Конспект «В чем суть экологического воспитания?»
консультация
Современный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическая культура человека формируется с детства, и именно от нее зависит то, как человек будет относиться к окружающей природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«В чем суть экологического воспитания?» | 100.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическая культура человека формируется с детства, и именно от нее зависит то, как человек будет относиться к окружающей природе.
В чем суть экологического воспитания
Экологическое воспитания включено во все программы дошкольного образования и и представлено тремя основными задачами:
- Формирование у детей элементарных знаний о природе – экологическое образование.
- Формирование умений и способов взаимодействия с природой – формирование экологической культуры.
- Воспитание любви к природе, умения чувствовать ее красоту – экологическое воспитание.
Содержание экологических знаний и умений усложняется и расширяется в каждом возрастном периоде от элементарных представлениях о домашних животных в младшей группе до сложных знаний о биологических системах и космосе в подготовительной.
Выделяется несколько основных разделов:
- неживая природа,
- сезонные изменения,
- растительный мир,
- животный мир,
- человек и природа (защита природы).
При этом всегда наблюдается взаимосвязь между образованием, культурой и воспитанием. Чем больше знаний о природе, тем больше ответственности за ее сохранность.
Экологическое воспитание в детском саду – одна из самых сложных задач, так как нуждается в большом количестве наглядного материала. Непосредственным наблюдением может быть охвачена очень маленькая часть экологического содержания. Почти все знания демонстрируются с помощью специальных дидактических пособий.
Экологическая предметно-пространственная развивающая среда
Экологическое воспитание начинается с развивающей среды. Экологическое оформление в ДОУ очень важное условие воспитательной работы. Здесь важен не только уголок природы со специальным подбором растений и атрибутов труда, но и доступный детям природоведческий материал.
Содержание среды:
- Тематические наборы фигурок животных: обитатели леса, домашние животные, зоопарк, животные джунглей, насекомые, птицы, рыбы и др.
- Наборы овощей, фруктов, грибов, растений из пластика и фетра.
- Наборы предметных картинок по разным экологическим разделам.
- Игрушки-сундучки для сортировки мусора.
- Гербарии.
- Природный материал: шишки, желуди, камушки, веточки.
- Дидактические игры для дошкольников с экологическим содержанием.
Новый материал вводится после изучения на занятиях по экологии.
Содержание среды:
- Тематические наборы фигурок животных: обитатели леса, домашние животные, зоопарк, животные джунглей, насекомые, птицы, рыбы и др.
- Наборы овощей, фруктов, грибов, растений из пластика и фетра.
- Наборы предметных картинок по разным экологическим разделам.
- Игрушки-сундучки для сортировки мусора.
- Гербарии.
- Природный материал: шишки, желуди, камушки, веточки.
- Дидактические игры для дошкольников с экологическим содержанием.
Новый материал вводится после изучения на занятиях по экологии.
Экологические игры в ДОУ
Это самый распространенный и любимый детьми вид деятельности. Экологические игры представлены дидактическими и подвижными. Дидактические игры с экологическим содержанием подбираются в соответствии с возрастом.
- Младший дошкольный возраст: разрезные картинки, картинки-половинки, игры-вкладыши, наборы из фетра, игры на липучках.
- Средний дошкольный возраст: игры с загадками, игры на соответствие и различия, лото и домино на экологические темы, развивающие часы.
- Старший дошкольный возраст: игры-лото «кто как устроен», экологические цепочки, дидактические пазлы «Свойства», «Природа», игры-ходилки и эстафеты, игры-ребусы, игры по сортировке мусора, игры Мемо, игры-викторины.
Формы экологического воспитания
Соответственно ФГОС ДОэкологическое воспитание в детском саду происходит путем организации специальных образовательных ситуаций в виде игр, бесед, наблюдений. Небольшая дозировка информации способствует лучшему ее усвоению. Однако существуют такие тем, которые не вмещаются в малый формат и нуждаются в специально организованной образовательной деятельности – занятиях по экологии. Их особенности зависят от возраста детей.
Занятия по экологии в младшей и средней группах ДОУ длятся 15-20 минут и отличаются большим количеством наглядного дидактического материала. Важно, чтобы материал был не только наглядным, но и практическим, чтобы дети могли что-то потрогать, пощупать, насыпать и т.д. Такая деятельность называется экспериментальной. В этом возрасте ее трудно организовать, но именно она даст детям полное представление о предметах и явлениях окружающего. Кроме картинок и видеоматериала широко используются наборы фигурок животных, птиц, насекомых, макеты овощей, фруктов ягод, грибов.
Интересной формой работы являются экологические мероприятия в ДОУ. Чаще всего их проводят как итог экологических проектов. Так, например, итогом проекта об осени может стать осенний балл, а проект «Путешествие зернышка» может завершиться экологическим мероприятием «Путь хлеба».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии "Экологическая пирамида"
На данном занятии дети знакомятся с экологической пирамидой, Описываются дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром, цель занятия: Воспитание детей, способных понять природу, беречь её...
Конспект занятия по экологии "Экологическая пирамида"
В этом конспекте ребят знакомят с экологической пирамидой-цепочкой.А так же убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Этот занятие...
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию "Прилетали птички, птички-невелички, весело скакали, зернышки клевали"
Знакомство детей младшей группы с приметами весны и жизнью птиц , рисование грача методом "тычка"...
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»
учить детей различать и называть деревья и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....
Суть экологического воспитания в ДОУ
Суть экологического воспитания в ДОУЭкологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выр...
Конспект занятия «Тайны Совушки». (конспект НОД по развитию экологических представлений для детей старшего дошкольного возраста)
Цель. Углублять экологические представления детей старшего дошкольного возраста о мире растений в процессе ознакомления с разнообразием и функциями листьев.Задачи.Создавать условия для развития познав...
Конспект НОД по познавательному развитию. Конспект по формирофанию элементарных экологических представлений во второй младшей группе
Формирование первичных ценностных представлений о животных как братьев наших меньших...