"Мнемотехника как способ развития этика детей дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие

Дидактическое пособие для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie-na_sayt.docx386.28 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие

«Мнемотехника как способ развития этика детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Пылайкина Ирина Геннадьевна

Дидактическое пособие «Этикет для малышей» предназначено для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по формированию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.

Пояснительная записка.

Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. «Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», - так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.

Существует четыре ступени этикета:

 первая заканчивается к 5 годам, девиз «Не мешай окружающим людям» (не разговаривай громко, не толкай и т. п.);

 вторая – к 10 годам, девиз «Будь приятен окружающим людям» (говори комплименты, скрывай своё плохое настроение и т. п.);

 третья – к 14 годам, девиз «Помогай окружающим людям» (уступи место, предложи помощь и т. п.);

 четвёртая – к 18 годам, девиз «Будь естественным».

На протяжении года я проводила занятия с детьми по этикету и культуре поведения. На занятиях я с успехом использовала мнемотаблицы, знакомя детей, да и родителей, с этикетными нормами и правилами.

Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Цель разработки пособия:

Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых.

Задачи:

 знакомство с правилами этикета,

 формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

 развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

 воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.

Содержание пособия: мнемотаблицы по этикету.

Темы:

 «Приветствие»,

 «Прощание»,

 «Поведение на улице»,

 «Правила поведения в транспорте»,

 «Говорим по телефону»,

 «Идём в театр»,

 «Поведение в магазине».

Ход игры:

Дети сидят полукругом, воспитатель находится рядом с ними. Сюжетная картинка или рассказ воспитателя служат толчком для разговора по выбранной воспитателем теме. В конце общего обсуждения,  дошкольники пересаживаются за столы (можно в это время провести физминутку). На листочке нарисована таблица 3*3. Педагог представляет детям на доске мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали в ходе обсуждении. Дошкольники перерисовывают таблицу  в тетрадь, которую забирают домой. Дома  ребята рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают. Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь. Несколько таблиц демонстрируются в качестве образца, а в дальнейшем, дети самостоятельно заполняют таблицы, используя свои умения и навыки (в зависимости от возраста). 

Тема: «Приветствие»

- называется имя

- улыбка согревает приветствие

- младший  первый приветствует старшего

- руки в карманах не держим

- входящий  первый приветствует присутствующих

- мужчина первый приветствует женщину

- первая подаёт руку для рукопожатия женщина

- не жуём, когда приветствуем

- при разговоре смотрим на «третий» глаз

- для рукопожатия подаём правую (чистую) руку (левая сторона тела считается сатанинской, нечистой).

Тема: «Прощание»

- при прощании используем пожатие руки

- кивок головой

- взмахивание рукой

- дружеское прощание: пока, счастливо, чао

- если предполагается встреча говорим « до встречи»

- как вы прощаетесь с родителями перед сном?

- само слово «прощай» означает конец встреч

Тема: «Поведение на улице»

- на улицу выходим опрятно одетыми

- двигаемся по правой стороне дороги

- шеренгой по улице не ходим

- девочка идет с более почетной правой стороны (на левом боку висела сабля)

- дорогу переходим по зеленому сигналу светофора

- на улице не кричим

- на улице не мусорим, для бумажек есть урна

- на улице ничего не жуем

- можно есть только мороженое, но не облизывать, а кусать

- если на улице несчастный случай, звоним по 03.

Тема: «Правила поведения в транспорте»

- при выходе из транспортного средства, помогаем выйти пожилым, маме, девочке

- уступаем место инвалидам, маме

- не обсуждаем громко свои проблемы

- не наступаем на ноги, не стоим ногами на сиденье

- в транспорте не причесываемся

- не едим

- уступаем место кому тяжело стоять (маме с малышом)

- троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот - спереди

- если нам уступили место, то благодарим и отказываемся

- не толкаем всех локтями

- если у нас за спиной висит рюкзак, снимаем его и ставим рядом

Тема: «Говорим по телефону»

- не жуём, разговаривая по телефону

- не зеваем, навевая скуку на своего собеседника

- если телефон прогудел 4-5 раз и никто не взял трубку, не беспокоим этот номер

- если всё-таки трубку взяли, то сначала  приветствуем того, кому звоним

- и второе – представляемся, т. е. называем свое имя

- все телефоны записываем в записную книжку

- обязательно выучим свой номер телефона

- звоним до десяти часов вечера: позже кто-то может лечь спать

- спрашиваем, не оторвали ли от важных дел

- долго не болтаем, т.к. может быть кто-то другой не может дозвониться по важному делу

- если мы попали не туда, извиняемся

- если к нам попали по ошибке, отвечаем: "Простите, Вы ошиблись номером"

Тема: «Идём в театр»

- в театр приходим красиво одетыми (причёсанными, умытыми, с чистым носовым платочком, в начищенной обуви)

- не забываем взять билет

- приобретаем в театре программу

- после первого звонка подходим к билетёру и просим показать наше место в зале

- после третьего звонка вход в зал запрещён

- в буфете можно попить и поесть

- в зале не едим, не кричим

- представление понравилось – хлопаем в ладошки (аплодисменты)

- спокойно идём в гардероб и по номерку берём свою одежду

Тема: «Поведение в магазине» 

- придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей

- не берём животных в магазин

- в магазине встаем в очередь

- корзина для товара

- продукты берём руками только в упаковке

- этикетные нормы обращения к продавцу

- сначала заплати за товар (продукт) – потом его ешь

- не кричим в магазине

- не бегаем по магазину. 

Тема: «Правила поведения в храме».

- одежда для посещения храма должно быть скромной

- за руки не держимся

- не кричим

- не кушаем

- не пьем в храме

- сидят на скамейках только пожилые люди

- если поставили свечку, сразу не убегаем от нее

- не разрешается в храме проводить фото и видеосъемки, только в исключительных случаях

- не бегаем в храме.

Тема: «Правила дружбы детей группы»

- не деремся

- не жадничаем

- не ссоримся

- не кричим друг на друга, говорим спокойно

- жалеем тех, кто плачет, стараемся ему помочь

- извиняемся, если нечаянно уронили, помогаем встать

- если ребёнок нарушает правило в игре, не дерёмся, а напоминаем ему об этом правиле

- не обманываем

- приносим в группу игрушки и угощение всем детям.

Мнемотаблица №1 «Приветствие»

http://ped-kopilka.ru/images/1(484).jpg

Мнемотаблица №2 «Прощание»

http://ped-kopilka.ru/images/2(485).jpg

Мнемотаблица №3 «Поведение на улице»

http://ped-kopilka.ru/images/3(462).jpg

Мнемотаблица №4

«Правила поведения в транспорте»

http://ped-kopilka.ru/images/4(450).jpg

Мнемотаблица №5 «Говорим по телефону»

http://ped-kopilka.ru/images/5(446).jpg

Мнемотаблица №6 «Идем в театр»

http://ped-kopilka.ru/images/6(426).jpg

Мнемотаблица №7 «Поведение в магазине»

http://ped-kopilka.ru/images/7(406).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"

Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому  ...

Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"

Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....

Проект «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста».

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности ( на занятиях по лепки, рисо...

Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста.

Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей....

Мастер-класс для воспитателей "Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста" (с презентацией)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость...

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»

Для современного общества все более характерно преобладание инновационного способа развития, в основе которого лежит способность к нововведениям. Источниками инновационного процесса общества являются ...