"Мнемотехника как способ развития этика детей дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие
Дидактическое пособие для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskoe_posobie-na_sayt.docx | 386.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие
«Мнемотехника как способ развития этика детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Пылайкина Ирина Геннадьевна
Дидактическое пособие «Этикет для малышей» предназначено для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по формированию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.
Пояснительная записка.
Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. «Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», - так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.
Существует четыре ступени этикета:
❖ первая заканчивается к 5 годам, девиз «Не мешай окружающим людям» (не разговаривай громко, не толкай и т. п.);
❖ вторая – к 10 годам, девиз «Будь приятен окружающим людям» (говори комплименты, скрывай своё плохое настроение и т. п.);
❖ третья – к 14 годам, девиз «Помогай окружающим людям» (уступи место, предложи помощь и т. п.);
❖ четвёртая – к 18 годам, девиз «Будь естественным».
На протяжении года я проводила занятия с детьми по этикету и культуре поведения. На занятиях я с успехом использовала мнемотаблицы, знакомя детей, да и родителей, с этикетными нормами и правилами.
Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.
Цель разработки пособия:
Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых.
Задачи:
✓ знакомство с правилами этикета,
✓ формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,
✓ развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,
✓ воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.
Содержание пособия: мнемотаблицы по этикету.
Темы:
❖ «Приветствие»,
❖ «Прощание»,
❖ «Поведение на улице»,
❖ «Правила поведения в транспорте»,
❖ «Говорим по телефону»,
❖ «Идём в театр»,
❖ «Поведение в магазине».
Ход игры:
Дети сидят полукругом, воспитатель находится рядом с ними. Сюжетная картинка или рассказ воспитателя служат толчком для разговора по выбранной воспитателем теме. В конце общего обсуждения, дошкольники пересаживаются за столы (можно в это время провести физминутку). На листочке нарисована таблица 3*3. Педагог представляет детям на доске мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали в ходе обсуждении. Дошкольники перерисовывают таблицу в тетрадь, которую забирают домой. Дома ребята рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают. Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь. Несколько таблиц демонстрируются в качестве образца, а в дальнейшем, дети самостоятельно заполняют таблицы, используя свои умения и навыки (в зависимости от возраста).
Тема: «Приветствие»
- называется имя
- улыбка согревает приветствие
- младший первый приветствует старшего
- руки в карманах не держим
- входящий первый приветствует присутствующих
- мужчина первый приветствует женщину
- первая подаёт руку для рукопожатия женщина
- не жуём, когда приветствуем
- при разговоре смотрим на «третий» глаз
- для рукопожатия подаём правую (чистую) руку (левая сторона тела считается сатанинской, нечистой).
Тема: «Прощание»
- при прощании используем пожатие руки
- кивок головой
- взмахивание рукой
- дружеское прощание: пока, счастливо, чао
- если предполагается встреча говорим « до встречи»
- как вы прощаетесь с родителями перед сном?
- само слово «прощай» означает конец встреч
Тема: «Поведение на улице»
- на улицу выходим опрятно одетыми
- двигаемся по правой стороне дороги
- шеренгой по улице не ходим
- девочка идет с более почетной правой стороны (на левом боку висела сабля)
- дорогу переходим по зеленому сигналу светофора
- на улице не кричим
- на улице не мусорим, для бумажек есть урна
- на улице ничего не жуем
- можно есть только мороженое, но не облизывать, а кусать
- если на улице несчастный случай, звоним по 03.
Тема: «Правила поведения в транспорте»
- при выходе из транспортного средства, помогаем выйти пожилым, маме, девочке
- уступаем место инвалидам, маме
- не обсуждаем громко свои проблемы
- не наступаем на ноги, не стоим ногами на сиденье
- в транспорте не причесываемся
- не едим
- уступаем место кому тяжело стоять (маме с малышом)
- троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот - спереди
- если нам уступили место, то благодарим и отказываемся
- не толкаем всех локтями
- если у нас за спиной висит рюкзак, снимаем его и ставим рядом
Тема: «Говорим по телефону»
- не жуём, разговаривая по телефону
- не зеваем, навевая скуку на своего собеседника
- если телефон прогудел 4-5 раз и никто не взял трубку, не беспокоим этот номер
- если всё-таки трубку взяли, то сначала приветствуем того, кому звоним
- и второе – представляемся, т. е. называем свое имя
- все телефоны записываем в записную книжку
- обязательно выучим свой номер телефона
- звоним до десяти часов вечера: позже кто-то может лечь спать
- спрашиваем, не оторвали ли от важных дел
- долго не болтаем, т.к. может быть кто-то другой не может дозвониться по важному делу
- если мы попали не туда, извиняемся
- если к нам попали по ошибке, отвечаем: "Простите, Вы ошиблись номером"
Тема: «Идём в театр»
- в театр приходим красиво одетыми (причёсанными, умытыми, с чистым носовым платочком, в начищенной обуви)
- не забываем взять билет
- приобретаем в театре программу
- после первого звонка подходим к билетёру и просим показать наше место в зале
- после третьего звонка вход в зал запрещён
- в буфете можно попить и поесть
- в зале не едим, не кричим
- представление понравилось – хлопаем в ладошки (аплодисменты)
- спокойно идём в гардероб и по номерку берём свою одежду
Тема: «Поведение в магазине»
- придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей
- не берём животных в магазин
- в магазине встаем в очередь
- корзина для товара
- продукты берём руками только в упаковке
- этикетные нормы обращения к продавцу
- сначала заплати за товар (продукт) – потом его ешь
- не кричим в магазине
- не бегаем по магазину.
Тема: «Правила поведения в храме».
- одежда для посещения храма должно быть скромной
- за руки не держимся
- не кричим
- не кушаем
- не пьем в храме
- сидят на скамейках только пожилые люди
- если поставили свечку, сразу не убегаем от нее
- не разрешается в храме проводить фото и видеосъемки, только в исключительных случаях
- не бегаем в храме.
Тема: «Правила дружбы детей группы»
- не деремся
- не жадничаем
- не ссоримся
- не кричим друг на друга, говорим спокойно
- жалеем тех, кто плачет, стараемся ему помочь
- извиняемся, если нечаянно уронили, помогаем встать
- если ребёнок нарушает правило в игре, не дерёмся, а напоминаем ему об этом правиле
- не обманываем
- приносим в группу игрушки и угощение всем детям.
Мнемотаблица №1 «Приветствие»
Мнемотаблица №2 «Прощание»
Мнемотаблица №3 «Поведение на улице»
Мнемотаблица №4
«Правила поведения в транспорте»
Мнемотаблица №5 «Говорим по телефону»
Мнемотаблица №6 «Идем в театр»
Мнемотаблица №7 «Поведение в магазине»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"
Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому ...
Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"
Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....
Проект «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста».
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности ( на занятиях по лепки, рисо...
Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста.
Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей....
Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя при...
Самообразование на тему "Мнемотехника, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Использование мнемотехники для решения проблем речевого развития детей дошкольного возраста способно сделать процесс обучения интересным, занимательным и наиболее развивающим. Именно в старшем дошколь...
Семинар по теме: Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя при...