деятельности взрослых
IV. Работа с родителями.
1. Организация совместной деятельности (досуг, занятия, совместные акции и т д.).
- Педагогическое просвещение родителей по трудовому воспитанию детей.
Создание единого образовательного пространства семьи и детского сада. - Семинары-практикумы по обучению родителей навыкам совместной деятельности с детьми.
Педагогическая диагностика усвоения детьми Программы трудового воспитания
Диагностика, как количественная оценка и качественный анализ всех педагогических процессов, позволит 5 осуществлении трудового воспитания детей соблюдать принцип индивидуальности в подборе форм и методов конкретных трудовых поручений дл? каждого ребенка.
С целью выявления уровня сформированное™ трудовых навыков и умений детей может быть осуществлена педагогическая диагностика по каждому вид. трудовой деятельности детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой ручной труд и труд в природе.
В основу методики этой педагогической диагностики может быть положенс два основных критерия:
1. Отношение ребенка к данному виду труда (активен или неактивен).
2. Результат усвоения ребенком способов выполнения трудового действия, навыка (успешен или неуспешен).
Результаты
- Активен — неуспешен — говорит о том, что у ребенка есть интерес к трудовой деятельности, но он не освоил способы выполнения определенного трудового действия.
- Неактивен — неуспешен — у ребенка не только не сформированы навыки определенного трудового действия, но и отсутствует интерес к определенному виду трудовой деятельности.
- Неактивен — успешен — ребенок не проявляет интереса и желания участвовать в доступной ему трудовой деятельности, но при побуждении его к ней со стороны взрослого справляется с трудовым поручением, так как освоил определенные трудовые действия, владеет навыками данного вида труда.
- Активен — успешен — это самый высокий результат и говорит с полном усвоении ребенком Программы трудового воспитания, так как у него сформированы интерес и навыки, не
обходимые для определенной трудовой деятельности.
В результате таблица педагогической диагностики усвоения детьми Программы трудового воспитания может выглядеть следующим образом.
Диагностика усвоения детьми Программы трудового воспитания
Литература
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Толщина Н. С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ — М.: Скрипторий, 2004.
- Толщина Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. — М.: Скрипторий, 2008.
- Козлова С. А., Куликова Т. А, Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2002.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т С. Комаровой. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.
- Приходько Е. Г., Малышевич Т. В. Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. — Краснодар: Мир Кубани, 2006
- Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле. — М.: Просвещение, 1987.
- Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду — М.: Просвещение, 1987.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2002.
- Комарова Т. С. Дошкольное художественное творчество. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.
- Комарова Т. С, Савенков А. И.Коллективное творчество дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Комарова Т. С, Филлипс О. Ю,Эстетическая развивающая среда. — М.:Педагогическое общество России, 2005.
- Комарова Т. С, Куцакова А. В.,Павлова А. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.
- Куцакова А. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. — М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Макарова Н. Р. Секреты бумажного листа: Рабочая тетрадь по художественному труду. — М.: Мозаика — Синтез, 2004.
- Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.
- Парамонова А. А. Детское творческое конструирование. — М.: Карапуз, 1999.
- Тарловская Н. В., Топоркова А. А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. — М.: ВЛАДОС, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ
Методическая модель трудового воспитания детей может быть использована в качестве консультации для воспитателей или обсуждения на педагогическом совете....
Методическая модель трудового воспитания
Методическая модель трудового воспитания...
Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ. Задачи и содержание работы воспитателя
Методическая модель трудового воспитания значительно облегчит педагогам осуществление перспективного и календарного планирования работы с детьми, позволит последовательно и системно организовать всю р...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях доу...
Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ. Задачи и содержание работы воспитателя
Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ. Задачи и содержание работы воспитателя...
Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ
Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ...
Методическая модель трудового воспитания в ДОУ
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования ...