«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР»
методическая разработка (средняя группа)
Папка - передвижка
«Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка среднего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka-peredvizhka.docx | 292.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
МКДОУ «Буратино»
Хвастовичского района Калужской области.
Папка - передвижка
«Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка среднего дошкольного возраста»
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР»
Воспитатель:
Евтюхова Наталья Игоревна
2023
Игра – присущий только детям способ познания мира и совершенствования своих умений. Развитие детей в физической, когнитивной, психосоциальной области улучшается благодаря игре.
Игра удовлетворяет многие потребности ребенка: выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной ситуации. Ее называют «работой детей». Она способствует улучшению сенсорных способностей и физических навыков, создавая все возможности для того, чтобы ребенок мог отточить и расширить только что приобретенные им интеллектуальные умения.
Игра отличается от любого другого вида деятельности. Это вид поведения, в который включаются только ради удовольствия; игра не преследует какой-либо иной цели, нежели та, которая заложена в ней самой. Она начинается по инициативе самих играющих; требует, чтобы играющие были активно вовлечены в нее; связана с другими сторонами жизни, содействуя социальному росту и развитию творческих способностей.
По мере того, как дети растут, их игры меняются. Маленькие дошкольники играют с другими детьми, обсуждают то, что происходит вокруг, обмениваются игрушками. Дети постарше могут играть вместе и помогать друг другу в деятельности, преследующей определенную цель. Дошкольникам нравится строить и создавать что-то из различных материалов, а также разыгрывать роли, пользуясь какими-нибудь бутафорскими предметами.
Один из основных видов игр заключается в проигрывании разных ролей и ситуаций: дети играют в дочки-матери, копируют родителя, уходящего на работу, изображают няню, космонавта, шофера. Такая игра, называемая сюжетно-ролевой, включает в себя не только имитацию поведения кого-либо, но также значительный элемент фантазии и новые способы взаимодействия.
С ее помощью дети знакомятся с социальными отношениями, нормами,
традициями и другими аспектами культуры. Кроме того, такая игра способствует развитию грамотности ребенка.
В ролевых играх находит отражение возросшая социальная зрелость детей, которая появляется у них. Игровые действия малышей демонстрируют, что они понимают намерения других детей, и это позволяет им с успехом разыгрывать различные роли. Чтобы игра была успешной, играющие должны взаимодействовать друг с другом; если каждый из детей не будет исполнять свою роль, игра не получится. Подражая кому-то, притворяясь и исполняя роли, они развивают способность к символической репрезентации (способность представлять прошлые и настоящие события, опыт и понятия с помощью слов, изображений, жестов или других знаковых средств). Ролевая игра также позволяет ребенку представить себя на месте других людей, надеть на себя различные маски и расширить спектр своих мыслей и чувств. Такая игра способствует лучшему пониманию, как других людей, так и самого себя.
Проигрывание ролей дает детям возможность поэкспериментировать с различными моделями поведения и увидеть, к каким это может привести последствиям. Например, малыши, играющие в больницу с куклами со своими приятелями или одни, могут исполнить множество разнообразных ролей: больного, врача, медсестры, посетителя. Когда они разыгрывают эти роли, ими могут двигать подлинные страхи и опасения заболеть, оказаться зависимыми от других людей.
Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В сюжетно-ролевой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов, от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Таким образом, игра – это деятельность, которая является в дошкольном возрасте ведущей. Она оказывает огромное влияние на развитие психики и личности ребенка, умственное развитие. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения и общения дошкольника со сверстниками, которое разворачивается также в процессе совместной игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития потенциальных сил и возможностей ребенка, для становления основ личности. Актуальность проблемы развития коммуникативных способнос...
Проект «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
подготовительная группа...
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Обобщенный опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»
В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...
Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Статья предназначена как для педагогов дошкольных учреждений, так и для родителей....
Проект «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики. В современных условиях в педагогической науке большое место ...